Независимость: год за годом

У истоков конституционной законности

В истории независимости страны особое место занимает 1995 год – время принятия Конституции Казахстана. Это событие стало точкой отсчета в формировании новых общественно-политических и правовых отношений.

На стыке эпох

В прошлом году казахстанцы отметили 25-ю годовщину со дня принятия Конституции Казахстана. Правда, в связи со сложившейся эпидемиологической обстановкой многие мероприятия прошли в онлайн-формате. Впрочем, само понимание того, что республика вот уже четверть века живет по заданному когда-то курсу на развитие демократии, правовых основ государства дает нам надежду на скорое достижение поставленных планов.

Конечно, сама Конституция не появилась из ниоткуда. Это был документ, где за основу бралась предыдущая Конституция 1993 года. Почему не оставили тот Основной закон? Потому что Конституция не несла в себе базовых принципов разделения властей, была мало ориентирована на ставшие современными рыночные отношения.

К слову, уже тогда, в 1993 году, об этом с высоких трибун говорил и сам Первый Президент Нурсултан­ Назарбаев, не исключавший перспективу внесения изменений и дополнений соответственно вызовам времени.

«Надо отчетливо понимать, что изменения в экономике, общественных отношениях, в психологии народа рано или поздно приведут к необходимости совершенствования конституционных норм, – подчеркивал Нурсултан Назарбаев. – Это естественный процесс. Основной закон – своеобразное зеркало нашей жизни, наших общих проблем. И разве можно решить их разом? Вот почему через какой-то период придется вернуться к уточнению некоторых норм, адекватных времени».

Кстати, сейчас многие называют Конституцию 1993 года до­кумен­том переходного периода. И это вполне объяснимо, поскольку он заменил собой Конституцию еще 1978 года!

Да, нам пришлось вступить в независимость с Основным законом, разработанным еще в условиях советского периода. Хотя, безусловно, когда развалился СССР и республика стала официально независимой, в Конституцию государства вошел ряд изменений. Это были законы, согласно которым главой исполнительной и распорядительной власти стал Президент, а Совет министров преобразовали в Кабинет. Кроме того, были приняты и законы «Об изменении наименования Казахской Советской Социалистической Республики», «О государственной независимости Республики Казахстан», «О гражданстве РК» и другие.

Первая Конституция независимого Казахстана была принята на IX сессии Верховного совета республики XII созыва 28 января 1993 года. В основе ее лежала модель парламентской республики. Она провозглашала как народный суверенитет, так и принцип разделения властей. Президент был признан Главой государства, а казахский язык стал государственным.

«Завершена огромная и сложнейшая работа, которая велась более двух лет, – говорил Нурсултан­ Назарбаев на сессии Верховного совета в день принятия первой Конституции суверенного государства. – Эта работа диктовалась необходимостью закрепления государственной независимости республики, ее перехода к социально ориентированной рыночной экономике, формирования качественно нового законодательства».

Вместе с тем основным пробелом этого документа стало фактическое отсутствие сис­темы сдержек и противовесов, принципа разделения властей. А поводом к пересмотру положений Конституции стал политический кризис 1995 года.

Все началось из-за разразившегося скандала по поводу легитимности предыдущих выборов депутатов Верховного совета 1994 года. После длительного разбирательства 6 марта 1995 года Конституционный суд принял постановление, где отмечалось, что методика подсчета голосов была неверной, Центризбирком превысил свою компетенцию. В итоге были поставлены под сомнение и, собст­венно, результаты выборов, и, следовательно, легитимность самого Парламента. Немногим позже он был распущен. А новые выборы депутатов прошли только в декабре 1995 года. Полномочия же законодательного органа решением Конституционного суда были переданы Президенту.

Единство – в согласии

Стоит также отметить, что в марте того же года по инициативе Главы государства Нурсултана­ Назарбаева появился новый консультативно-совещательный орган при Президенте страны – Ассамблея народов Казахстана, позже переименованная в Ассамб­лею народа Казахстана. Среди главных приоритетов АНК было и есть равенство прав и свобод граждан республики, независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии, всестороннее развитие нацио­нальных культур, языков и традиций народов Казахстана, а также формирование казах­станской идентичности путем консолидации этносов респуб­лики, распространение идей духовного единства, укрепление и сохранение дружбы народов и межнационального согласия.

Консультативно-совещательный орган нацелен на обеспечение учета многообразных национальных интересов в проводимой государством национальной политике, поиск компромиссов для разрешения возникающих в обществе социальных противоречий. Неудивительно, что сейчас по Конституции представителям АНК обеспечена фиксированная квота мест – 9 мандатов в ниж­ней палате Парламента.

