Проблемная зона

Клик души

С января нынешнего года социальные услуги в Казахстане автоматизированы, но не всегда, к сожалению, всего несколько кликов на портале могут решить проблему получения спецсредств для людей с инвалидностью. К примеру, в некоторых случаях система дает сбой, и жизненно необходимую коляску приходится ждать почти год.

Один шаг

Александру Андрееву из села Свердловка Алтынсаринского района Костанайской области 56 лет. У него нет ноги, диабет, проблемы с давлением, половина туловища парализована. Первая группа инвалидности. С августа он вместе с супругой живет в семье сына.

В СМИ обратилась сноха Андреева, Нина Горбенко, которая рассказала, что несколько месяцев свекор был без коляски. Вот только недавно ему помог­ли: односельчанин, у которого тоже инвалидность, обратился в областное общественное объеди­нение «Умит-Надежда», и коляску Александру Анатолье­вичу нашли. До этого было очень сложно – мужчина весит немало, перемещать его приходилось Нине, супруг постоянно на работе. За помощь женщина благодарна, но не понимает, почему об Александре позаботились неравнодушные люди, а не государство.

– Ни коляски, ни памперсов – ничего он не получает! – возмущается Нина. Говорит, что неоднократно задавала этот вопрос сотрудникам районного отдела занятости и социальных программ, но коляски так и нет.

Главный специалист отдела занятости и социальных прог­рамм Алтынсаринского района Майя Кульдинова объясняет, что с нынешнего года социальные услуги были автоматизированы. Чтобы получить специальные средства, которые прописаны в индивидуальной программе реа­билитации (ИПР), необходимо написать заявление и выбрать необходимое оборудование на портале социальных услуг. Эти шаги получатель спецоборудования должен сделать самостоя­тельно или с помощью родственников – сотрудники отделов занятости не имеют права вмешиваться, могут только помочь.

Андрееву помогли оформить ИПР сотрудники отдела занятости, в январе его программа уже была готова, ведь ему положены уличная и комнатная коляски, а также соцработник и индивидуальный помощник. На тот момент Андреев еще жил отдельно. Но до переезда к сыну в августе коляску он так и не получил, дескать, заявления не было. Однако как должен был написать его больной человек?

Кульдинова объясняет, что помочь с заявлением должен был соцработник. Но, судя по всему, этого не произошло. Заяв­ление на получение колясок было написано только в начале сентяб­ря. Нужно было сделать еще один шаг – выбрать коляску на портале. Но…

Майя Кульдинова говорит, что Горбенко сама виновата в том, что все затянулось так надолго: ей неоднократно говорили, чтобы она приехала в отдел занятос­ти, там бы ей помогли пройти все необходимые шаги для того, чтобы получить коляску.

От Свердловки до районного центра около 40 км. У Нины Горбенко, кроме свекра и свек­рови, за которой тоже нужен уход, семеро детей, один из них – грудной. Нанять машину до райцентра стоит 5 тыс. тенге. Совокупный доход семьи около 100 тыс. тенге, да и то последние 3 месяца супруг не получает зарплату, задерживают. Поэтому поездка для нее – проблема. И все же после обращения в СМИ дело сдвинулось. Причем оказалось, что последний шаг сделать было до смешного просто. Выбрать коляску на портале можно было в акимате сельского округа. И ехать никуда не нужно – акимат находится в этом же селе. На
момент подготовки статьи с Горбенко уже связались сотрудники отдела занятости. И коляску она уже выбрала.

Много шагов

С памперсами сложнее. Их в ИПР у Андреева нет. В поликлинике Алтынсаринской ЦРБ сообщили, что Андреев МСЭК проходил в январе текущего года. На тот момент он не нуждался в них. Внести изменения в ИПР можно. Руководитель департамента труда и социальной защиты Мурат Муратбеков говорит, что для этого нужно обратиться в ВКК (врачебно-консультативную комиссию) той организации, куда человек прикреплен. Если мед­организация вынесет решение, что он действительно нуждается в заявленных спецсредствах, то они должны выдать ему направление на коррекцию ИПР.

– Можно прийти к нам или нап­равить документы через портал еGov, – говорит Мурат Тлемисович. – Если все соответствует, вносятся соответствующие изменения. Тому, кто приходит сам, результат выдадут на руки, при обращении онлайн последний будет в личном кабинете на еGov. Потом с этим документом нужно уже обращаться в районный или городской отделы занятости по месту жительства, где его примут к действию.

