Туризм и путешествия

Оставляя в горах свое сердце

Именно эти строки Владимира Высоцкого приходят на ум, когда уезжаешь из Каркаралы – края с удивительной природой и богатой историей.

Дышите лесом!

Пару часов по автотрассе – и вы в Караганде, пересаживаетесь там в такси, следующее в Каркаралы, два часа с минутами, и попадаете в красивый город, утопающий в лесу, раскинувшийся в окружении гор.

Конечно, выбор места для ночлега не столь богат, как в Бурабае, но без крыши над головой не останетесь. Найти подходящее жилище можно в Интернете, в зависимости от бюджета и длительности пребывания – от домов отдыха, где включено питание, и до простых пансионов, куда вы будете приходить только ночевать после долгих прогулок по лесу и окрестностям.

А посмотреть есть на что. Первым делом, конечно, лес и горы. Попасть в райские кущи просто – достаточно доехать до окраины города, и вы уже в лесу, состоящем преимущественно из хвойных пород и берез. Можно погулять на опушке леса, сделать селфи, собрать шишки для поделок.

Но чтобы полноценно подышать лесом и насладиться запахами лета, нужно подняться выше, туда, где деревья растут прямо из скал, где есть нехоженые тропы. Ну, а если вам хочется совершенной тишины и отдыха от цивилизации и шума, то можно поехать за десятки километ­ров от города, в заповедную зону Каркаралинского государственного национального парка. Главное – помнить, что в любой из локаций необходимо бережно относиться к природе: костры не разводить, деревья не пилить, скалы разными надписями не уродовать. Стоит отметить, что за подобные хулиганства предус­мотрено реальное наказание в соответствии с Административным кодексом РК.

Подробнее о Каркаралинском государственном национальном парке рассказывает нам на казахском языке заместитель директора по научной работе Игорь Винтоняк:

– Общая площадь нацпарка составляет 112 120 гектаров, и вся его территория относится ко второй категории особо охраняемых природных территорий со статусом природоохранного и научного учреждения республиканского значения. Каркаралинский ГНПП создан с целью сохранения и восстановления уникальных природных комплексов Каркаралинского и Кентского горно-лесного массива.

Чтобы представить себе разнообразие растительного мира Каркаралы, достаточно сказать, что флора ГНПП насчитывает около 800 видов растений. Помимо лесообразующих сосны и березы немало здесь кустарников, отдельно хочется сказать о можжевельнике – арша.

К этому вечнозеленому хвойному у казахов издревле было особенное отношение. «Ағаштардың анасы – арша» – «Мать всех деревьев – арша», так говорят в народе. Существовал всегда запрет на бездумную вырубку этого кустарника, а посмевшего уничтожить священное дерево без благой цели ждало наказание свыше и осуж­дение среди людей.

Самый лучший бесік – сделанный из арши, всегда верили и верят казахи. Он дарит малышу спокойный сон, отгоняя от него не только мошкару, но и защищая от сглаза.

Ильяс Жансугуров, Музафар Алимбаев, Кулян Шильдебаева, Шерхан Муртаза, Мархабат Байгут и другие акыны разных лет воспевали красоту и сакральные свойства этого деревца с терпким запахом.

Широко известны целебные свойства арши. Колючие веточки используются как бактерицидное средство, как диуретик, а эфирное масло можжевельника помогает при различных заболеваниях суставов и бессоннице, утверждает народная медицина. Знающие толк в лекарственных свойствах арши готовят специальные подушки, наполняя их зелеными ветками – говорят, это способствует сладкому и безмятежному сну. Кроме того, игольчатые листья служат прекрасным природным аппликатором.

В чаще также можно полакомиться ягодами: блестящими боками призывно манит смородина, сладким ароматом зовет к себе малина, прямо под ногами рассыпана земляника, только не ленись – нагибайся и ешь.

Немало в парке и растений, занесенных в Красную книгу: барбарис каркаралинский, сфагнум гладкий – это вид мха, который растет только здесь, мак тоненький и другие. Богата и разнооб­разна флора Каркаралинских лесов, всего здесь обитают 190 видов позвоночных животных. И если млекопитающие – суслики, сурки, тушканчики, хомяки – встречаются туристам довольно часто, то увидеть волка, лису, рысь, ласку или копытных – архара, косулю, лося – сложно.

На вершине горы в ущелье Кызыл-Кент мы заметили архара: неподвижно простояв минут 20, хозяин гор гордо удалился, словно напомнив нам, что мы – его гости и вести себя должны соответствующе.

Мастерская времени

Въезд в заповедную зону платный, сумма символическая – 400 тенге.

