В Атырауской области потребителей пытаются заставить платить даже за биллинг, то есть за сбор платежей и снятие показаний со счетчиков. О ситуации с энерготарифами в регионе и проблемных моментах, возникающих при взаимодействии потребителей с монополистами, мы попросили рассказать президента Атырауского ОО «Защита прав потребителей» Балжан Досмухамбетову.
– Балжан Ибатовна, каждую попытку поднять тарифы монополисты привычно увязывают с возросшими производственными затратами и необходимостью исполнения инвестиционных программ. А кто может реально, простыми словами объяснить населению, почему на отраслевую инфраструктуру тратятся огромные средства, а проблем не становится меньше?– Это проблема не только Атырауской области, но и всей республики. Начать с того, что сами данные по инвестиционным программам не всегда бывают доступны широкой общественности.
Когда монополист подает заявку на повышение тарифа, эта информация обязательно должна быть размещена у него на сайте. Но когда речь идет об исполнении инвестиционных программ, то в правилах, которыми руководствуются и департамент, и Комитет по регулированию естественных монополий, есть норма, согласно которой субъект монополии имеет право предоставлять итоги своей инвестиционной деятельности в бумажном формате. Поэтому они могут быть и недоступны для широкого изучения.
Кроме того, атырауский регион сильно выделяется среди других областей тем, что здесь самый большой разрыв между тарифами. Допустим, электроэнергию населению продают по 5 тенге 71 тиын без НДС за 1 кВт.ч, а бюджетным организациям – по 38 тенге. При этом тарифы по всем группам потребителей с начала года в области повышались дважды.
Этому предшествовали следующие события: 1 апреля была поднята цена на транспортировку электроэнергии, затем Министерство энергетики по всему Казахстану на 65% повысило расценки на ее производство.
– Означает ли это, что повышение тарифов отчасти провоцируется «сверху» при фактической непрозрачности реальных инвестиционных затрат?– С 1 ноября тариф на электроэнергию в Казахстане поднялся на 6,2%, в том числе и в Атырауской области.
В областном департаменте по регулированию естественных монополий основными причинами изменения предельных тарифов ТОО «Атырау Энергосату» назвали рост производственных затрат энергогенерирующих и подорожание услуг энергопередающих компаний, а также, как ни странно, снижение… объема энергопотребления.
Казалось бы, как повышение тарифа может быть связано со снижением потребления электроэнергии? Ну разве что энергетики до того взвинтили цены на киловатты, что население предпочло в целях экономии сидеть при свечах. Чем лишило монополистов прежних доходов.
А если серьезно, я попросила специалистов департамента подготовить запросы и получить от областных управлений ЖКХ и строительства информацию о заявленных объемах энергопотребления на 2021–2022 годы. Потому что новый тариф будет действовать весь год. Пусть покажут, где у них снижение. Регион уже в «зеленой» зоне по коронавирусу, начал работать малый и средний бизнес, и главное – министр энергетики отметил, что объемы энергопотребления будут расти с каждым годом.
Есть договоренность и о том, что антимонопольным департаментом будет проведен анализ объемов энергопотребления физическими лицами за три предыдущих года. Почему я так говорю – потому что это ведомство должно было утвердить дифференцированные тарифы в зависимости от объема потребления электроэнергии, исходя из анализа новых данных.
Нынешние объемы были утверждены еще в 2009 году и с тех пор не анализировались и не обновлялись.
– Почему вы так стремитесь правильно определиться с объемами потребляемой энергии? – Дело в том, что если, к примеру, 10 тенге затрат разделить на две единицы объема, то тариф составит, условно говоря, 5 тенге, а если наоборот, то два. То есть чем больше объем, тем дешевле тариф, и наоборот – чем меньше объемов, тем он дороже. В нашем же случае, не проведя никакого анализа, руководство департамента заявляет о снижении энергопотребления и, скажем так, не препятствует росту тарифов.
Чего я добиваюсь? Ответ прост: я за справедливую, экономически обоснованную цену на энергоресурсы, а также за то, чтобы деятельность и субъектов естественных монополий, и госорганов, согласно концепции «слышащего государства», была прозрачной и публичной.
Пока же департаменты отделываются от потребителей и общественных организаций классической отговоркой: «Мы учтем ваши предложения». И наступает тишина. Вновь обращаешься с вопросом – и опять тишина. Значит, не учли...
– В конце октября в департаменте прошли публичные слушания по заявке на почти троекратное повышение тарифа за транспортировку газа областным филиалом АО «КазТрансГаз Аймак». Насколько она, на Ваш взгляд, обоснованна?– Аналогичная ситуация. Почему? Сужу об этом исходя из того, что сравнительно недавно, 1 сентября 2021 года, тарифы филиалу были снижены из-за того, что его инвестиционная программа за 2020 год не была исполнена, а ведь речь идет о 10 миллиардах тенге! И вот теперь новая заявка, на сей раз под долгосрочную (на 2022–2026 годы) программу инвестиций и развития.
Однако на недавних публичных слушаниях в департаменте по регулированию естественных монополий представители монополиста признались, что половина обслуживаемых ими сетей находится на балансе… акимата.
Если есть дополнительные источники финансирования, зачем тогда повышать тарифы? На этот вопрос газовая компания, как водится, ответа не дала.
Мало того что «КазТрансГаз Аймак-Атырау» просит поднять тарифы на транспортировку газа, так еще в Комитете по регулированию естественных монополий рассматривается его заявка на увеличение снабженческой надбавки.
В снабженческую надбавку включены затраты по биллинговой компании ТОО «РКЦУ Атырау», которая снимает показания и выставляет счета потребителям, то есть попросту собирает деньги, хотя раньше этим занималось само АО «КазТрансГаз». Таким образом нас, потребителей, пытаются заставить содержать еще одну компанию.
К тому же головной офис АО «КазТрансГаз» направил своим филиалам в областях указание, чтобы те не выдавали технические условия на подключение к газовой трубе субъектам бизнеса. Объясняется это якобы нехваткой объемов голубого топлива.
Какой выход сейчас у субъектов бизнеса? После получения отказа они вынуждены будут обратиться в Агентство РК по защите и развитию конкуренции, Комитет по регулированию естественных монополий РК и в их территориальные органы. На основании этого обращения комитет начнет внеплановую проверку. Такой прецедент уже имеется: монополист отказал в выдаче технического условия двум представителям социального бизнеса. Один из них решил обратиться в агентство и написал заявление на имя его председателя Серика Жумангарина. Теперь дело за руководством этой структуры, которое должно рассмотреть заявление и провести проверку.
– В рамках совершенствования казахстанского законодательства по защите прав потребителей будет внедрен институт коммунального омбудсмена. Его задачей станет оказание правовой помощи потребителям тепла, воды, электроэнергии и газа. Как Вы оцениваете эти планы?– Наше объединение всецело поддерживает введение института омбудсмена по защите прав потребителей. Ибо именно в сфере торговли, услуг и коммунального хозяйства сегодня наблюдается массовое и многолетнее ущемление потребительских прав граждан.
Считаем своевременным и создание единой организации, в которую бы вошли общественные объединения на местах. Помимо повышения общественного контроля централизация позволит обеспечить институт омбудсмена сильными и квалифицированными специалистами, способными грамотно и оперативно решать поставленные задачи.
Таким образом, единая организация под руководством офиса коммунального омбудсмена сможет обеспечить защиту прав и интересов всех потребителей страны.