Мир Абая

​Азбука нового познания

Труд Главы государства Касым-Жомарта Токаева «Абай и Казахстан в XXI веке», увидевший свет в газете «Еgemen Qazaqstan», я назвал бы азбукой нового познания Абая. Потому что ранее мы, цитируя его поговорки и пословицы, «Слова назидания» и другие мудрые изречения, делали это без должного осознания их значимости для нашей государственности.

В своей статье Касым-Жомарт Токаев умело показывает и доказывает, что дальновидный Абай своим творчеством сопереживает будущему – нашему веку и нашему новому обществу, становится нам ближе и понятнее. Президент труды мыслителя Абая рассматривает через призму вызовов и проблем сегодняшнего дня, которые волнуют все человечество, тесно связывая с решением насущных задач, стоя­щих перед ним, и тем самым повышает мировой интерес к их изучению.

Абай на деле – это образец будущего нации! Исследования Касым-Жомарта Кемелевича в этом плане доказательны.

«Изучая произведения Абая, – пишет он, – мы замечаем, что он искренне хотел, чтобы страна двигалась вперед, развивалась, и всеми силами пропагандировал эту идею. Мы знаем, что основа прогресса – образование и наука. Абай всей душой желал, чтобы казахи неустанно учились. «Если не добыл знания, тебе нечем хвалиться», – говорил он, имея в виду, что нельзя добиться успехов, не обладая знаниями. Он подчеркивал: «Знанием нельзя жертвовать за богатство». Напротив, чтобы страна была богатой, нужно осваивать науку. Так мы должны понимать и слова великого Абая: «Нужно думать не о выгоде, а о чести и стремиться к знаниям». Они сейчас не только актуальны, но даже имеют еще большее значение, чем прежде. Мы видим, что цель науки XXI века – в стремлении к достижению высот и движению вперед».

Не секрет, что в наше непрос­тое время каждого из нас волнует вопрос: «Как сохранить нацию?» Основу ответа на нее Касым-Жомарт Токаев находит у Абая. «Познание Абая – это познание самого себя, – делится он. – Познание человеком себя зиждется на постоянном развитии и накоплении научных знаний. Это и есть формула интеллектуальной нации. Наследие Абая для нынешнего и будущих поколений – одно из главных дос­тояний, которое должно стать путеводителем».

«В мире есть исторические личности, известные философы, мыслители и просветители планетарного масштаба. В их числе Абай Кунанбаев, – продолжает Президент страны. – И мы должны добиться того, чтобы иностранцы, говоря о Казах­стане, обязательно упоминали имя этого Великого Человека и стали говорить «Казахский народ – это народ Абая». Для этого в первую очередь мы, казахстанцы, сами должны познать Абая. Для достижения этой цели нас ждет совместная кропотливая работа. Если хотим развиваться и процветать, надо укреплять государственность».

Изучение трудов Абая наш Президент считает делом государственной важности. Ведь в своих произведениях просвещенный акын радел за единство нации, выдвигал идею справедливого общества. Разве это не актуально поныне? Мы воочию наблюдаем, как Касым-Жомарт Токаев в своей деятельности руководствуется учения­ми Абая. В его прошлогоднем Послании народу Казахстана сказано: «Наша общая задача – воплотить в жизнь концепцию «Слышащего государства», которое оперативно и эффективно реагирует на все конструктивные запросы граж­дан. Только путем постоянного диалога власти и общества можно построить гармоничное государство, встроенное в контексте современной геополитики». По примеру Главы государства каждый из нас, казахстанцев, должен соизмерять свой труд, поступки, помыслы и саму жизнь с учения­ми Абая. Они должны лечь в основу воспитания молодежи.

«Справедливость – это в том числе равенство всех граждан перед законом, независимо от служебного положения и социального статуса. Это и есть верховенство закона, – говорит Президент. – Если мы в Основном законе объявили о строительстве правового и демократического государства, то обязаны обеспечение законнос­ти ставить выше родственных отношений казахов. Нынешняя молодежь ратует за честность, правдивость и верховенство закона. Отсутствие оных вызывает у нее разочарование, апатию, побуждает к роковому шагу. «Вставшему на неправедный путь казаху очень не просто собрать волю в кулак и вернуться к прежней жизни. Праведная смерть предпочтительнее», – сказано в «Словах назидания» Абая (4-6)».

«Как говорил Абай, самодовольство и самовосхваление, возвышение себя и принижение других – не украсят нас. В пос­тупательном движении вперед мы должны научиться трезво оценивать и анализировать все события, происходящие в мире и своей стране, взвешивать каждый новый свой шаг». Эти слова Президента сродни абаевским и призывают нас изживать сплетни, обман, хвастовство, лень и транжирство, которые, к сожалению, по сей день представляют угрозу для казахского общества. «Превыше всего мы можем поставить только согласие и единство как основу стабильности и развития государства», – резюмирует он. Эта цитата перекликается с изречением Абая «Нет товарища ближе мира и согласия».

«Жизнь человека сплошь состоит из общения с другими людьми, – пишет далее Президент страны. – Без этого он теряет связь с обществом. Общение в обязательном порядке порождает ответственность. Она нарушается человеком в том случае, когда он личное ставит выше общественного. Абай призывал соотечественников не отрываться от народа. А для этого благословлял, помимо холодного разума и железной воли, иметь горячее сердце. Все эти три компонента поэт-мыс­литель всегда рассматривал в единстве. Но при этом подчеркивал, что первые два обязательно должны подчиняться сердцу». Статья Касым-Жомарта Токаева «Абай и Казахстан в XXI веке», несомненно, будет способствовать воспитанию чувства казахстанского патриотизма и развитию общечеловеческих нравственных ценностей.

Автор:
Жабал Ергалиев, писатель, заслуженный деятель РК
13:39,15 Января 2020
0
316
Подписка
Скопировать код

Читайте также

Популярное