Послание Президента

Больше полномочий – выше ответственность

Концепция местного самоуправления на 2021–2025 годы призвана усилить роль граждан в управлении государством и расширить возможности акимов на местном уровне.

Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев своим Указом от 18 августа утвердил Концепцию местного самоуправления на 2021–2025 годы, которая стала логическим продолжением аналогичного документа, охватывавшего период с 2013 по 2020 год, и нацелена на усиление вовлеченности казахстанцев в вопросы управления государством на местном уровне.

Ожидается, что органы местного самоуправления получат самостоятельность и возможность оперативно решать воп­росы местного значения, а представители местной исполнительной власти обретут новые полномочия и финансовые возможности более эффективно выполнять возложенные на них функции.

– Между 2013 и 2020 годами в рамках первой концепции мы создали органы местного самоуправления – сход и собрание местного сообщества. Ввели выборность сельских акимов – косвенные выборы через маслихаты, предоставили самостоятельный бюджет сельским округам. Теперь соответствующим органам даем больше самостоятельнос­ти, хотим разграничить уровни госуправления и местного самоуправления, – рассказал заместитель директора департамента анализа регионов и развития местного самоуправления Министерства национальной экономики Миржан Иманбаев.

Для реализации положений концепции начата разработка нового проекта закона «О местном самоуправлении в Респуб­лике Казахстан». Одной из его новаций станет появление с 2024 года органов местного самоуправления на уровне сельских округов – кенесов. Планируется, что кенес будет состоять из членов и его председателя, которые будут избираться гражданами напрямую сроком на пять лет. При этом сход местного сообщества предлагается наделить полномочиями по роспуску кенеса.

Новый орган будет принимать правовые акты, имеющие силу на соответствующей территории. В его полномочия войдут утверждение плана развития местного сообщества, согласованного со сходом, бюджета, контроль над его исполнением, а также согласование назначений руководителей госучреждений и организаций, финансируемых из местного бюджета и расположенных на соответствующей территории.

Кенесом станут регулироваться вопросы благоустройства, санитарного состояния населенных пунктов. Этот орган будет наделен компетенциями по утверждению тарифов на услуги, оказываемые жителям администрацией местного самоуправления, а также по регулированию размеров ставок налогов и плат, определенных законодательством.

«Таким образом, образование кенеса послужит основой для создания низового уровня самоуправления, наиболее приближенного к гражданам. Через прямые выборы членов кенеса граждане смогут участвовать в местной общественно-политической жизни», – отмечается в концепции.

Важным шагом в развитии системы местного управления следует считать прошедшие в июле первые в истории прямые выборы акимов сел и сельских округов. А уже с 2024 года, как поручил Президент Казахстана в своем Послании народу, в пилотном режиме начнутся прямые выборы акимов районов.

– Кенес также будет избираться народом напрямую. Это приведет к развитию электоральной культуры на региональном уровне, – отметил Миржан Иманбаев.

По замыслу разработчиков концепции и будущего закона о местном самоуправлении, дав возможность населению самостоятельно избирать акимов, необходимо расширить и полномочия этих представителей исполнительной власти на местах.

– Полномочия акимов мы тоже должны расширять. У них же будут предвыборная программа и определенные обязательства перед избирателями, но без финансовых возможностей аким сельского округа не сможет воплотить в жизнь свои обещания, – пояснил наш собеседник.

С этой целью в концепции предусмотрено поэтапное расширение финансовых возможнос­тей акимов сельских округов. Например, сейчас самостоятельный бюджет сельского округа формируется за счет шести видов налогов, а недостающая сумма поступает в виде трансферта из бюджета района. Планируется, что в дополнение к этим шести налогам бюджет сельских округов будет ежегодно расширяться новыми видами налоговых пос­туплений, в том числе корпоративным подоходным налогом от малого и среднего предпринимательства с 2023 года.

– То есть ежегодно мы будем давать сельским акимам возможность расширять свою налогооблагаемую базу и иметь больше финансов на развитие сельского округа, – сказал представитель МНЭ.

В концепции заложен механизм стимулирования местных властей к обеспечению высокой собираемости налогов и повышению налоговой культуры. Проект, получивший название «1+1», предполагает, что при фактическом росте поступлений по сбору налогов по итогам финансового года вышестоящий уровень будет выделять целевые трансферты на сумму прироста с учетом потенциала развития населенного пункта.

Еще одно направление развития системы местного самоуправления – поэтапное расширение полномочий местных акимов.

– Если у акима ограниченные полномочия, то выделение ему дополнительных финансов проблемы не решит, и он не сможет использовать эффективно эти деньги, – сказал Миржан Иманбаев.

В основные функции акима сельского округа будут входить регулирование земельных отношений, обеспечение водоснабжения населенных пунктов, учет и организация помощи социально уязвимым слоям населения, организация работ по благоустройству, освещению, озеленению и санитарной очистке населенных пунктов и так далее.

Ожидается, что в последующем по результатам функционального анализа и децентрализации полномочия акимов сельских округов расширятся. Они будут наделены правом совместно с кенесом определять виды имущества, подлежащего передаче в коммунальную собственность местного самоуправления.

Наряду с этим аким сельского округа будет нести ответственность за реализацию возложенных на него функций перед кенесом и отчитываться перед населением за проводимую работу.

Предполагается, что наделение акима сельского округа функциями, направленными на развитие инфраструктурных и других социально значимых объектов жизнеобеспечения, будет благоприятно влиять на оперативное решение данных вопросов.

Разработчики концепции констатируют, что в настоящее время работа аппарата акима сельского округа связана с пос­тоянным решением вопросов местного значения, взаимодействием непосредственно с жителями, и в связи с этим требуется разработка отдельных правил и процедур для обеспечения большей оперативности в решении текущих задач.

С учетом анализа зарубежного опыта вместо действующего аппарата акима будет разработана новая организационно-правовая форма «администрации местного самоуправления». Ей законодательно будет предос­тавлена возможность самостоя­тельно выполнять работы по благоустройству, санитарной очистке, озеленению населенных пунктов, а также по решению кенеса оказывать услуги местным жителям на возмездной основе. Благодаря этому нововведению многие бизнес-процессы в деятельности адми­нистрации местного само­управления оптимизируются для обеспечения гибкости, оперативности и эффективнос­ти решения вопросов местного масштаба.

– У нас, как правило, в отдаленные сельские округа сложно пригласить представителей предпринимательства для выполнения тех или иных работ. Или эти услуги получаются дорогими из-за транспортных и других расходов. Поэтому мы дадим возможность сельским округам, нанимая местных жителей, выполнять какие-то незна­чительные работы своими силами, – рассказал Миржан Иманбаев.

По словам нашего собеседника, процесс совершенствования системы местного самоуправления будет продолжаться и после завершения текущей пятилетки, чтобы конечный результат максимально отвечал потребностям Казахстана.

– У нас все-таки молодое государство, казахстанская модель местного самоуправления только приобретает очертания. Мы не ставим цель копировать какой-то зарубежный передовой опыт. Наша страна и территориально, и ментально отличается от других. Стараемся создать именно казахстанскую модель, – заключил заместитель директора департамента анализа регионов и развития местного самоуправления МНЭ РК.

Автор:
Александр Вербинин
09:00, 27 Сентября 2021
0
4971
Подписка
Скопировать код

Читайте также

Популярное