Туризм и путешествия

Экономическая партитура симфонии Шелкового пути

Китайская сторона очень ответственно подходит к реализации своей глобальной стратегии «Один пояс – один путь», впервые озвученной председателем КНР Си Цзиньпином во время своих визитов в страны Центральной Азии. С ней органично сопрягается казахстанская программа «Нұрлы жол», выдвинутая Президентом Нурсултаном Назарбаевым.
Эти две стратегии, считают эксперты, отражают общие видения взаимодействия Казахстана и Китая в глобальной экономике. Ключевая точка соединения стратегий, смычка – это Хоргос с его одноименным международным центром приграничного сотрудничества по обе стороны границы. Это пока единственный в мире такой формат масштабного и многостороннего сотрудничества двух стран.

Общий интерес
Чтобы показать, как развивается партнерство в вопросе реализации общей для наших стран идео­логии сотрудничества по Шелковому пути, а также вклад китайской стороны, Генеральное консульство КНР организовало для алматинских журналистов поездку по ключевым объектам глобального проекта. Китайские партнеры подчеркивают значимость всех стран-партнеров. Не случайно, презентуя проект, председатель КНР Си Цзиньпин сказал, что «инициатива «Один пояс – один путь» – это не соло Китая, а симфония заинтересованных сторон».
Так совпало, что в дни нашей поездки в СУАР китайский телеканал ССTV-русский показал интервью Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, которое было посвящено вопросам сотрудничества двух стран, в том числе крепким связям с СУАР и совместным проектам, реализуемым в Казахстане по траектории Шелкового пути. Президент Казахстана особо подчеркнул, что СУАР очень быст­ро развивается и для нашей рес­публики это очень близкий район.

Как отметил в программе «Диалог» Нурсултан Назарбаев, создание 45, а может, и большего числа предприятий в республике вдоль Шелкового пути с общим объемом инвестирования до 60 млрд долларов поднимет на новый уровень отношения с КНР. Президент сказал, что Казахстан хорошо понимает роль транзитного потенциала, и в ближайшее время объем пере­возок по этому пути может удвоиться.
Глава государства также подчерк­нул, что Китай не только великий сосед Казахстана, но и один из главных торговых партнеров. За годы независимости взаимная торговля между нашими странами выросла до 28 млрд долларов. И сейчас стороны ищут новые возможности подъема товарооборота, намерены уйти от сырьевых товаров и перейти к продукции с высокой добавленной стоимостью.

UETD: по закону больших чисел
Во время поездки китайские парт­неры смогли показать, как со своей стороны они работают в этом направлении. Поэтому неудивительно, что в программе пресс-тура были представлены ключевые для двустороннего партнерства проекты. В том числе строительство крупного транспортного узла в Урумчи. Это важная инф­раструктура, необходимая для реализации транспортно-логистических задач комплексной беспошлинной зоны – UETD (Urumqi Economic and Technological Development Zone).

Большая часть развязки, где будут сходиться железнодорожные и автомобильные пути, – пока на картах и схемах. Но, стоя на смотровой площадке этого проекта, уже можно было оценить масштабы строительства дорог и грандиозного пассажирского вокзала, возведение которого близко к завершению. Его сдача запланирована на 30 июля текущего года. Как рассказали нам гиды по этому проекту, до 2020 года пропускная способность вокзала вырастет до 300 тыс. человек в день. Такие масштабы! Похоже, в Китае все подчиняется закону больших чисел.
Маршруты свяжут Урумчи с крупными городами страны, в том числе на восточном побережье, и со столицей. А через Инин (Кульджа) высокоскоростные магистрали свяжут с ними Алматы, Бишкек, Ташкент, Самарканд и дойдут до Тегерана. По железнодорожным веткам отправятся скоростные поезда, сокращая время в пути в два-три раза. На старте стройки китайские железнодорожники рассказывали, что линия от северо-востока к юго-западу дополнит существующую сеть железных дорог стран Центральной Азии. При этом проект поможет избавиться от несовместимости между шириной колеи путевых систем этого региона и стандартами колеи Китая.