Между тем АНК внесла лепту в строительство независимого Казахстана уже на следующий месяц после своего создания, инициировав проведение рес­публиканского референдума о продлении полномочий дейст­вующего Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева до 1 декабря 2000 года. В итоге «за» высказалось 95,46% казахстанцев, участвовавших в голосовании. Всего же в голосовании участвовало 91,26% граждан страны, имевших право голоса.

«В 1995 году после признания нелегитимным Верховного совета стало ясно, что медлить с разработкой новой Конституции уже нельзя. В условиях, когда в стране не было ни Парламента, ни Правительства, для меня было важно получить поддержку своих планов непосредственно народом Казахстана. Ассамблея народов Казахстана предложила провести всенародный референдум по продлению полномочий Президента. Положительное решение этого вопроса было равноценно одобрению народом курса на углубление политических и экономических реформ. Дальнейшие события показали, что это было правильным решением», – писал позднее Первый Президент Нурсултан Назарбаев в своей книге «Казахстанский путь».

Еще один интересный момент: после передачи Президенту законодательных функций, после роспуска Парламента и до избрания нового его состава Нурсултан­ ­Назарбаев подписал порядка 140 указов, имеющих силу закона. Причем проходило все это на фоне усугубившегося кризиса как в социально-экономических, так и политико-правовых отношениях. С одной стороны – повсеместное разорение крупных предприятий, задолженности по зарплате, разгул криминалитета. С другой – фактическое отсутствие законодательного органа и четких ориентиров для исполнительной власти. Таким образом Президенту удалось закрыть брешь в правовом регулировании, сформировать внушительную законодательную базу, заложившую реальную основу для масштабной модернизации экономики и дальнейшего государственного строительства.

«Сегодня мы можем объективно утверждать, что к началу 1995 года независимость Казахстана оказалась у пропасти. Воп­рос стоял ребром: быть или не быть государству после развала Советского Союза? В тот момент Казахстан был отчаянно беден и отчаянно ограничен в своих действиях и возможностях. Мы не обладали ни знаниями, ни опытом самоуправления и очень слабо представляли, как функционируют современные государства. Мы знали: если мы не будем действовать быстро и решительно, то вместо нового и независимого государства у нас будет анархия. Мы это наблюдали на опыте других стран», – говорил Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев на меж­дународной научно-практической конференции, посвященной 20-летию принятия Конституции, в 2015 году.

Как говорят участники событий тех лет, была попытка просто внести поправки в Основной закон государства. Однако проблемы были настолько серьезными, что одними лишь дополнениями решить их не представлялось возможным. В результате под руководством Главы государства в узком кругу ученых «закипела» работа по созданию новой Конституции Республики Казахстан.

Во главе процесса стоял сам Президент. Но он не просто руководил, а был непосредственным участником разработки нового документа. Вместе с экспертами он изучил конституции 20 государств, после чего приоритет был отдан французской конституции.

Надо сказать, что проект Основного закона сначала вынесли на обсуждение. Его пуб­ликация состоялась 1 августа 1995 года. Начались споры и обсуждения. Всего поступило около 32 000 предложений и замечаний от 3,3 млн казах­станцев. Благодаря такому неравнодушию граждан в проект главного закона было внесено 1 100 поправок – изменились 55 из 98 статей.

А в итоге новая Конституция Казахстана была принята 30 августа 1995 года большинством голосов на общереспубликанском референдуме. 89% пришедших избирателей высказались за новый Основной закон Республики Казахстан.

«Если анализировать ныне действующую Конституцию, то может показаться, что она близка к Конституции Французской Республики. Но это только на первый взгляд. Я поставил перед членами рабочей группы задачу не копировать чью-то Консти­туцию, а на основе анализа опыта других стран подготовить проект Основного закона, максимально отвечающего потребностям нашей страны. Поэтому во всех положениях нашей Конституции виден наш, казахстанский почерк, наше собственное «Я», то есть то, что соответствует менталитету казахстанцев, прошлым традициям казахского народа и будущему, на которое мы ориентируемся», – говорил Первый Президент.

Что изменилось в принятом документе? Во-первых, появился новый, профессиональный двухпалатный Парламент, который, собственно, и сформировал современную правовую базу респуб­лики. Основной закон провозгласил Казахстан унитарным государством с президентской формой правления, предусмот­рев механизм разделения на исполнительную, законодательную и судебную ветви власти. В нем были закреплены основные права и свободы человека, обеспечено равенство всех граждан страны, независимо от национальности и вероисповедания.

