Независимость: год за годом

Выход на международную арену

Вступление Казахстана в Организацию Объединенных Наций ознаменовало признание суверенитета нашей страны на мировом уровне. Молодое независимое государство стало полноправным членом международного сообщества и благодаря конструктивной внешнеполитической стратегии Нурсултана Назарбаева очень скоро заняло достойное место на мировой политической арене.
Фото предоставлено Библиотекой Первого Президента Республики Казахстан – Елбасы

Провозглашение независимос­ти стало финалом большого и сложного пути, на который Казахстан встал задолго до 16 декабря 1991 года. В то же время эта дата – «великое начало», точка отсчета новейшей истории страны, и очень многое зависело от того, какими будут ее первые страницы.

В то сложное время необходимо было не только решать колоссальное количество проблем внутреннего развития, но и добиваться признания республики на внешнем треке. Вопрос собственного места под солнцем в системе международных отношений для Казахстана являлся не геополитической амбицией, а важным шагом с точки зрения укрепления суверенитета. Именно поэтому различные аспекты вступления в Организацию Объе­диненных Наций наша страна стала прорабатывать сразу же после обретения независимости.

Уже через два дня после обретения независимости Казахстан направил в ООН своего представителя для установления сотрудничества с организацией. А в последний день 1991 года Генеральному секретарю ООН были переданы подписанные Первым Президентом Рес­публики Казахстан Нурсултаном
Назарбаевым письмо о приеме в члены ООН и декларация о принятии нашей страной обязательств, содержащихся в Уставе ООН.

И вот – свершилось: 2 марта 1992 года Республика Казахстан единогласным решением 46-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН стала 168-м членом этой международной организации.

Параллельно Казахстан как суверенное государство начал выстраивать свою внешнеполитическую стратегию, которая станет одним из важных факторов успеха страны как на мировой арене, так и в решении вопросов внутреннего развития.

Член «семьи Сообщества Наций»

В 2022 году Казахстан отметит 30-летие своего членства в Организации Объединенных Наций и к этому юбилею подойдет с солидным багажом достижений. На протяжении всех лет независимости взаимодействию с ООН и ее структурами во внешней политике нашей страны отводилось и отводится самое пристальное внимание.

За эти годы Казахстан участвовал в работе всех ключевых органов ООН, включая Совет Безопасности. Наша страна многое сделала для продвижения таких приоритетов, как урегулирование конфликтов, ядерное нерас­пространение и разоружение, борьба с терроризмом, укрепление межэтнического и межконфессионального диалога, защита интересов развивающихся стран, не имеющих выхода к морю.

Став членом ООН, Казахстан получил реальную возможность участвовать в международных делах, решении различных регио­нальных и глобальных проблем и никогда этой возможностью не пренебрегал. Доказательство тому – множество знаковых международных инициатив, которые в разное время были озвучены руководством Казахстана.

Так, самое первое выступление Нурсултана Назарбаева в качестве Главы Казахстана на Генассамблее ООН состоялось 5 октября 1992 года, и эта речь заложила такую высокую планку, какую вряд ли ожидали от руководителя республики, только-только ступившей на путь суверенного развития.

Первый Президент РК выступил с рядом очень актуальных и продуманных инициатив, которые сразу же показали серьезность намерений Казахстана: мы – страна, которая нацелена в будущее. Мәңгілік Ел. Мы хотим, чтобы наше государство было частью более спокойного, справедливого и благополучного мира, и не будем ждать, пока кто-то построит его за нас, а намерены сами прилагать к этому все необходимые усилия.

В том выступлении Нурсултан Назарбаев высказался относительно необходимости повышения эффективности усилий по превентивной дипломатии, установлению, поддержанию и укреплению мира, К слову, эта тема во внешней политике Елбасы всегда занимала и занимает особое место. Продвигая эти воп­росы, Первый Президент иниции­ровал создание Регионального центра ООН по превентивной дипломатии для Центральной Азии, который был открыт в 2007 году в Ашхабаде.