Проект продуман комплексно. Так, до нового вокзала будут идти все виды городского транспорта, в том числе метро. Проект «Один пояс – один путь» меняет и облик Урумчи. Сейчас в городе семь округов интенсивного развития. Речь идет и о новых современных жилых комплексах, и о различных объектах инфраструктуры комплексной беспошлинной зоны, проектная площадь которой 2,41 кв. км. Она третья по счету в КНР – после Алашанькоу и Кашгара.



IT-долина
Одна из современных достопримечательностей города – Парк программного обеспечения Синьдзяня. Это один из ключевых проектов в рамках экономического пояса Шелкового пути. Как рассказал генеральный директор парка господин Тын Чинь Джюнь, общая площадь этой «Силиконовой долины» СУАР сос­тавляет 18 гектаров. Здесь будут располагаться 20 корпусов, а их общая строительная площадь составляет 400 тыс. кв. метров. Административный корпус и центр парка были завершены в 2015 году.

Господин Тын Чинь Джюнь не без гордости провел нас по современному административному зданию. Здесь же находятся центры инкубации малых и средних предприятий. К концу года будет завершено строительство оставшихся 17 зданий парка. В том числе общежитий для сотрудников, гостиниц высокого класса для экспертов, а также тысячи современных жилых домов. Господин Тын Чинь Джюнь пояснил, что строиться они будут за счет бюджета парка, а затем по более низким ценам продаваться компаниям. Тем самым парк подчеркивает свою заинтересованность в высококлассных специалистах и высокотехнологичных компаниях и демонстрирует свое желание привлечь их в СУАР. Кроме того, если компании очень привлекательны, то парк будет оказывать им комплексные услуги, включая облачные вычисления.

Здесь же расположатся штаб-квартиры и офисы предприятий по развитию программного обеспечения, облачных технологий. В единый комп­лекс входят столовые на 12 тыс. человек, база для обучения, где будут готовить кадры в области программного и информационного обеспечения СУАР. Площадь учебной базы составит свыше 11 тыс. кв. метров. Парк уже заключил стратегические соглашения со многими знаменитыми университетами и компаниями.

– В том числе и с компанией «Майк­рософт», – подчеркнул господин Тын Чинь Джюнь. – Мы используем их ресурсы для подготовки наших специалистов. В парке уже зарегистрированы 210 предприятий, из них 70 уже начинают работать. Они уже выходят на серьезные показатели: в 2015 году общий объем производства парка составил 1,2 миллиарда юаней, а выплаченный налог – 56 миллионов юаней.
Мы посмотрели некоторые цеха, офисы, экспериментальные лаборатории, комнаты для переговоров, консультационные центры. Все увиденное, как и кипучая стройка за окнами, свидетельствует о серьезности намерений и стремлении в ускоренном темпе осваивать новый Шелковый путь. В том числе и производя высокотехнологичную и востребованную продукцию, а также наращивая уровень инноваций и новых производств в СУАР.

Ориентир – на ЭКСПО-2017
Одно из таких производств расположилось неподалеку от центра – сборочные цеха корпорации Gold Wind. Здесь производят в год до нескольких тысяч ветротурбин различной мощности. Общая установленная мощность продукции компании сос­тавляет 22 Гигаватта. Как рассказал генеральный директор компании Ян Ши Цюн, их ветротурбины продаются в 16 странах мира, в том числе и на Западе. Произведенные турбины могут обеспечить электричеством 34 млн семей.
Компания ведет и научную работу: при ней создано шесть научно-исследовательских центров по всему миру, из которых три – в Китае. Компания планирует представить свою продукцию и на ЭКСПО-2017.