«Конституция 1995 года стала поистине выражением воли всего народа, а сам казахстанский народ превратился в соавтора Основного закона. Пожалуй, впервые в истории Казахстана в руках народа оказалось его будущее, за что он и голосовал», – писал позднее Нурсултан ­Назарбаев.


«Поверьте мне, человеку, немало повидавшему, что кровь и хаос начинаются с безответственных заявлений рвущихся к власти политических аферистов, которых не остановят ни слезы, ни жертвы. Пора и общественности дать им бескомпромиссную оценку. Я обращаюсь к членам ассамблеи, ко всем здравомыслящим гражданам республики прямо высказаться, наконец, по поводу тех, кто осознанно толкает общество к межнациональным конфликтам. Не народы, а именно такие «деятели» виноваты в том, что брат идет на брата, а сосед – на соседа».

Из выступления Первого Президента на I сессии Ассамблеи народов Казахстана, 24.03.1995 г.


«Нельзя забывать, что Казахстан – в полном смысле этого слова – многонациональное государство. Это не декларируемый постулат, это истина. Вот почему для нас очень важна задача сохранения национально-культурных ценностей всех народов, населяющих Казахстан, «малые» они или «большие». У каждого из них есть свои корни, богатое историческое прошлое, которое мы должны ценить, свои великие предки».

Из выступления Первого Президента на I сессии Ассамблеи народов Казахстана, 24.03.1995 г.


«Мы всячески поощряем стремление людей пить из родников своих национальных культур, воспитывать детей и внуков в духе многовековых традиций своих народов. Но мы давали и будем давать отпор любым проявлениям сепаратизма и национал-шовинизма, в какие бы одежды они ни рядились. Казахстан никогда не должен стать ареной межнациональных раздоров. Мы этого не допустим!»

Из выступления на торжественном собрании по случаю 50-летия Победы в Великой Отечественной войне, 09.05.1995 г.

«На нашу долю выпало немало трудностей, но в сравнении с тем, что испытывают другие страны, мы избежали многих ужасов переходного периода и вправе этим гордиться. И поэтому должны ценить и беречь наше согласие, стабильность в государстве как зеницу ока».

Из выступления на II сессии Ассамблеи народов Казахстана, 30.06.1995 г.


«Идеалы, к которым стремился Абай, не ограничиваются лишь национальными рамками, они обрели общечеловеческое звучание. Гениальный мыслитель, которого нынче чувствует весь мир, еще в прошлом веке, оторванный от мировой цивилизации, прозорливо предвидел, каким должно быть общество, основанное на свободе и равенстве народов, исповедующее мир и согласие».

Из выступления на торжественном собрании по случаю 150-летия Абая Кунанбаева, 09.08.1995 г.


«Наша Конституция, по примеру конституций многих демократических государств, не декларативно, а всей структурной и технико-юридической основой, системой строгих государствоведческих, политических и правовых категорий создает надежные предпосылки для построения и развития современного государства и социально ориентированной рыночной экономики».

Из выступления на торжественной церемонии официального представления новой Конституции Республики Казахстан, 06.09.1995 г.


Дополняя и корректируя

Сейчас, спустя годы, можно уже говорить о том, что знаменательный 95-й был временем действий, которые заложили основу для дальнейшего продвижения, усовершенствования и развития. За этот период Конс­титуция претерпела ряд изменений и дополнений, которые как нельзя лучше показывают перемены в общественно-политической жизни страны, ее экономическом и культурном развитии.

Первые поправки и дополнения в Конституцию были внесены в 1998 году. Согласно им предусматривались изменения сроков президентства, сенаторства и полномочий депутатов Мажилиса Парламента РК.

А главным изменением 2007 года можно назвать введение системы пропорционального представительства для избрания депутатов Мажилиса. Уточнены были и полномочия Президента в отношении Парламента, Правительства, Верховного суда, Центральной избирательной комиссии, Национального банка и акимов – глав местных исполнительных органов.

Одновременно для дальнейшего развития общественного консенсуса и обеспечения представленности этнических групп в высшем законодательном органе страны, для дальнейшей консолидации полиэтнического общества АНК получила статус конституционного органа и квоту мест в Мажилисе Парламента. Осуществлен переход к процедуре формирования Правительства партией парламентского большинства, которая стала нести ответственность за действия Кабинета. Кроме того, были усилены независимость и эффективность судебной системы, расширился объем гарантий защиты конституционных прав и свобод человека.

И наконец, поправки 2011 года. Изменения коснулись вопросов, связанных с проведением досрочных выборов Главы государства, полномочиями Президента инициировать досрочные выборы на свое усмотрение.

