Мир Абая

О гении расскажет музыка

Вокально-поэтический вечер «Адамзаттың Абайы» в камерном зале театра Astana Opera представил великого Абая как личность неисчерпаемо многогранную.

Гражданин, музыкант, философ, поэт... С огромной любовью эти ипостаси личности Абая языком музыки раскрыл прославленный камерный хор Государственной академической филармонии столицы под руководством Заслуженного деятеля РК, профессора КазНУИ Гульмиры Куттыбадамовой. Красота исполнительского мастерства настолько тронула сердца слушателей, что они прониклись еще большей любовью к творчеству классика казахской литературы Абая Кунанбаева.

Как известно, его наследие ­насквозь пронизано «минорным складом», что объясняется глубоким пониманием эпохи, в которой он жил, его переживаниями о будущем казахского народа, отразившимися в знаменитых «Қара сөздер» и других произведениях. Традиционно образ Абая с советской поры воспринимается как монументальная личность – в тюбетейке, с книжкой в руках. Сквозь толщу многочисленных однотипных памятников трудно увидеть тонкую душу поэта и нарисовать его психологический портрет. Но чудо возможно. И его способна сотворить музыка, перевернув сознание слушателей. Вот что значит правильно расставить акценты, продумав сюжетные нюансы.

Драматургическая канва концерта была необычной. Гульмира Куттыбадамова изменила подход к репертуарному подбору произведений. Концепция была настолько четко продуманной, что слушатели не могли не восхититься масштабом личности Абая Кунанбаева.

Блестяще исполненная кантата Сыдыка Мухамеджанова «Жыл мезгілдері» представила мысленному взору бескрайнюю степь, отражая переменчивость природы, настроений и изменчивости бытия. Особое чувство вызвала и песня классика казахской музыки Ахмета Жубанова «Қарлығаш», ­поистине ставшая народной.

Когда я спросила Гульмиру Куттыбадамову о том, почему концерт не начался с песен Абая, она ответила: «Мы хотели погрузить слушателя в философский мир, питавший его творчество». Руководитель хора поставила сложную задачу перед певцами. Им пришлось не только исполнять произведения Абая и других композиторов, но и читать монологи и стихи классика казахской литературы. Каждое слово стихов и произведений хористы донесли слушателям во всей красоте и полноте.

Дуэт Айдара и Ажар из оперы «Абай» А. Жубанова и Л. Хамиди спели свежо и тепло Асылжан Кайыпов и Маншук Курмангазина. Молодые певцы сделали акцент не на особенностях исполнения партии, а на ее эмоцио­нальном содержании. Следует отметить, что сегодня ведущие позиции в искусстве переложения песен для хорового исполнения занимают Беимбет Демеуов и Амантай Жумашев. И если Беимбет Демеуов славится музыкально-профессиональным подходом к аранжировке, то Амантай Жумашев в процессе обработки больше опирается на слуховой опыт в восприятии казахского мелоса.

Кстати, не каждый композитор может справиться с подобной задачей. И вот почему. Хор – это единый живой организм со своими правилами и особенностями. Нельзя начинать исполнение с тех слов, которые могут затеряться в общем смысловом контексте, разрушив содержательность песни.

Концерт в Astana Opera в полной мере оправдал свой жанр вокально-поэтического вечера и воспринимался как полноценное музыкальное сочинение, в котором есть вступление, экспозиция (начало), кульминация (верх эмоционального накала), реприза и кода (окончание).

После песен Абая «Таңғыжайып бұл қалай хат?» (письмо Татьяны, интерпретированное Амантаем Жумашевым), «Желсіз түнде жарық ай» (Айзада Капонова), «Қараңғы түнде тау қалғлып» (Руслан Совет и Маншук Курмангазина); а также кюя Биржан-сала «Ақжорғажан» произошел своеобразный катарсис. В переложении для хора произведение Газизы Жубановой «Мен көрдім ұзын қайын қүлағанын» было исполнено с таким эмоциональным накалом, что некоторые зрители не удержались и заплакали. Давно не приходилось видеть столько эмоций во время концерта!