Сколько шагов еще предстоит сделать Горбенко, чтобы получить всю необходимую помощь? И упрощает ли автоматизация социальных услуг жизнь уязвимых слоев населения, особенно тех, кто проживает в сельской местности и в силу материального положения не имеет компьютера, не силен в обращении с онлайн-ресурсами? Возможно, нужна какая-то служба поддержки, которая станет посредником между получателем услуг и порталом?

Заместитель руководителя управления координации занятости и социальных программ Алия Мекебаева подтверждает: действительно, чтобы получать услугу на портале, этому необходимо научиться. Но в случаях, если человек не справляется сам, помощь может оказать индивидуальный помощник либо сотрудники сельских акиматов, которые проходили обучение в отделах занятости. Сотрудники самих отделов также обзванивают получателей услуг, предлагают помощь, стараются научить их либо близких им людей делать все шаги самостоятельно.

– На самом портале имеются доступные инструкции, – говорит Алия Есмухановна. – Пошаговые, очень внятные. Многие могут разобраться сами. Переход к онлайн-услугам – это уже реалии жизни, нужно учиться их получать. Ведь автоматизация соцус­луг в первую очередь учитывает интересы людей. Важно, чтобы человек выбирал необходимое оборудование самостоятельно, без давления или влияния гос­органов. Кроме того, автоматизация поможет избавиться от множества шагов, которые люди раньше делали в реальном режиме, избавит от поездок и потери времени. В некоторых регионах в пилотном режиме уже делают заочное назначение группы инвалидности без посещения МСЭ – все документы и рекомендации готовятся на уровне поликлиники. Прорабатывается вопрос функ­ционирования беззаявительной системы – все рекомендованное в ИПР должно быть положено человеку автоматически, не нужно писать заявление. Но в случае с Андреевым заявление было необходимо.

Не единичный случай

Нельзя не согласиться с тем, что перспектива оформления соцуслуг онлайн действительно сможет в будущем сберечь людям деньги и время, затраченные на поездки, хождение по этапам. Однако для некоторых категорий населения, особенно тех, кто проживает в селе, переход на новый формат взаимодействия с государством дается болезненно. И зачастую путь от получателя до услуги определяют человеческий фактор, непонимание, несложившиеся отношения. А в итоге там, где коляску можно было получить быстро, ее приходится ждать почти год. Случай с Андреевым не единичный.

Депутат Мажилиса Екатерина Смышляева говорит, что с момента внедрения портала поступает очень много обращений граждан. Не все довольны качеством его работы.

– Первое время в основном были сложности, связанные с техническими проблемами, – комментирует Екатерина. – Не справлялся портал, были сложности с авторизацией, был не очень удобен интерфейс. Но в этот период услуги дублировались в «старом» формате, и пилотный период не был критичным. Когда это окно стало единственной возможностью людей приобрести необходимые средства реабилитации, оформить направление на санаторно-курортное лечение или получить услуги помощника, то возникли проблемы иного порядка. Сегодня они касаются качества, наличия и выбора товаров средств реабилитации. Несмотря на то что перечень поставщиков растет ежедневно, этого пула и предложений недос­таточно, чтобы удовлетворить индивидуальные пот­ребности людей.

Возникают процедурные сложности при оформлении лечения. В данном процессе услуги оказываются в «гибридном» формате, и в итоге пользователям приходится сначала преодолеть дистанционную часть, а после физически собирать необходимые документы. Есть категория граждан, которым недоступны услуги связи или технические средства в силу разных обстоятельств (в основном это касается отдаленных сельских пунктов).

Происходили такие сбои из-за несовершенства программного обеспечения на первых этапах внедрения, а затем ввиду отсутствия интеграции баз данных различных государственных учреждений, организационных вопросов наполнения портала, несовершенства нормативно-правовой базы оказания такого вида услуг. Поэтапно все эти недостатки устраняются, однако темпы, безусловно, недостаточны.

Депутатским корпусом неоднократно поднимался этот вопрос. В ходе первой сессии был принят закон с соответствующими изменениями, касающимися работы портала в том числе. 25 октября состоится правительственный час, где будут рассмотрены процессы оказания государственных услуг в новых форматах. На нем мы также обязательно поднимем эту тему.

Автор:
Мария Шило, Костанайская область
07:09, 19 Октября 2021
0
1586
Подписка
Скопировать код

Читайте также

Популярное