Очередным масштабным преоб­разованием стала конституционная реформа 2017 года. Широко освещаемые поправки касались децентрализации власти. То есть передачи части полномочий Президента Парламенту и Правительству в рамках президентской формы правления. Речь также шла и об усилении самостоятельности и ответственности последних за сос­тояние дел в стране, усилении конституционного контроля, модернизации основ правоохранительной системы и местного государственного управления, укреплении механизмов защиты особо охраняемых конституционных ценностей, прав и свобод человека и гражданина. В части последнего поясним, что в соответствии с Основным законом в Республике Казахстан не только признаются, но и гарантируются права и свободы человека и граж­данина. При этом их гарантом является Президент Республики Казахстан.

В целом подчеркивалась нап­равленность изменений на развитие институтов гражданского общества, укрепление доверия граждан к судебной системе и правоохранительным органам, совершенствование механизмов конституционной ответственности органов государственной власти.

Благодаря конституционной реформе 2017 года для Президента приоритетными стали роль верховного арбитра в отношениях между ветвями власти, внешняя политика, защита Конституции, вопросы национальной безопасности и обороноспособности страны. А вот значительная часть установленных законом полномочий Президента в социально-экономической сфере передана Правительству.

Появились дополнения и в пункте о гражданстве. Согласно обновленной Конституции, по решению суда допускается лишение гражданства Казахстана за совершение террористических преступлений, «а также за причинение иного тяжкого вреда жизненно важным интересам страны». Напомним, ранее говорилось, что «гражданин респуб­лики ни при каких условиях не может быть лишен гражданства, права изменить свое гражданство, а также не может быть изгнан за пределы Казахстана».

Кроме того, после внесенных изменений Конституция провозглашает: «Установленные Конституцией независимость государства, унитарность и территориальная целостность рес­публики, форма ее правления, а также основополагающие принципы деятельности республики, заложенные Основателем независимого Казахстана, Первым Президентом Республики Казахстан – Елбасы, и его статус являются неизменными».

И наконец, в одну из статей Основного закона добавлена норма, согласно которой в пределах столицы может быть установлен особый правовой режим в соответствии с конституционным законом. А еще, если раньше неконституционными признавались любые действия, способные нарушить межнациональное согласие, то теперь к таковым также причисляются действия, направленные против согласия межконфессионального.

«Обновленная Конституция – это наш ответ на вызовы времени. Для достижения стратегической цели – вхождения страны в число 30 развитых стран мира – всем гражданам Казахстана важно объединить свои усилия. Уверен, вместе мы сможем обеспечить успешное развитие государства и процветание нашего народа в XXI веке. В этом состоит основная цель реформ – сохранить наше единство, дружбу, взаимопонимание, равенство граждан по этничес­кому, языковому и конфессиональному принципам. Благодаря этой сплоченности мы неоднократно побеждали. Следуя этим постулатам, мы дос­тигнем новых побед», – говорил Первый Президент на церемонии публичного подписания Закона «О внесении изменений и дополнений в Конс­титуцию Казахстана» 10 марта 2017 года.


«Нужно признать: наши исторические представления, особенно на уровне массового сознания, необъективны, фрагментарны, пропущены через множество вульгарно-социологических фильтров. Отсюда и крайности в трактовках – от попыток замазать «белые пятна» только черной краской до идеализации недавнего прошлого. И то, и другое одинаково опасно для обновляющегося общества, поскольку не приносит людям ничего, кроме раздражения, мешает им принимать ответственные решения, служит базой для всевозможных политических спекуляций. Более того, ошибочно считать, что введение демократических институтов само по себе выправит положение, разрешит проблемы межнациональных отношений».

Из выступления Первого Президента на I сессии Ассамблеи народов Казахстана, 24.03.1995 г.

«Новая Конституция качественно отличается тем, что она задумана и представлена как целостный, четкий и ­реальный «договор народа с властью», ею устанавливаются понятные каждому фундаментальные, системообразующие, приоритетные элементы правового статуса человека и гражданина, организации общества, построения и функцио­нирования государственной системы».

Из выступления на II сессии Ассамблеи народов Казахстана, 30.06.1995 г.

«Вдумайтесь в этот факт: впервые в истории нашей страны самому народу была представлена возможность сделать выбор – идти по пути дальнейших преобразований, по пути прогресса, построения свободного, равноправного общества или по-прежнему биться в тисках между прошлым и будущим. И народ однозначно ответил «да» продвижению нашего общества вперед. Этим он выразил свою суверенную волю».