Каркаралинский ГНПП сос­тоит из четырех лесничеств, на территории Кентского лес­ничества находится Кызыл-Кентский храм. Чтобы попасть туда, нужно отъехать от города на 40 км, заплатить за въезд и попасть в сказочный каменный мир. Черепашка, Шрек, человек с копьем, птица Феникс, батыр – каких только фигур не увидишь в каменных плитах разных форм. Причудливые вечные скульптуры хранят безмолвие и словно напоминают, что лучшего Пигмалиона, чем сама природа, нет.

При въезде в Кентское лес­ничество, слева от шлагбаума, высятся валуны круглой формы. На самом большом из них можно увидеть вмятину, отчетливо напоминающую пуповину. С другой стороны валуна в предзакатные часы и после дождя вырисовывается интерес­ная картина, на которой видны фигуры мужчины и женщины в кимешеке. Они стоят плечом к плечу, в солнечный день разглядеть их практически нереально. Возможно, поэтому в народе верят, что камень символизирует женское и материнское счастье.

А если проехать немного дальше, то можно очутиться в волшебном месте. В долине, окруженной горами в форме полумесяца, обрамленной зеленым лесом, находится Кызыл-Кентский храм. Точнее, то, что от него осталось.

Согласно легенде, записанной у старожила аула Кент в 1986 году, древний дворец появился около 200–300 лет назад. То было время больших сражений, джунгарских нашествий. В целях сближения и примирения казахский хан Аюке выдает за калмыкского батыра Контажы свою дочь Етрежип. В условленное время калмыкский батыр отправляет за невестой своего верного батыра Кабыл-Жайсана с 40 нукерами. Аюке-хан в свою очередь отправляет проводить свою дочь отряд из 40 воинов во главе с батыром Едыге. Юную красавицу в чужой край сопровождают также 40 ее подруг. В пути многочисленный караван настигает снежная буря, поэтому принимают решение перезимовать в ущелье Кызыл Кент, защищенном от ветров горным массивом.

Во время зимовки между невес­той Етрежип и батыром Едыге вспыхивают чувства, молодые любят друг друга. А весной, когда караван достигает назначенной цели, спустя недолгое время у Етрежип рож­дается сын, плод любви с Едыге, назвали его Сына.

Оскорбленный Контажы невзлюбил мальчика с первых дней. В 6 лет Сына был отправлен пасти скот отчима. В 8-летнем возрасте он смастерил необычный лук, стрелять из которого мог только он. Стрела, выпущенная из него, попадает в дверь кибитки Контажы.

Разглядев в мальчике необычные силу и дух, а также послушав придворных ясновидящих, предрекших ему смерть от этого ребенка, Контажы приказывает связать Сына и покалечить ему лопатки, чтобы он больше никогда не мог стрелять из лука. Однако Сына смог вырваться из плена, победить врагов и всю жизнь боролся против джунгар, зарившихся на казахские земли.

Легенду может прочесть каждый посетитель, она высечена на плите у входа.

Справедливости ради стоит отметить, что существуют и другие версии происхождения храма. Так, согласно одной из них, его построили ойраты, проповедовавшие буддийскую религию. Поэтому частыми гос­тями являются последователи буддизма, приезжающие сюда на медитацию, те, кто практикует йогу и другие техники погружения в себя.

Но как бы то ни было, отрицать, что место обладает удивительной энергетикой, нельзя. Звенящая тишина, буйство красок, горы, полукольцом обступаю­щие местность, и конечно, величие древнего строения дарят душе покой и умиротворение.

Думать о мирском здесь не получится, настолько ощущается оторванность от суеты жизни. Сюда приезжают помолиться, подумать о бренности бытия, попросить у небес счастья, исцеления, потомства. В стенах развалин встречаются записочки от людей самых разных верований.

Государственный инспектор природоохранного учреждения Бауыржан Габдуллин работает здесь уже много лет. Вместе с коллегами он стоит на страже лесного хозяйства.

– Приезжает много людей, отовсюду, даже из других стран. Недавно приезжала семья. Оказывается, два года назад они были здесь и просили Всевышнего о детях, в этот раз прибыли уже с малышом. Много тех, кто занимается йогой. Мы следим за тем, чтобы не разводили кос­тер, не мусорили, не писали на скалах, – говорит он.

Но за всеми не уследишь, попадаются несознательные турис­ты, которые не могут донести до мусорного бака свои отходы, засоряют родники, оставляют кострища в лесу. Все эти действия наказуемы в рамках Административного кодекса. Но у каждого дерева постового не поставишь, всего же в ГНПП трудятся 75 инспекторов.

