Мир Абая

«Слово мудреца да слушают понимающие...»

​ В Алматы проходит выставка, организованная Государственным историко-культурным и литературно-мемориальным заповедником-музеем Абая «Жидебай-Борили» в честь 175-летия Абая Кунанбайулы.

Достойные потомки

Выставка «Білімдіден шыққан сөз, талаптыға болсын кез...» («Слово мудреца да слушают понимающие...») уникальна и интересна тем, что здесь впервые представили рукописи внучатого племянника Абая – Архама Какитайулы Искакова «Жизненный путь Абая» и «Последние годы поэта». А также архивные материалы и исторические документы, касающиеся жизни и творчества Абая, его трехструнную домбру, письма поэта сыну Магауие.

– Ранее эти рукописи нигде не выставлялись, – сообщила ученый секретарь Государственного заповедника-музея Рау­шан Елекенова. – Отец Архама, Какитай, был сыном Искака, младшего брата Абая.

Архам Искаков посвятил себя изучению наследия своего великого предка и стал основоположником и одним из первых сотрудников литературного музея Абая в Семипалатинске. В свое время он смог соб­рать воспоминания об Абае и его семье среди современников, родст­венников и друзей, большое количество разных экспо­натов того времени. Кроме того, Архам Какитай­улы сос­тавил и свои записи об Абае, которые абаеведы ввели в науч­ный оборот.

И еще немаловажный факт из жизни Архама: он умел петь. В его исполнении Латиф Хамиди и Борис Ерзакович записали около 30 вариантов песен Абая.

По словам Раушан Елекеновой, во время написания своего знаменитого романа-эпопеи «Путь Абая» Мухтар Ауэзов также использовал воспоминания Архама Какитайулы. Достойный потомок Кунанбая, Архам сам являлся незаурядной творческой личностью и, следуя примеру Абая, сочинял литературные произведения. Его перу, к примеру, принадлежит поэма «Загипа».

Отшельническая жизнь

Интересна судьба другого талантливого потомка Кунанбая. Речь идет о племяннике Абая – Шакариме, сыне его старшего брата Кудайберды.

В 7 лет Шакарим Кудайбердиев остался без отца, и тогда мальчика забрал к себе на воспитание Абай. Жизнь рядом с великой личностью, несомненно, оставила неизгладимый след в его душе и оказала огромное воздействие на мировоззрение и творческое развитие.

Шакарим изучал западную и восточную литературу – Хафиза, Физули, Навои, а также Байрона, Александра Пушкина, Льва Толстого. Его перевод Хафиза на казахский остается непревзойденным по мастерству и технике, как и его блестящий перевод повести Пушкина «Дубровский».

Шакарим самостоятельно изучал арабский, персидский, турецкий и русский языки. В 1903 году стал членом Западно-Сибирского отделения Императорского русского географического общества.

Судьба чрезвычайно одаренного Шакарима сложилась трагично. После прихода большевиков к власти он не принял их идеологию. И решил жить отшельнической жизнью в горах Шынгыстау. Но и там его нашли сотрудники НКВД: в октябре 1931 года тайно, без суда и следствия, достойного сына казахского народа расстреляли...

– Заповедник-музей привез в Алматы труды сына Шакарима Кудайбердиева – Ахата, который переписал кириллицей рукопи­си своего отца, – пояснила Раушан Елекенова. – Экспонируются также воспоминания Ахата о своем прадеде Кунанбае Ускенбайулы.

Науки свет благой

Для алматинского зрителя не меньший интерес представляют экспонаты, которые в 1885 году Абай лично передал в краеведческий музей Семипалатинска. По словам ученого секретаря Государственного заповедника-музея Раушан Елекеновой, в тот год поэт подарил музею около 60 предметов.

Среди них есть предметы быта, которыми пользовались в семье поэта: шыны аяққап для хранения посуды, мутовка для взбивания кумыса, сыбызгы (свирель), на которой играли в ауле. А еще сосуд-фляжка, которым пользовался сам поэт. Выс­тавку, без сомнения, украсила и трехструнная домбра-тумар, принадлежавшая Абаю. На ней играли его ученики.

Абай Кунанбаев родился в 1845 году в местности Сырт-Каскабулак нынешнего Абайского района Восточно-Казахстанской области. Начальное образование получил у аульного муллы. Затем с 1855 по 1859 год жил в Семипалатинске и учился в медресе Ахмета Ризы. В это же время в течение трех месяцев посещал русскую школу.

Вот как о стремлении к знаниям высказывался сам Абай:


С детства видел я в науке

свет благой,

Но беспечен был и шел

тропой другой,

А когда спохватился,

возмужав,

– До науки не дотянешься

рукой.

Раушан Елекенова сообщила и такой интересный факт: на чердаке мечети, где учился Абай, обнаружили 252 книги на арабском, чагатайском, персидском языках разных лет издания.

– Эти книги мы привезли в Алматы. Они являются ярким подтверждением того, что в мед­ресе во времена Абая изу­чали точные науки и языки. Еще на выставке представлены две сохранившиеся фотографии Абая, – продолжила Раушан Елекенова. – Первый снимок 1896 года в музей передал писатель Мухтар Ауэзов. Со старшим сыном Акылбаем и младшим – Турагулом Абай фотографировался в Семипалатинске. На втором снимке – Абай со своей третьей женой Еркежан, невесткой Камалией – женой внука Аубакира, сыновьями Турагулом и Магауией, внучкой Пакизат. Фото сделано в Жидебае в 1903 году.

Поэт и просветитель часто приезжал в Семипалатинск по разным делам, и они, дейст­вительно, были разными. К примеру, помимо волостных обязанностей Абай вместе с сыновьями много полезного сделал в качестве члена Семипалатинского областного статистического комитета, Попечительского совета, занимавшегося начальным образованием. Бумаги сохранили для нас, потомков, оригинальную подпись Абая, которую можно увидеть на выставке. А еще – ознакомиться с научными исследованиями творчества поэта и информацией о Государственном историко-культурном и литературно-мемориальном заповеднике-музее Абая «Жидебай-Борили», который имеет 80-летнюю историю.

Автор:
Раушан Шулембаева
11:13, 2 Марта 2020
0
4022
Подписка
Скопировать код

Популярное

Новости партнёров