Послание Президента

Во благо потребителя

​ Создание Агентства по защите и развитию конкуренции с прямым подчинением Главе государства – своевременная и нужная мера, уверен профессор Института управления Академии государственного управления при Президенте РК, доктор экономических наук Тимур Баймуханов.

– Тимур Султанбекович, Вы были заместителем председателя Агентства РК по защите конкуренции (АЗК) последние три года перед его реорганизацией в 2014 году. Чем на тот момент занималось ведомство, каких результатов добилось?

– Прежде всего хочу отметить, что государственный орган по защите конкуренции Казахстана имеет почти 30-летнюю историю. В качестве комитета (1991–1999,
2004–2007, 2014–2020 годы) он работал 17 лет и в качестве агентства (1999–2004, 2007–2014) – 12, причем в разные годы они были в ведении Президента и подотчете Верховному совету, а также в составе Правительства и отдельных министерств.

В Агентстве мы наряду с решением проблем республиканского уровня вышли на решение межстрановых конкурентных вопросов и стали занимать в СНГ достаточно прочные позиции. В тесном сотрудничестве был разработан и принят Модельный закон для стран ЕврАзЭС, начали изучать, анализировать и разрабатывать проекты пресечения противозаконной деятельности транснациональных компаний.

Совместная работа с первыми лицами антимонопольных служб стран ЕврАзЭС и мира, координационные конференции с участием крупных игроков межстрановых монополис­тов, например авиакомпаний России и Казахстана, позволил блокировать возможность резкого повышения цен на услуги. Мы тесно работали с Федеральной антимонопольной службой (ФАС) России, функции и структура которой, кстати, за эти годы усилились, и она превратилась в эффективную организацию, содействующую конкуренции в стране.

Еще один вопрос, по которому мы проводили мониторинг с результатами оценки деятельности и привлечением к ответственнос­ти организаций-монополистов, – это производство социальных продуктов, в частности сахара. Если помните, цены на сахар значительно не росли, хотя в тот период дея­тельность почти всех сахарных заводов в Казахстане была приостановлена. Сырьевая зона была разрушена, и сырец сахарного тростника завозился из Бразилии. Поэтому стоимость сахара находилась в прямой зависимости от курса валют, что было недопустимо.

Мы требовали от представителей Центрально-Азиатской сахарной корпорации принятия мер по исполнению договора в части восстановления сырьевой зоны свекло-сахарного производства и возобновления работы сахарных заводов. Время показало, что это направление было верным. Сейчас отдельные заводы расконсервированы и принимаются меры для восстановления сырьевой зоны. Наверняка этот процесс значительно ускорился бы при постоянном мониторинге и системной работе воссоздавае­мого агентства.

Тщательный анализ был проведен в части недопущения роста стоимости электроэнергии. Велась работа с компаниями сотовой связи, которые предпринимали усилия по необоснованному повышению своих тарифов. АЗК удалось поэтапно снизить их расценки, в то же время создав возможность для их развития.

Также разработали законодательную базу: сначала был принят Закон «О конкуренции», после чего его нормы вошли в новый Предпринимательский кодекс. На уровне ЕврАзЭС соз­данный совместно с нами Модельный закон о конкуренции и его нормы работают. Надо ими пользоваться и Казахстану, нужен действенный орган, который сможет функционально потребовать исполнение этих законов и проведет масштабные работы на межстрановом уровне.

Почему, на Ваш взгляд, воссоздание агентства важно именно сейчас?

– В современных условиях, вызванных пандемией коронавируса, необходимо активное влияние государства на экономическую ситуацию рынка товаров и услуг, особенно в целях сокращения негативного воздействия монополий.

За примерами далеко ходить не надо. Все мы недавно были свидетелями безудержного роста цен на лекарственные препараты. Аптеки признались, что цены на лекарства подняли не только они, но и оптовые поставщики, с которыми никто не борется. И только своевременное вмешательство Президента позволило остановить и упорядочить этот процесс. В условиях функционирования Агентства по защите и развитию конкуренции такого резкого скачка цен на лекарственные препараты не было бы. Мониторинг, анализ и принятие действенных мер против искусственного дефицита и ценового сговора – это и есть зона ответственности антимонопольного органа. А соучастников по рынку, создавших этот прецедент, должна ожидать суровая кара, ведь товар тесно связан с социальным благополучием казахстанцев.