Поэтому нужно повышать экологическое сознание общественности, транслировать бережное отношение к природе в целом.

Чертово озеро и три пещеры

Мест, которые обязательно стоит увидеть в Каркаралы, много! За одну поездку в несколько дней уложиться сложно, но, побывав здесь раз, неизменно захочешь вернуться. Это факт, подтверждаемый тысячами туристов, ежегодно возвращаю­щихся в этот край лесов, гор и озер.

В скалистых горах на окраине города есть три пещеры, которые в ходе археологических раскопок обнаружил академик Алькей Маргулан, и это ничто иное, как стоянка первобытного человека.

Три пещеры представляют собой три отверстия в горной породе с отдельными входами. По свидетельству краеведа, журналиста Ерлана Мустафина, в 50-е годы прошлого века сотрудники Карагандинского музея обнаружили здесь следы пребывания людей бронзового периода. Артефакты хранятся в областном краеведческом музее.

Отдельно стоит сказать об озере, вокруг которого существует настоящий ореол загадочности. Шайтанколь – Чертово озеро находится в нескольких километрах от города, на небольшой высоте. Почему его так называют, нам рассказывает краевед Ерлан Мустафин.

– Меня часто спрашивают, почему озеро названо Шайтанколем? Эту легенду, с которой связано название озера, мне рассказал аксакал Ахметбек Аринов (1914–2012). Он слышал ее в детстве от старожилов.

Говорят, что в древние времена летом в наши края приходил святой Жиренсакал-аулие. Он бродил по нашим лесам. Пристанищем его была большая гора – пик Комсомола, которая раньше носила имя этого святого.

Как-то рано утром святой пошел на Шайтанколь. Смотрит, а там, в озере, купаются какие-то существа, похожие на людей. Они были желтого цвета. Святой не стал приближаться к ним, а наблюдал со стороны. Увидел, что все эти существа обращаются к одному, похожему на мужчину, с непонятными словами: «Аплит, аплит». Святой незаметно ушел. На следующий день он опять пришел на Чертово озеро и увидел ту же картину, но уже все обращались к существу в женском образе со словами: «Жаплит, жаплит». Святой догадался: «Так это же шайтаны, которые размножаются! Аплит, видимо, отец, а Жаплит – мать». Он прочитал молитву и закричал на них. Тогда шайтаны исчезли. После этого случая святой не раз приходил на озеро, ночевал там, но шайтанов больше не встречал. Вот поэтому озеро и называется Шайтанколь.

Несмотря на мистические истории, связанные с озером, желающих увидеть его и искупаться в нем немало, также как и тех, кто устраивается здесь на ночлег, разбивая палатки на берегу.

Если же отмести в сторону все непознанное и таинственное, то озеро, разлитое в чаше на вершине горы, действительно, очень красиво.

История в лицах

Природа этого края удивительно разнообразна и красива. Здесь есть и горы, и лес, и озера, и степь. Не менее привлекает Каркаралы своей богатой историей.

Есть мечеть, построенная Кунанбай кажы, отцом Абая. Есть дом купца Халиоллы Бекметева, где часто бывал Абай, сейчас там расположен музей. Есть дом, где жил поэт Касым Аманжолов.

В районе расположен аул, в котором выросла Ділдә – внучка Алшынбай-бия, ставшая впос­ледствии байбише Абая.

Эта земля дала казахскому народу славных сыновей – Әлихана Бөкейханова и Нығмета Нурмакова, к слову, похороненных в одной братской могиле на Донском кладбище в Москве.

Каркаралинский уезд – также родина соловья степи – Әміре и оперной певицы Куляш Байсеитовой.

Здесь также жил акын, деятель Мади Бапиулы, которому принадлежат знаменитые строки: «Атыңнан айналайын, Қарқаралы». Его творчество и непростая судьба заслуживают отдельного материала.

Из наших современников, выходцев из Каркаралы, можно назвать режиссера Калибека Куа­нышбаева, первого казахского космонавта Токтара Аубакирова, певицу Макпал Жунусову.

Независимо от того, что вы ищете, приезжая в Каркаралы, – хотите отдохнуть от городской духоты и напитаться целительным воздухом, желаете увидеть красивый лес, искупаться в чис­том озере, узнать больше об истории родного народа, полис­тав ее страницы, пожелтевшие от времени и количества лет, – вы найдете здесь то, что искали.

На свои вопросы, мирские и духовные, я нашла ответы здесь, в Каркаралы – поистине киелі мекен. Попробуйте и вы.

Автор:
Зарина Москау
08:01, 16 Июля 2021
0
5377
Подписка
Скопировать код

Читайте также

Популярное