Новые данные о жертвах репрессий и раскулачивания появляются в Казахстане

3092
Адина Нурберген
Фото с сайта kunaev.kz
Вопросы реабилитации жертв репрессий и раскулачивания в Казахстане обсудили участники онлайн-семинара, передает Kazpravda.kz.   

ОБЪЯВЛЕННЫЕ КЛАССОВЫМИ ВРАГАМИ

Организаторами семинара выступили Проектный офис Государственной комиссии по полной реабилитации жертв политичес­ких репрессий и акимат Карагандинской области. В дискуссии приняли участие представители Госкомиссии, видные казах­станские ученые, исследователи и эксперты.

Как отметил руководитель Проектного офиса по сопровож­дению деятельности Госкомиссии кандидат юридических наук Сабыр Касымов, происходившие в казахской степи события в 30-е годы прошлого века можно назвать катастрофой, которая началась с реализации в Казахстане революционно-репрессивной программы «Малый октябрь». Ее политико-правовой основой стало постановление президиу­ма Центрального исполкома Коммунистической партии «О лишении прав на землепользование и проживание в местах постоянного жительства крупных баев и скотопромышленников с семьями и конфискации их имущества» от 14 марта 1928 года.

– Это постановление полнос­тью противоречило и Конституции, и законам того времени, – подчеркнул Сабыр Касымов. – На его основе приняты постановления Центрального исполнительного комитета Коммунистической партии и Совета народных комиссаров Казахской Автономной Республики «О конфискации байских хозяйств» от 27 августа 1928 года, «Об уголовной ответственности за противодействие конфискации», постановление бюро Казкрайкома «О ликвидации кулачества и байства как класса» и десятки других.

Ученый обратил внимание на то, что после конфискации хозяйств крупных баев, «кулаков» и так называемых «полуфеодалов», для выполнения «спущенных» сверху планов начали отбирать имущество и у крестьян-шаруа. По данным ряда исследований, представители Казкрайкома и органы ОГПУ (Объединенного государственного политического управления при СНК СССР) специально «превращали» крестьян-середняков в баев и «кулаков», чтобы подогнать их под уже принятые акты Союза.

В результате крестьяне-шаруа пострадали и на втором этапе коллективизации, когда их искусственно приравняли к баям и феодалам. Такие действия властей привели к практически полной ликвидации крестьянства в Казахстане.

– Наши ученые юристы, члены рабочих групп Госкомиссии уже готовят свое экспертное заключение по этим и другим актам, явившимся основанием для насильственной конфискации имущества. Уголовные дела на крупных баев хранятся в центральном архиве Алматы, а материалы на так называемых «полуфеодалов» находятся в областных и районных архивах, – отметил спикер.

ПРЕДСТОИТ МАСШТАБНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Выступая на семинаре, Сабыр Касымов остановился на отдельных аспектах работы Государственной комиссии по полной реабилитации жертв политических репрессий под руководством Государственного секретаря РК Крымбека Кушербаева.

– Сейчас процесс полной реа­билитации идет фактически «снизу», усилиями ученых, специалистов различных учреждений, госслужащих, краеведов и энтузиастов, – подчеркнул он. – Мы исходим из имевших место специфики и особенностей репрессий в Казахстане, работа нацелена на установление новых, ранее не изученных категорий жертв и их реабилитацию. Поэтому 4 из 10 рабочих групп Госкомиссии изучают репрессии в отношении именно жителей аула и села.

Спикер также отметил, что Глава государства Касым-Жомарт Токаев поставил задачу добиться полной юридической и политической реабилитации основных категорий жертв репрессий. Сейчас в Казахстане выстраивается системная работа по комплекс­ному повсеместному изучению документов, открывается доступ к ранее закрытым архивам. Ряд архивных дел уже рассекречен руководством Комитета национальной безопасности РК.

– Нам необходимо установить точное количество конфискованных хозяйств «кулаков», баев и «полуфеодалов», крестьян-шаруа, количество возбужденных уголовных дел и административных материалов, – считает Сабыр Касымов. – Предстоит уточнить количество осужденных, изгнанных и высланных с родных земель представителей аульной и сельской знати и простых крестьян. Необходимо по возможности выяснить состав их семей на момент конфискации и начала их государственного преследования, высылки, чтобы установить общие людские потери по аулу и селу.