Великая стройка Хоргоса
Как правило, мы заезжаем в МЦПС «Хоргос» с казахстанской стороны. В этот раз мы въезжали со стороны китайской, чем удивили пограничников. Тем не менее прошли все процеду­ры быстро. За последние полгода – я была здесь в январе – центр разросся. По его улицам бесшумно передвигается мини-транспорт нескольких видов. Покупателей немало как с одной стороны, так и с другой. Что приобретают здесь наши сограждане и приезжающие сюда жители СНГ, известно. А китайцы охотно скупают казахстанские макароны, муку, крупы, молочную продукцию, мясо, растительное масло и наши конфеты. Говорят, что все это очень вкусно, а главное – экологически чисто.

Пока МЦПС строится. И стройка на китайской стороне, которую нам показали, очень впечатлила архитектурным замыслом и масштабом. Особенно административного комплекса. Его еще называют входными воротами центра «Хоргос». Комплекс занимает более 17 тыс. кв. метров. Высота – 8 этажей. Как пояснили руководители этого проекта, здание по оснащенности – технологии шестого поколения. Комплекс объединит гос­тиницы, предприятия общественного питания, торговые площади и, конечно, административные, контрольные и другие офисы. Готовность комплекса составляет 80%. Китайская сторона обещает, что все строи­тельные работы, подготовку инф­раструктуры планируется завершить полностью к установленному сроку – 2018 году.

Как рассказал представитель административного комитета МЦПС «Хоргос» КНР Калиалы Кызай­жанулы, центр строится государством и бизнесом совместно. На этот проект из бюджета выделен 1 млрд юаней, еще 2,6 млрд инвестировал бизнес. По оценкам специалистов, на завершение комплекса требуется еще 20 млрд юаней. И, как подчеркивают в Хоргосе, инвесторы есть. Потому что с этим международным центром и бизнес СУАР, и КНР связывают большие планы.



Проверенное временем партнерство
Об этом, в частности, говорил на встрече с казахстанскими журналис­тами и глава Синьцзянской торгово-промышленной корпорации «Сан Бао», давний друг нашей страны господин Кан Хэпин. Его компания работает в Казахстане с июня 1992 года.
Основные сферы деятельности – торговля (она работает и на экспорт, и на импорт), строительство, финансы. Компания известна в нашей стране по таким крупным проектам, как поставка 200 троллейбусов в Алматы, строительство в Павлодаре кислородной станции объемом 5 тыс. кубометров и нефтехимического завода. «Сан Бао» построила крупный кирпичный завод в Экибастузе, где выступила генподрядчиком от разработки проекта до сдачи «под ключ». Сейчас компания начинает поставку 92 городских автобусов в Кызылорду, а также планирует войти в проект развития алматинского метро.
В 2014 году общий оборот «Сан Бао» в РК превысил 1,4 млрд долларов. В прошлом году из-за кризиса и ряда других причин обороты снизились до 550 млн долларов. Проанализировав причины спада, компания определилась со своей новой стратегией бизнеса, нацелив ее на освое­ние всего большого рынка ЕАЭС. Корпорация станет еще ближе: она уже приобрела на МЦПС «Хоргос» землю, где строит офисный центр, склад, офисные помещения.

И таких китайских компаний и предпринимателей все больше приходит в этот международный проект.
– Строительство МЦПС – это символ дружбы между нашими странами, – подчеркнул на встрече с казахстанскими журналистами представитель МИД СУАР Liu Jun. – У нас большие совместные планы. И их воплощение позволит успешно реализовать проект «Хоргос», укрепить взаимоотношения между нашими странами. Мы верим на все 100 процентов в развитие наших взаимоотношений. Уверены, что к 2018 году и мы, и наши казахстанские партнеры закончим строительство МЦПС. И было бы хорошо, если бы мы со своими друзьями из Казахстана чаще встречались в СУАР и в других регионах Китая не только по работе.
Автор:
Алевтина ДОНСКИХ, Алматы – Урумчи – Хоргос – Инин – Алматы
00:52,1 Июля 2016
1
1182
Подписка
Скопировать код

Читайте также

Комментарии

  • 1 Июля 2016 13:35 Амантай Ответить
    В скором времени Шелковый путь может обрести новое дыхание.

Популярное