Тогда же Первый Президент озвучил инициативу о созыве Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии – структуры, которая бы могла обеспечить единую архитектуру сотрудничества во имя безопасности на азиатском континенте. Идея оказалась весьма востребованной, и вокруг нее сразу возник пул сторонников, число которых со временем только возрастало. Сейчас СВМДА насчитывает уже 27 стран-членов.

Спектр вопросов, которые поднимал Казахстан на полях ООН, необычайно широк, но при этом в действиях и инициативах нашей страны всегда прослеживались последовательность и системность, что и стало залогом успеха. Благодаря участию в этой организации казахстанская сторона продвигала интересы страны и региона, участвовала в принятии решений по проблемам глобального характера.

Неоднократно Нурсултан Назарбаев поднимал на полях ООН вопросы, связанные с решением экологических проблем Казахстана, в том числе касательно Семипалатинского полигона. Предлагал создать в рамках ООН Реестр мировых экологических проблем, разработать Глобальную энергоэкологическую стратегию.

По инициативе Казахстана в 1993 году была принята резолюция Генассамблеи ООН по оказанию содействия развитию транзитно-транспортных систем государств, не имеющих выхода к морю. Этот документ активизировал и вывел на системную основу деятельность организации в этом направлении. Сейчас на постоянной основе действует Глобальная группа развивающихся стран, не имеющих выхода к морю, в которую входят 32 государства – члена ООН.

Экономическая и социальная комиссия ООН для Азии и Тихого океана поддержала предложение Нурсултана Назарбаева о создании Специальной программы ООН для экономик Центральной Азии. Инциатива была реализована в 1998 году, сегодня в СПЕКА входят 7 государств: Афганистан, Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан.

Антиядерная повестка – одна из «визитных карточек» казахстанской внешней политики, что неудивительно, учитывая уникальный опыт нашей страны в этом вопросе. В деятельности Казахстана в качестве члена ООН это, конечно же, отражалось особенно ярко.

В 2009 году Нурсултан Назарбаев предложил отмечать дату закрытия Семипалатинского ядерного полигона – 29 авгус­та – в качестве Международного дня действий против ядерных испытаний. Инициатива была единодушно поддержана.

В 2015 году также по инициативе Казахстана ГА ООН приняла Всеобщую декларацию ООН по достижению мира, свободного от ядерного оружия. Знаменитый Манифест Нурсултана Назарбаева «Мир. XXI век» стал официальным документом Генассамблеи и Совета Безопасности ООН.

Казахстан не раз вносил важные предложения по усовершенствованию международной архитектуры безопасности в самых разных ее аспектах – в вопросах ядерного разоружения, нераспространения оружия массового поражения, борьбы с терроризмом.

Председательствуя на заседании Совета Безопасности ООН, в январе 2018 года Нурсултан
Назарбаев предложил усложнить выход стран из ДНЯО, создать механизм применения мер против приобретения и распространения ОМУ, модернизировать сис­темы глобальной безопаснос­ти, создать безъядерную зону на Ближнем Востоке, усилить контроль над созданием и распространением новых военных и информационных технологий, предотвратить милитаризацию космического пространства.

В том же 2018 году в рамках 73-й сессии ГА был принят инициированный Первым Президентом РК Кодекс поведения по достижению мира, свободного от терроризма, направленный на учреждение глобальной контртеррористической коалиции государств под эгидой ООН. Уверенную поддержку в ООН получила предложенная Нурсултаном Назарбаевым Всеобщая декларация о построении мира, свободного от ядерного оружия.


23 июня 1992 года

В газете «Казахстанская правда» вышло интервью Первого Президента Республики Казахстан Нурсултана
Назарбаева «Я верю в лучшее будущее».

«…Сейчас не стоит нам кричать о том, что пропадаем и погибаем. Я могу сказать твердо: голода в Казахстане не будет, в трудностях людей мы защитим. Да, будет трудно. Но народ Казахстана переживал и не такое. Вспомним коллективизацию, войну, послевоенные годы. Сейчас – мирное время. И нам нужно сейчас сохранить стабильность, чтобы двигаться вперед. Я верю в лучшее будущее, ради этого и работаю».