Затем перед слушателями предстали именитые певцы Талгат Мусабаев и Азамат Желтыргузов – обладатели бархатных ба­ритонов, исполнители партии Абая в одноименной опере. Впервые Талгат Мусабаев исполнил партию Абая, когда работал в Театре оперы и балета им. К. Бай­сеитовой, а постановщиком оперы был знаменитый режиссер Есмухан Обаев. Отвечая на вопрос об образе Абая, Талгат Мусабаев в одном из интервью говорил: «У нас часто мыслят штампами. Если это Абай, то он должен быть степенным, взрослым. А Обаев отошел от привычного образа и показал поэта молодым и стройным. Потом последовали отзывы, что, мол, все неплохо, но хотелось бы Абая видеть постарше. А ведь главное, чтобы новшества были логичными и обоснованными.

Нельзя не отметить и исполнительское мастерство Азамата Желтыргузова, ставшего гордостью КазНУИ. Работать с ним – истинная радость. Он не только профессионал высочайшего класса, но и глубоко порядочный человек, которого отличает аристократизм и благородство. И именно эти черты его роднят с образом Абая.

Наши прославленные баритоны исполнили в сопровож­дении хора песни М. Сагатова «Домбыраға қол соқпа» (соло Т. Мусабаев), Абая «Ішім өлген, сыртым сау» (в переложении для хора Н. Тлендие­ва), Шакарима «Бұл ән бұрынғы әннен өзгерек» (соло А. Желтыргузов), Н. Тлендие­ва «Абай арманы» (соло Асыл­жан Қайыпов) и другие.

Удивительно, как мягкие бархатные голоса солистов гармонично и современно передали не только характер песен, но и дух времени! Хор и солисты продемонстрировали непреходящую ценность наследия Абая. Глубокое осмысление культурного насле­дия великого сына казахского народа и продуманность драматургической канвы сподвиг­ли слушателей к сопереживанию и эмоциональному отклику.

Гульмира Куттыбадамова как драматург сценического действия не забыла, что Абай был автором кюев, три из которых сохранились до наших дней. Один из них – «Май түні» – был исполнен кюйши Нуржаном Сагнай. Особую атмосферу формировало и то, что на протяжении всего концерта кюйши сидел на сцене, создавая инструментальный фон во время чтения монологов Абая и его стихов. Нельзя не сказать и о роли ведущего – тележурналиста Шерхана Жамбылулы, который не только сопровождал слушателей в путешествии по творчеству Абая, но и читал его монологи.

Апофеозом вечера стала ария Абая из одноименной оперы в исполнении Азамата Желтыргузова, еще раз подтвердив, что певец остается одним из лучших исполнителей роли Абая на оперной сцене.

Необычной была и сoda – заключительная часть концерта. После последнего номера – песни Абая «Айттым сәлем, Қаламқас», которую исполнили солисты Руслан Совет и Маншук Курмангазина, зрители попросили повторить ее на бис. Любимый народом шедевр спели все вместе – хор и зрители.

Вокально-поэтический вечер «Адамзаттың Абайы» оставил неизгладимые впечатления. Авторы проекта – Гульмира Куттыбадамова и Куат Ежембек. Очень порадовало не только глубокое проникновение в поэтический и музыкальный материал, но и уважение к зрителям. Увы, не редкость – концерты с вереницей образов, не скрепленных единой тематической канвой… Сегодня казахстанская публика становится все более разборчивой, искушенной, требовательной и думающей.

Этим критериям отвечала пред­ставленная программа, которая достойна повторения не только на концертных площадках во всех регионах нашей страны, но и за рубежом. Концерт поражает сверхэмоциональным накалом, художественным оформ­лением, чистотой исполнения и безграничной любовью к творчеству прославленного сына казахского народа. Здесь слышен живой голос поэта, и навстречу ему распахнется ваша душа.

Автор:
Меруерт Курмангалиева, член Союза композиторов Казахстана, кандидат искусствоведческих наук, доцент КазНУИ
11:03, 24 Февраля 2020
0
4166
Подписка
Скопировать код

Популярное

Новости партнёров