Также исследователям предстоит собрать данные о лишенных избирательного права и репрессированных купцах, муллах, султанах, волостных управителях и других категориях. Для этого ведется поисковая научно-исследовательская работа по всей территории Казахстана.

– Статистические отчеты о реа­билитации данной категории не велись или велись неточно. Мы ограничены в данных, когда считаем только тех жертв, кого расстреляли, осудили, на кого оформлялись процессуальные документы. А необходимо изучать, сколько людей, в том числе – детей, умерли от болезней, холода, голода в ходе вынужденного бегства и ссылки, а ведь это были огромные людские потери. Это задача наших экспедиций, волонтеров, все придется заново считать. Сложная работа, но необходимо ее начать, – отметил руководитель Проектного офиса Госкомиссии.

Казахстанские ученые предложили в связи с трудностью сбора точных данных выработать научно обоснованную расчетную схему, методику подсчета жертв. Это тоже будет частью большой научно-исследовательской работы в ближайшие годы.

– Задача современных исследователей – дать правдивую оценку событиям тех лет, свободную от большевистско-сталинских дог­матов, реабилитировать жертв. При этом ни в коем случае не допус­кать политизации как всей темы, так и отдельных фактов, не обвинять другие народы и государства, – подчеркнул Сабыр Касымов.

ОТКРЫВАЮТСЯ НОВЫЕ ДАННЫЕ

В ходе семинара также была представлена книга ведущего научного сотрудника Института истории и этнологии им. Ч. Валиханова доктора исторических наук Сауле Жакишевой «Элиминация байских хозяйств в Казахстане на рубеже 20–30-х годов ХХ века. Новые подходы, методы и технологии». В этой научной работе автор раскрывает ключевые аспекты коллективизации и ликвидации байства в Казахстане, в результате которой наиболее образованная, авторитетная часть казахского аула была прак­тически уничтожена.

В книге приведены ранее неисследованные архивные докумен­ты и данные о конфискации более тысячи хозяйств.

– Полученные данные приводят к выводу, что фальсификация была обычным явлением при проведении «акции» по коллективизации, при конфискации имущества, – отметила автор книги.

По ее словам, советские власти отождествляли бая с «кулаком», не понимая сути кочевого образа жизни казахов.

– Поэтому, когда мы читаем архивные дела, то где-то бая называют «полуфеодалом», где-то просто термином «бай», а в других документах баев причисляли к «кулакам», – рассказала Сауле Жакишева. – Их подвергали процедурам экспроприации – лишения собственности.

Помимо этого, как отмечает автор книги, в 20–30-е годы прошлого века в степи шло вытеснение политической элиты, которая была способна составить конкуренцию новой советской власти на низших административных уровнях района и аула. Так, официальные власти СССР стали к разряду баев относить отдельные категории казахского аульного населения не по экономическим соображениям, а по так называемой «политической неблагонадежности» по отношению к советской власти и мероприятиям, проводимым ею.

– Это действительно была элита, которую устранили, оставив аул без образованных, авторитетных и влиятельных людей, – отметила автор.

Говоря о работе над книгой, она подчеркнула, что для исследований были использованы математико-статистические методы и современные технологии обработки данных. Однако далеко не всю информацию удалось собрать. Так, в 1942 году отдельные архивные дела, касающиеся Кустанайского, Петропавловского, Уральского и Алма-Атинского округов, были изъяты из специального фонда. Поиски казахстанских исследователей пока не привели к положительному результату, предстоит еще одно исследование документов в фондах районных, областных архивов.

В обсуждении темы также приняли участие заместитель акима Карагандинской области Абзал Нукенов, доктор PhD по истории научный сотрудник Института истории и этнологии им. Ч. Валиханова Рашид Оразов, представители региональных комиссий Алматы, Шымкента, Алматинской, Восточно-Казахстанской, Жамбылской, Павлодарской, Карагандинской, Туркестанской областей. Каждый регион представил новые, ранее не известные данные, обнаруженные во время научно-исследовательских работ.