«...Братья родные мои, мы переживаем тяжелое время, будто идем по тонкому канату, натянутому над обрывом. Тут захочешь вернуться назад – упадешь, а в сторону нет пути. Бежать вперед страшно. Но надо идти только вперед. Говорить, что рыночная экономика не нужна – это значит, что не нужна реформа, значит, быть в плену старых коммунистических методов. К чему мы придем, если и демократы перейдут на сторону «правых»?


Открытие в Алматы Центра ООН по Целям устойчивого развития с мандатом оказания содействия странам Центральной Азии и Афганистану, создание сети региональных центров по контролю за заболеваниями и биобезопасности под эгидой ООН, а также учреждение подотчетного Совету Безопасности ООН Международного агентства по биологической безопасности – это уже инициативы совсем свежие. С ними Глава государства Касым-Жомарт Токаев выступал на сессиях Генассамблеи ООН в 2019 и 2020 году. Предложения актуальные, и они уже получили поддержку в международном сообществе.

Многие международные инициативы Казахстана уже реализованы. Некоторые пока остаются в статусе «конструктивных предложений», но это никак не умаляет их значимости. Каждое предложение, даже самое амбициозное, имело цель привлечения внимания к актуальной проблеме, обозначения позиции Казах­стана по тому или иному вопросу.

К примеру, в 2015 году, выступая на полях 70-й Генассамблеи ООН, Нурсултан Назарбаев упомянул о возможности передислокации штаб-квартиры организации в Азию. Вряд ли казахстанская сторона рассчитывала на то, что в то время ООН возьмется серьезно прорабатывать данный вопрос. Тогда это предложение было скорее напоминанием: о возрастающей роли Азиатского континента, Востока в целом, о росте влияния стран, составляющих огромный регион, о необходимости принимать во внимание соответствующие факторы при решении глобальных вопросов.

И кто знает, возможно, Нурсултан Назарбаев, известный в мире своей исключительной политической прозорливостью, вновь сумел «заглянуть за горизонт» и, если даже основную дислокацию ООН не сменит, то в недалеком будущем вполне может обзавестись азиатским отделением – в придачу к европейским и африканскому.

Есть в активе Нурсултана Назарбаева и еще одна инициатива, которая пока остается скорее видением, но таким, которое безусловно заслуживает того, чтобы стать реальным глобальным проектом.

«Человечество должно перейти от рутинного предупреждения и преодоления последствий войн и конфликтов к новой стратегии развития, которая бы делала их бессмысленными. Для этого нам надо смело заглянуть за горизонт времени и увидеть мир, когда ООН исполнится 100 лет.

...Я убежден, что в ближайшие тридцать лет земная цивилизация найдет в себе мудрость и волю разрубить «гордиев узел» войн и конфликтов. В XXI веке центральной задачей человечества должна стать реализация стратегии, навсегда избавляющей мир от угрозы войн как таковых и устраняющей их причины. Для этого предлагаю к столетию ООН разработать План Глобальной Стратегической Инициативы-2045. Ее смысл – придать миру новый тренд развития на основе справедливых условий доступа всех наций к мировой инфраструктуре, ресурсам и рынкам, а также всеобщей ответственности за развитие человечества», – предложил Нурсултан Назарбаев в год, когда ООН отмечала свое 70-летие.

Этот по-настоящему глобальный, сложный и комплексный проект ознаменовал новый этап политического роста Казахстана на мировой арене: выходить к мировому сообществу с идеями такого масштаба может лишь страна, которая имеет высокий авторитет и поддержку.

И еще один важный нюанс того выступления Нурсултана Назарбаева, имеющий огромное и символическое, и практичес­кое значение для независимос­ти нашей страны. В тот день, 28 сентября 2015 года, с высокой трибуны Генеральной Ассамблеи ООН впервые звучал государственный язык Республики Казахстан – казахский.


Кто мы, и куда идем

Впервые выступая на сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1992 году, Нурсултан Назарбаев заявил:

«От имени народа республики я имею честь… заявить, что Рес­публика Казахстан как миролюбивое государство способна в полной мере выполнять обязательства, содержащиеся в Уставе ООН, вносить конструктивный вклад во все сферы деятельности этой авторитетной международной организации».

