Мир Абая

О характере и красоте родной земли

​ В честь 175-летия Абая Кунанбаева впервые издан каталог, объединивший свыше ста произведений живописи, графики и скульптуры, авторы которых представили свое видение многогранной личности поэта, философа, просветителя и основоположника казахской письменной литературы.

Презентация каталога «Образ Абая глазами художников Казахстана» состоялась на открытии выставки работ мастеров прошлого века и современности из фондов Государственного музея искусств им. А. Кастеева, составивших новое издание.

– Значение Абая для Казах­стана сопоставимо со значением Пушкина для России, Гете – для Германии или Шекспира – для Великобритании, – подчеркнула директор музея, профессор Гульмира Шалабаева. – Творческое наследие классика казахской литературы по праву вошло в число лучших достижений мировой литературы.

Каталог объединил образы Абая в ранних живописных полотнах Абылхана Кастеева, Бейсенбая Сарсенбаева, Кулахмета Ходжикова с наполненными пафосом произведениями Токболата Тогысбаева, Али Джусупова и других мастеров. Позднее появились оригинальные работы Сакена Гумарова, Бахыта Бапишева, Владимира Киреева, в которых они проявили свою индивидуальность. Каждый из художников видел Абая по-свое­му: целеустремленным, вдумчивым, величественным.

– Но, пожалуй, общей чертой собранных в коллекции работ является внимательный взгляд поэта, за который маленького Ибрагима его бабушка Зере и прозвала Абаем, – добавила гость презентации и представитель спонсора издания каталога Наталья Акентьева.

Новая книга дала возможность взглянуть на наследие Абая глазами художников. Первые живописные и графические работы относятся к 1934 году. Именно в этот год был объявлен респуб­ликанский художественный конкурс на создание образа Абая. Отсутствие иконографического материала усложняло работу, возможно, поэтому тогда не все удалось. Об этом можно судить по воспоминаниям Юрия Домбровского, который остался разочарованным увиденным и написал: «Со всех полотен на меня смотрело одно и то же лицо, с одним и тем же выражением». Однако были и удачи, например, интересный портрет ­поэта, вошедший в каталог, создал Бейсенбай Сарсенбаев. Портрет его кисти подкупает прямотой, наивным реализмом, заметно искреннее стремление Сарсенбаева раскрыть многогранность Абая. Изображение поэта художник поместил на фоне казахского текемета – неотъемлемой части жилища кочевника.

– Немецкий мыслитель Гегель писал: «Философия – это прежде всего охват эпохи мыслью». Но для этого нужно быть мыслителем высокого уровня, каковым являлся Абай Кунанбайулы, живший в Казахстане во второй половине XIX века, – подчеркнула значение наследия поэта руководитель сектора графики отдела изобразительного искусства Казахстана и куратор выставки Сандугаш Мырзабекова. – Художники, чьи работы вошли в каталог, каждый по-своему передают образ Абая. На одних полотнах мы видим вдохновенный образ мыслителя, на других – вдумчивого Абая с книгой в руке.

Многократно обращался к образу поэта народный художник Казахстана Абылхан Кас­теев (1904–1973). На эту тему он создал более десяти акварельных и карандашных работ. На выставке впервые за многие годы был экспонирован его рисунок тушью «Портрет Абая». В следующей его работе «Абай на джайляу» поэт изображен уже умудренным жизнью аксакалом.

Замечательный образ поэта написал и народный художник КазССР Леонид Леонтьев (1913–1983) в графических листах (карандашном и пастельном), подкупающих своей душевностью. В первой работе Леонтьев показал Абая задумчивым, даже печальным, осознающим сложность бытия, на втором листе – внут­ренне собранным, сосредоточенным и с легкой улыбкой на просветленном лице. В каталог вошла не менее интересная серия эскизов народного художника Айши Галимбаевой (1917–2008), написанная ею к фильму «Песнь Абая» – это «Состязание акынов», «Ажар и Айдар», «Суд биев». В «Портрете Абая» кисти Нагимбека Нурмухаммедова фигура мыслителя смотрится монументально, ему словно тес­но в рамках картины – таким образом художник хотел передать мощный дух, внутреннюю силу, присущую Абаю.

Новое издание украсили также произведения блестящего мастера графического искусства Евгения Сидоркина, дваж­ды обращавшегося к роману Мухтара Ауэзова «Путь Абая». В 1960 году он создал серию книжных иллюстраций в линогравюре, а в 1970-м появились автолитографии «Абай и его бабушка», «Тогжан», «Матери», «Кунанбай», «Байга» и другие. Иллюстрации Сидоркина отразили грозную, трагически сложную атмосферу жизни казахов конца XIX века.

История образов Абая не будет полной без обращения к монументальным произведениям. Скульпторы Ескен Сергебаев, Вагиф Рахманов и другие показали Абая в первую очередь поэтом-философом. В каталог вошла еще одна интересная работа – бюст Абая, выполненный армянским скульптором Ервандом Годжабашяном и переданный в дар Музею им. А. Кастеева.

Все эти произведения из фондов музея искусств отобразили не только жизненный путь Абая, они также повествуют о национальном характере и судьбе казахского народа, красоте нашей земли.

Автор:
Раушан Шулембаева
09:11, 26 Ноября 2020
0
13502
Подписка
Скопировать код

Читайте также

Популярное