Популярное

Все
Полицейский спас жизнь ребенку
Ветераны ВОВ получат по 2 млн тенге ко Дню Победы в Алматинской области
У границы фуры ходят хмуро
Лидеры более чем 30 стран призвали к скорейшему расширению сети АЭС
Мирный атом может удовлетворить растущие потребности в электроэнергии
Приток большой воды в Атырау принесет не только беды, но и выгоды
Взрывы утихли, но надолго ли?
Центральноазиатское направление остается приоритетом
Жители Петропавловска возмущены планами точечной застройки
Свет возвращается в села СКО
Закон дает хорошие возможности — эксперт
«Второй трек» дипломатии не пострадает
Вопросы защиты авторских прав обсудили в Астане
Неприглядные врата страны
Женская сборная по стрельбе из лука впервые выиграла медаль Кубка мира
Профессор Кулян Омарова спасла тысячи детских жизней
Он шел на шаг впереди
Неделя «Жасыл аймақ» ознаменовалась высадкой Аллеи волонтеров
Четыре бронзовые медали из Гонконга
Ветер может не только дуть, а солнце – светить
Дело Бишимбаева: подборка противоречий в показаниях бывшего министра
Идея строительства метрополитена в Алма-Ате обсуждалась еще в 60-е годы
Бишимбаев объяснил в суде, зачем показывал Нукеновой скрины их переписки
«Актобе» обыграл «Кайрат» в центральном матче тура КПЛ
Вторая волна паводка ситуацию не ухудшит – ДЧС СКО
Когда в Астане отключат отопление
Врач, которому звонил Байжанов перед смертью Нукеновой, опроверг слова Бишимбаева
Премьер поручил усилить меры поддержки талантливой молодежи
Коммунальщики обратились к жителям Астаны
Студентка из ЗКО после окончания вуза планирует преподавать государственный язык иностранцам
Семья Абдраман стала пионером носочного производства в Кызылординской области
В бане мыли миллионы
Наши гребцы завоевали еще три лицензии на летние Олимпийские игры
Паводки: более 21 тыс. человек вернулись домой
Вопросы госстатистики и управления данными обсудили члены Общественной палаты
Уровень воды в реке Ишим поднялся за сутки более чем на два метра
И свой дом сберег, и соседям помог: история полицейского из Костанайской области
Баку и Ереван впервые договорились по поводу участка границы
Брату Салтанат Нукеновой показали шокирующие кадры из телефона Бишимбаева
Отчисленные студенты столичного вуза из Афганистана пытались пересечь границу с РФ
Дело Бишимбаева: хроника самого громкого судебного процесса года
Колоссальный денежный приз может завоевать скакун Кабирхан из Казахстана
Дело Бишимбаева: почему свидетель удалил видео с камер наблюдения
Урбанисты хотят изменить облик Атырау
Дело Бишимбаева: прокурор сообщила, что его телефон не удалось разблокировать
В Атырау объявлен режим ЧС. Город ждет прихода большой воды
Закон Республики Казахстан
Целина: как это было
Бишимбаев отказался признавать вину в убийстве Салтанат Нукеновой
К единственному роднику приезжают за водой со всего Усть-Каменогорска
Рыбоохранная акция «Бекіре-2024» пройдет в Казахстане
Бахытжан Байжанов опроверг в суде показания Бишимбаева
Дело Бишимбаева: защита требует учесть оценку российских судмедэкспертов
Перепись архаров началась в Казахстане
Проблемы рационального использования воды обсудили сенаторы с жителями Туркестанской области
Как минимум десятого ребенка родили 110 женщин в прошлом году в Казахстане
Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»
Для меня важно твое счастье: заметки Нукеновой озвучила гособвинитель
Суд возобновил заседание по делу Бишимбаева
На Петропавловск идет огромный поток

Читайте также

Вопросы защиты авторских прав обсудили в Астане
Взрывы утихли, но надолго ли?
Жители Петропавловска возмущены планами точечной застройки
Ветераны ВОВ получат по 2 млн тенге ко Дню Победы в Алматин…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]