Заявление, в принципе, вполне стандартное для страны, ставшей частью «семьи Сообщества Наций» меньше года назад. Но стоит обратить внимание на то, что в нем Первый Президент отчетливо выделил характеристику, которая до сих пор остается фундаментальной для всей внешнеполитической стратегии и тактики Казахстана – «миролюбивое».

Собственно, то первое выступ­ление Нурсултана Назарбаева с трибуны ООН в том числе и было нацелено на то, чтобы дать понять мировому сообществу, каким государством хочет стать Казахстан: продвигающим ценности мира и стоящим на страже безопасности, развивающим парадигму устойчивого развития, деятельно участвующим в делах мировой политики.

Ответственный и дальновидный подход, который впоследствии обеспечил Казахстану заслуженное признание, крупные международные успехи и высочайший авторитет. Родился же этот подход из тонкого понимания Нурсултаном Назарбаевым особенностей нового геополитического расклада, а также глубокого осознания преимуществ и «подводных камней» положения Казахстана (от социально-экономических факторов до географических).

Первый Президент отчетливо понимал, что для нашей страны многовекторность и миролюбивая позиция – это единственный путь, который позволит эффективно продвигать и защищать национальные интересы, даст возможность реализовать огромный потенциал страны во благо народа, обеспечит безопасность государства.

В 1992 году Нурсултан Назарбаев обнародовал крайне важный документ – «Стратегию развития Казахстана как суверенного государства».

«Оказавшись на международной арене, Казахстан окунулся в качественно иную среду, в которой его внешнеполитический курс, как и у любого другого государства, развивается по собственной логике, диктуемой национально-государственными интересами. Но при всем этом внешняя политика Казахстана призвана нести в себе и общечеловеческий заряд, что в будущем обеспечит его народам достойное место в мировом сообществе.

Специфика геополитического положения и этнодемографичес­кого состава, уровень развития экономики и военного строительства Казахстана делают доминирующим в обеспечении его безопасности не военные, а политические средства с опорой прежде всего на собственные силы и разумную, взвешенную дипломатию, особенно на нынешнем, драматичном отрезке становления государственности», – отмечалось в этом документе.

В стратегии прямым текстом было заявлено: «Мы декларируем миролюбивую направленность своей политики», «Признаем сохранение мира в качестве приоритетной цели государственной политики Казахстана», «Отвергаем войну и угрозу военной силой как средство достижения политических, экономических и иных целей».

В последующем миротворчество стало одной из самых ярких сторон казахстанской внешнеполитической стратегии. И этот дипломатический потенциал Казахстана оказался весьма востребован на международном уровне. Как государство, сумевшее выстроить ровные и дружественные отношения со всеми членами мирового сообщества, наша страна часто выступает в качестве «честного брокера» в переговорах между конфликтующими сторонами (стоит вспомнить как минимум Астанинский процесс по Сирии).

Любопытно, что в той первой стратегии слово «многовекторность» не встречается ни разу, но фактически именно этот принцип документ закрепил как ключевой во внешней политике Казахстана: страны, регионы и многосторонние структуры, сотрудничество (политическое и экономическое) с которыми молодая республика обозначила для себя в числе приоритетов, охватывали практически весь мир.

Посвященная внешнеполитической деятельности, часть того документа 29-летней давности фундаментально мало чем отличается от современных концепций внешней политики РК, что более чем красноречиво подтверждает: Казахстан во взятом с самого начала курсе не разочаровался. Многовекторность, политика, направленная, как постоянно подчеркивает Нурсултан
Назарбаев, на приобретение друзей, а не врагов, оказалась исключительно выигрышной для республики, позволила молодой стране не только успешно интегрироваться в мировое сообщество, но и обеспечить эффективную защиту, продвижение национальных интересов, обеспечить безо­пасность, экономическое развитие, признание суверенитета.

Кроме того, уже в те первые годы сформировался и еще один международный «бренд» Казахстана: самой историей и географией нашей стране было предначертано стать мостом между Европой и Азией и даже больше – Западом и Востоком.

