Рухани Жаңғыру

По следам давнего кораблекрушения

Археолог Андрей Астафьев открыл новые страницы истории судоходства на Каспии.

Археолог обнаружил останки судна в Тупкараганском районе в местности «Түлкілі сай». На побережье местечка, именуемого в народе «Чертов палец», специалист нашел останки затонувшего корабля и сумел определить его модель и происхождение.

– Казалось бы, что ценного с точки зрения науки можно найти в полосе прибоя? Но мы нашли якорь, относящийся к речному типу якорей-кошек, а также детали крепежа деревянных конструкций явно парусного судна и многочисленные следы повреж­дения прибрежных камней. Предполагаем, что кораблекрушение могло произойти в XVIII – начале XIX века, – рассказал Андрей Астафьев.

Работу на месте предполагаемого кораблекрушения он называет полноценным расследованием, основанным на дедуктивном методе, так как прибой и время давно уничтожили всю ценную информацию. Но, к счастью, на берегу под пляжным песком осталась внушительная коллекция металлических предметов, которые могут уточнить время крушения судна, его характерис­тики, принадлежность, а также предназначение.

Археолог с помощниками исследовали прибрежные камни, которые обнажились из-за отступившего моря. А вот в XVIII – начале XIX века оно было на 320–330 см выше современного уровня. Это и позволяет говорить о примерной дате крушения судна.

– Найдены разнообразные кованые гвозди, а также длинные и короткие крепежные болты с шайбами и гайками для стяжки деревянных элементов конструкции судна. На удивление изделия сохранили свою форму. Также обнаружены крепежные элементы парусного вооружения, приспособление для креп­ления швартовочного каната. Самой необычной находкой оказалась длинная толстая железная полоса с массивной петлей и отверстия­ми для больших гвоз­дей, вероятнее всего служившая оковкой для киля и форштевня носовой волновой волнорезной балки 18-метрового судна, – объяс­нил специалист.

Опираясь на материалы издания Павла Богославского «О купеческом судоходстве в России. Речном и прибрежном», вышедшего в свет в 1859 году, удалось найти поразительное сходство имеющейся информации о разбившемся в местности «Түлкілі сай» судне с параметрами «мангышлакской кусовой лодки», сведения о которой содержатся в книге.

– Эти суда использовались как для морского рыбного промыс­ла, так и для перевозки грузов на Мангышлакскую пристань, потому и именовались мангышлакскими, – отметил археолог.

По мнению Андрея Астафьева, лодка была не местной, а астраханской, ее разграбили местные жители, а экипаж продали в рабство в Хиву. С какой целью команда причалила к берегам Мангышлака, пока неизвестно.

Находки переданы в фонд Мангистауского областного историко-краеведческого музея им. А. Кекилбайулы, а исследовательская работа в этом направлении будет продолжена.

Автор:
Андрей Смолин
07:00, 7 Октября 2021
0
2645
Подписка
Скопировать код

Читайте также

Популярное