Опять надо вернуться к сотовым операторам, рынок которых значительно расширился, а значит, нужно тщательно отслеживать жалобы и обращения их клиентов и выявлять нарушения прав потребителей.

При сокращении темпов роста экономики цены на продукцию растут несоизмеримо с ее себестоимостью. И в этих условиях, как показывает мировая и отечественная практика, только вмешательство государства поз­волит привести в соответствие цены и количество предложения на рынке. Антимонопольное регулирование – это не только ограничение и пресечение монополистической деятельности, предотвращение создания тайных и явных картелей, но и защита прав потребителей, формирование конкурентных рыночных структур, которые содействуют развитию товарных рынков и конкуренции.

Главенствующая роль в этих процессах принадлежит государству как гаранту конкурентных отношений. Главная цель этого вмешательства заключается в реальной защите и сохранении свободной конкуренции, которой̆ угрожают монопольные тенденции. Важное значение имеет государственный конт­роль над процессом концентрации капитала, финансовые санкции в случае нарушения антимонопольного законодательства. Так что работы у воссоздаваемого агентства будет немало как в предоставлении услуг для промышленных, аграрных и других отраслевых предприятий, так и для конечного потребителя.

Это важно, чтобы новый «сильный и независимый», как сказано в Послании, орган находился в прямом подчинении Президента?

– Да. На пересечении жизненно важных процессов экономики, где скрещиваются интересы бизнеса и потребителя, необходимо, чтобы государственный орган, стоящий на страже антимонопольного развития и конкуренции, был независим от влияния как частных, так и отраслевых государственных структур.

Вспомните историю с ростом цен на яйца. Тогда они подорожали сначала в России, и одновременно с этим цены подняли казахстанские птицеводы. Наш анализ показал, что не было никаких предпосылок для роста стоимости яиц в Казахстане. Население стало возмущаться, потому что удорожание было достаточно ощутимым. И когда мы стали проводить политику антимонопольного регулирования по снижению цен, то столкнулись с сильным, но безуспешным сопротивлением организаций. И такое давление в будущем со стороны крупных монополистических организаций, отраслевых ведомств обязательно будет. Поэтому я поддерживаю создание агентства при Президенте РК, ведь тогда оно получит независимость и беспристрастность при соблюдении принципов развития конкуренции.

Многое предстоит сделать, но опыт у нас есть, и совсем недавний. Как я говорил, мы вышли на межстрановую аналитику, стали работать совместно не только с соседями, но и дальним зару­бежьем, например с итальянскими коллегами. Там мелкие фармкомпании, выходя на рынок, вынуждены были играть по правилам, устанавливаемым частными отраслевыми монополистами. И их антимонопольный орган достаточно жестко пресекал такую политику, что требуется и Казахстану. Как сказал Президент, «необходимо серьезно разнообразить конкурентное поле, создать действительно равные возможности для каждого предпринимателя, прекратить монополизацию рынков».

Сегодня на рынок заходят новые транснациональные компании, которые создали капитал в условиях пандемии, их деятельность на отечественном рынке должна тщательно отслеживаться не только в масштабах страны, но и в мире, в тесном контакте с антимонопольными организациями иностранных государств, а это требует высокого профессионализма от работников воссоздаваемого агентства.

Одновременно стоит вопрос о широком привлечении общественных организаций, которые совместно с агентством смогут действенно и позитивно влиять на ситуацию. И сегодня, в кризисных условиях, в стабилизационный и постстабилизационный период остро необходим сильный антимонопольный государственный орган во благо развития честного рынка товара и услуг. Уверен, с учетом положительного опыта функционирования республиканского агентства не представит большого труда развернуть деятельность этого ведомства за короткие сроки и активно внедрять в стране антимонопольную политику и политику развития взаимовыгодной конкуренции.

Автор:
Асель Муканова
08:43,10 Сентября 2020
0
9102
Подписка
Скопировать код

Читайте также

Популярное