«Будущее Казахстана – и в Азии, и в Европе, и на Востоке, и на Западе. Взаимопонимание между Востоком и Западом зиждется на знании особенностей друг друга и содержит в себе огромные возможности, которые предстоит обратить во благо наших стран и народов. Проводя именно такую политику, я был убежден, что мы сможем исключить какие-либо проявления угрозы для безопасности Казахстана. Тонкое понимание особенности геополитического положения Казахстана помогло нам разглядеть перспективы, которые открывались перед молодым государством, соседствующим с мировыми гигантами. То, что многие считали фактором уязвимости, мы, напротив, рассмат­ривали как залог успеха. Именно положение Казахстана между Европой и Азией стало фундаментом нашего многовекторного внешнеполитического курса», – писал Нурсултан Назарбаев в своей книге «Эра независимости».


Per aspera ad astra

Однако определить стратегию – это только часть дела. Самое сложное – претворить ее в жизнь.

Дипломатическая служба, на плечи которой должна была лечь основная работа в этом направлении, на тот момент была, можно сказать, «новорожденной»: 2 июля 1992 года Нурсултан Назарбаев подписал положения о Министерстве иностранных дел, о Посольстве РК, об основных обязанностях и правах Чрезвычайного и Полномочного Посла РК – документы, на основе которых начала формироваться отечественная внешнеполитическая служба.

Тогда, на старте, профессиональных опытных дипломатов катастрофически не хватало, диппредставительства за рубежом еще только предстояло открыть, не имелось четкой самостоятельной внешнеполитической стратегии... А отношения с миром меж тем нужно было налаживать уже сейчас и в подавляющем большинстве случаев – с нуля.

За МИД РК была закреплена координирующая функция всей международной активности Казахстана. Прописывалось, что свою деятельность ведомство осуществляет под руководством Главы государства. Собственно, в тот период именно Нурсултан Назарбаев стал самым главным «послом Казахстана». Именно его активная международная деятельность (многочисленные зарубежные визиты, встречи и контакты с главами зарубежных государств и правительств) подняла узнаваемость Казахстана, сформировала доверие к стране и в конечном счете – внесла колоссальный вклад в укрепление независимости.

«Все президенты, с которыми я имел дело, расставаясь, называли меня другом. Последняя встреча с Президентом Трампом. Сидят его люди, мои люди. Он говорит: «Господин Президент, у нас с вами химия есть, понимание. Я не знаком с вами давно, мы только познакомились сейчас, но вы мне уже нравитесь, я вам доверяю». Как оно получается – я не знаю. Я стараюсь делать так, чтобы возникла обстановка доверия», – поделился Нурсултан
Назарбаев в фильме-интервью «Штрихи к портрету», подготовленном агентством «Хабар» в 2020 году.

В укреплении позиций страны на международной арене и успехе внешней политики Казахстана этот дипломатический дар и харизма Елбасы, без сомнений, сыграли немалую роль. Именно Нурсултан Назарбаев первым показал миру суверенный Казахстан, сумел сначала убедить, а после и на деле доказать, что наша страна достойна доверия и уважения.

Сегодня наша страна является членом множества самых авторитетных международных структур – ООН и его специальных учреждений, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Организации Исламского сотрудничества, Всемирной торговой организации, Шанхайской организации сотрудничества, Организации договора о коллективной безо­пасности, СВМДА и множества других. Республика установила дипломатические отношения с более чем 180 странами мира.

Создана развитая дипломатическая инфраструктура, включающая в себя полноценные посольства в более чем 60 государствах во всех частях света. В свою очередь в нашей республике работают 70 посольств зарубежных государств и 30 представительств международных организаций, и все это – объективный показатель того, что сотрудничеству с Казахстаном страны мира уделяют серьезное внимание.

За годы независимости наша страна укрепила позиции на меж­дународной арене, утвердилась как миролюбивое и открытое государство, надежный партнер в глобальных и региональных делах.