Из выступления на торжественной церемонии официального представления новой Конституции РК, 06.09.1995 г.

«Все мы горды тем, что в нынешнем году мир лучше узнал историю, культуру, язык, душу народа Казахстана благодаря гению Абая. Организованное под эгидой ЮНЕСКО празднование 150-летия великого поэта и мыслителя прошло в духе познания и нового осмысления его творчества, проникновения в глубинные пласты его философии. Мы уверены, что, познавая Абая, труды и творения других великих писателей, композиторов, ученых, знакомясь с замечательными памятниками истории, искусства, зодчества, мир будет все глубже и глубже познавать Казахстан».

Из выступления на торжественном собрании по случаю Дня Независимости, 16.12.1995 г.


Величие на века

При всем политическом разнообразии событийного ряда 1995 года нельзя забывать и о том, что именно этот год был объявлен ЮНЕСКО годом Абая Кунанбаева – казахского поэта, композитора, просветителя, мыс­лителя, общественного деятеля.

Юбилей Абая отмечался в Париже, Анкаре, Дели, Пекине, Каире, Будапеште – всего в 25 странах мира. Торжества также прошли в нескольких городах России. А в Казахстане были тогда организованы многодневные вечера поэзии, театрализованные представления по мотивам эпопеи «Путь Абая». При этом события проходили не только в Алматы, но и на родине самого поэта – в Семипалатинске.

В прошлом году мы отметили 175-летие великого Абая. Однако на этот раз из-за эпидемиологической ситуации в мире многие мероприятия также пришлось перевести в онлайн. Так, в Евразийском национальном университете имени Л. Гумилева был создан научно-исследовательский институт «Академия Абая», названы лауреаты Госпремии по литературе и искусству имени Абая. А в учебные программы вузов введен курс по абаеведению.

Одним из важнейших проектов в честь юбилея стал перевод полного собрания сочинений Абая на 10 иностранных языков, изданных тиражом свыше 3 000 экземпляров и распространенных в престижных библиотеках мира. Кроме того, была выпущена поч­товая марка «175 лет со дня рож­дения Абая Кунанбаева» и запущен телеканал «Абай».

Мемориальные доски, посвященные казахскому поэту, были открыты в Турции и Румынии, а в Тбилиси именем Абая была наз­вана одна из центральных улиц. В Кыргызстане, а также в Боснии и Герцеговине были установлены бюсты казахского поэта и просветителя. В рамках юбилейного Года Абая были также проведены и масштабные реставрационные работы на территории мемориального комплекса «Абай-Шакарим» и в Доме-музее Кунанбаева в Жидебае в Восточно-Казахстанской области.

Между тем для Восточного Казахстана случилось в 1995 году и другое не менее значимое событие. 27 мая была официально перевернута страница ядерного прошлого Казахстана – в одной из штолен Семипалатинского полигона уничтожен последний ядерный заряд.

Известно, что за годы работы полигона на нем произвели 456 (!) ядерных испытаний, из которых 116 были наземными или атмосферными. Общая мощность взрывов в 2 500 раз превысила мощность атомной бомбы, сброшенной на Хиросиму. Последствия для людей оказались катастрофическими...

Завершая обзор, хотелось бы также упомянуть и еще об одном событии этого года. Вероятнее всего, казахстанцы не помнят, а кто-то, быть может, и вовсе не знает, но именно в 1995 году в Казахстане открылась первая собственная фабрика по производству банкнот.

Для информации: первые наши купюры были напечатаны в Англии. И для доставки валюты сюда пришлось совершить 18 авиаперелетов. Собственно, тогда, в 1993 году, и началось строительство банкнотной фабрики в Алматы. А Указ «О создании печатной фабрики Национального банка РК» был подписан Главой государства в 1992 году. Но только через 2 года мы получили возможность держать в руках купюры отечественного производства.

В настоящее же время здесь, помимо банкнот‚ выпускается более ста видов другой продукции – паспорта‚ удостоверения‚ дипломы. Специалистами фабрики разработаны также дизайн и выпуск образца нового биометрического (электронного) паспорта гражданина РК.

Словом, начатые в 1995 году инициативы сыграли важнейшую роль в развитии страны. И речь не только о банковской сфере, но и социально-экономичес­ких, общественно-политичес­ких, правовых отношениях, которые держатся на тех базовых принципах, что заложены в Конституции Казахстана – главном законе независимого государства.

Фото предоставлено Библиотекой Первого Президента Республики Казахстан – Елбасы

Автор:
Инеш Бержанова
05:10, 5 Апреля 2021
0
1464
Подписка
Скопировать код

Популярное