Самое важное, что внешнеполитическая деятельность государства нацелена в первую очередь на создание благоприятных внешних условий для внутреннего развития. Реализуемая Казахстаном внешнеполитичес­кая стратегия, автором которой является Первый Президент
Нурсултан Назарбаев, с этой задачей справилась блестяще. Пользуясь исключительно политико-дипломатическими методами, республика сумела в кратчайшие сроки решить приоритетные для себя вопросы: полностью завершить международно-правовое оформление государственных границ, реализовать экономические приоритеты, создать в международном поле вокруг себя атмосферу дружбы и сотрудничества, которые обеспечивают безопасность и развитие государства...


16 мая 1992 года

«Нация не может существовать без государственности. Такова жесткая диалектика вопроса. Вместе с тем способность этноса к образованию государства проявляется прежде всего в его желании и умении жить в согласии с представителями остальных национальностей, поддерживать такую атмосферу, чтобы все живущие в республике считали Казахстан своей родиной. Иная позиция ведет к тупику. Это очень серьезный, я бы сказал, ключевой момент. Речь идет о консолидирующей миссии казахской нации».

Из Стратегии становления и развития Казахстана как суверенного государства Нурсултана Назарбаева

6 июня 1992 года

«Мы должны отказаться от психологии иждивенчества и уравниловки, мы должны глубоко осознать, что свобода и демократия – отнюдь не синонимы, как это многим все еще кажется. Действительно, демократия представляет собой комплекс идей и принципов о свободе, но она содержит также комплекс прак­тических норм и твердых законов, по которым обязано жить демократическое общество. Иными словами, демократия – это наделение свободы законным статусом. Если различные социальные, национальные и иные группы людей будут смотреть на демократию как на безудержный митинг, где они могут оказывать давление, чтобы удовлетворить собственные потребнос­ти, общество может расколоться изнутри. Нам необходимо научиться терпимо относиться к существующим между нами различиям, признавать, что другая сторона имеет законные права на свою точку зрения. Тогда возможен нормальный, взвешенный компромисс».

Из выступления Нурсултана Назарбаева на VIII сессии Верховного Совета РК

23 мая 1992 года

«Глядя в XXI век, государственные деятели и эксперты вполне обоснованно предполагают новое пробуждение Азии, в связи с чем опасаются возможного противостояния Север – Юг, хрис­тианского мира с мусульманским. …Казахстан воспринимается сегодня многими как символ реального согласия между Европой и Азией, христианами и мусульманами. …Перед нами как новым субъектом международных отношений открываются широкие горизонты многопланового сотрудничества. Хочу подчеркнуть, что, развивая его, мы не станем участвовать ни в каких идеологических или конфессиональных блоках, искусственно закрываясь от всего остального мира, а будем стремиться использовать поистине уникальную роль Казахстана в качестве континентального связующего моста между Востоком и Западом».

Из выступления Нурсултана Назарбаева в Нью-Йоркском совете по международным отношениям

22 октября 1992 года

«Казахский язык законодательно признан в Казахстане государственным. И это факт. Однако любой язык нельзя сделать государственным одним лишь декретом. Суть в том, чтобы всемерно способствовать – в финансовом, организационном, научно-методическом плане – реальному становлению казахского языка как государственного. Конечно, на это уйдут годы кропотливой работы. И нам необходимы кадры преподавателей казахского языка, эффективные методики обучения ему с раннего детства…»

Из выступления Нурсултана Назарбаева по Казахскому телевидению о проблемах перехода к демократическому обществу и рыночной экономике

14 декабря 1992 года

«Не одно поколение казахстанцев создавало наше главное достояние – дружбу народов. И сегодня, многое переосмысливая заново в нашей истории, мы не вправе растрачивать это богатство, перечеркивать добрые традиции интернационализма. Они сформировались не в последние десятилетия и отнюдь не партийными директивами. …Народ Казахстана может быть уверен: руководство pecпублики будет твердо и до конца проводить политику национального согласия, прочно стоять на законной основе, не позволит разжечь вражду, под какими бы предлогами она ни возникала».

Из выступления Нурсултана Назарбаева на Форуме народов Казахстана

Фото предоставлено Библиотекой Первого Президента Республики Казахстан – Елбасы

Автор:
Лилия Сыздыкова
10:10, 10 Марта 2021
0
2602
Подписка
Скопировать код

Популярное