Туризм и путешествия

Семь чудес Чингирлау

​В Чингирлауском районе природные красоты на любой вкус: горы, озера и реки, лесные колки, песчаные барханы и единственный в области водопад. Нет только туристической инфраструктуры, которая позволила бы предпринимателям не только зарабатывать, но и содержать эти поистине чудесные места в чистоте и порядке.

Овеянные легендами

Здесь есть что посмотреть туристам. Курганный комплекс позднесарматского времени близ села Сегизсай включен в реестр «Сакральные объекты Казахстана общенационального значения», а 5 природных дос­топримечательностей района вошли в книгу «Региональные сакральные объекты Казахстана». По мнению самих чингирлау­сцев, природных красот намного больше. И с некоторыми из них связаны истории, уходящие в глубь веков.

Несколько лет назад чингирлаусцы Тлеген Калиев и Адак Шотпанов задумали проект для привлечения в родной район туристов. Назывался он «Семь чудес Чингирлау».

– Мы выбрали семь памятников природы. С каждым из них связаны интересные легенды, – рассказывает заведую­щий Чингирлауским музеем Тлеген Калиев. – Фольклорный материал мы собирали около года – у аксакалов оказалось множест­во историй. О некоторых из достопримечательностей есть упоминания в творчестве жырау XV–XVII веков.

Реку Чингирлау, горы Торыатбас и Қыземшек связывает одно сказание.

В давние времена жили два бая – Едиль и Жайык. Решили они поженить своих детей. В назначенное время приехал сын Едиля. Преодолев сотни километров, он не сразу заехал в аул своей невесты.

– Скажи баю, что приехал его зять. Пусть прикажет поставить две юрты – для меня и мое­го коня. В юрту для коня пусть ­поставят два корыта, одно – с водой, другое – с молоком, – передал он просьбу.

К юрте с конем джигит попросил приставить охрану. Но от людского любопытства не спрячешься. Ночью женщина прорезала в кошме дырку, чтобы одним глазком взглянуть на статного скакуна, которого так оберегают. Увидела и вскрикнула от удивления – конь-то был крылатый. Стоял он, опустив одно крыло в молоко, другое – в воду. От возгласа женщины лошадь испугалась и издохла.

Джигит похоронил крылатого скакуна. Он уехал домой, где вскоре умер от тоски. Узнав это, его невеста плакала каждый день. Она не смогла перенести потерю. Со временем на могиле крылатого коня выросла гора Торыатбас – самая высокая точка района. Гора находится вблизи Актауского сельского округа. У ее подножья растут редкие растения, многие из которых имеют целебные свойства, а красота местности просто завораживает. Там, где похоронили дочь бая, появилась гора Қыземшек, а слезы девушки превратились в реку Чингирлау.

Название реки происходит из другой легенды. Согласно ей, в этих краях жил строгий хан, у которого долгое время не было детей. Но Бог услышал его молитвы, и у него родилась дочь. Девочка с первых дней своей жизни была улыбчивой и доброй, поэтому родители назвали ее Сыңғырла, что в переводе означает «звонкая».

Уже взрослая Сыңғырла, прогуливаясь по окрестностям родного селения, познакомилась с юношей из простой семьи. Когда нокеры (подданные) узнали об этом, они донесли грозному хану, что простой пастух имеет наглость заглядываться на его дочь. Хан тут же приказал казнить юношу. Сыңғырла долгое время плакала, сидя на скале, от слез девушки появилась река. Девушка не смогла смириться с утратой и приняла решение умереть после смерти своего возлюбленного.

О появлении озера Кунакай, расположенного рядом с районным центром, у чингирлаусцев есть не менее захватывающая история. В одной семье долго не было детей. Печалились родители по этому поводу и каждый день молили Бога послать им ребенка. Проводя бессонные ночи, они мечтали, смотря на звездное небо, что если родится дитя, то они назовут его Жұлдыз (Звезда). Ведь это имя подходит и мальчику, и девочке. Спустя 5 лет, ночью, когда луна была полной, родилась у них дочь.

Устроили родители на радос­тях той, на котором собрался весь аул. А дочь назвали Айгуль (Лунный цветок) в честь луны, освещавшей землю в ту ночь. Все поздравляли семью с радостным событием, желали матери и ребенку здоровья, счастья и благополучия.

Неожиданно шум веселья стих. Никто не заметил появившуюся вдруг откуда-то старую женщину. Дурная молва ходила о ней по аулам. Все ее боялись. Мать, прижав ребенка к груди, хотела спрятаться в юрту. Но старуха, глядя матери в глаза, ласково сказала: «Долго ты ждала ребенка, он послан тебе Богом. Но у этой девочки две жизненные судьбы, как и два имени. Когда ты просила дать тебе дитя, в мечтах ты его называла Жұлдыз, а теперь ты решила назвать ее Айгуль. Назовешь Жұлдыз – и дочь твоя проживет долгую и счастливую жизнь, а если назовешь Айгуль, то случится беда, девочка умрет».

Шли годы. В 17 лет девушка превратилась в настоящую красавицу. Но она все чаще становилась задумчивой, что-то тяготило ее. В лунные ночи выходила из юрты, и родители не могли ее найти. Перед рассветом она так же внезапно появлялась в юрте, как и исчезала. Предсказания сумасшедшей старухи сбылись. Айгуль жила двойной жизнью. Ночью – птица, днем – человек.

Однажды, возвращаясь перед рассветом домой, пролетая над озером, она вдруг почувствовала сильную боль в сердце. Склонив голову, увидела впившуюся в грудь стрелу охотника. Непослуш­ными стали крылья – и она упала на землю. В этот
момент с первыми солнечными лучами Айгуль снова превратилась в девушку. Кровь из раны била сильной струей, стекая в озеро, которое на глазах стало глубоким и полноводным. А Айгуль, обескровленная, превратилась в каменный цветок.

Родители горевали, а жители аула дивились неожиданному чуду. Вскоре безутешная мать поведала всем тайну исчезновения дочери. На берегу образовавшегося озера люди справили ей поминки и дали водоему название Кунакай (в переводе – в гостях у Ай(гуль). Девушка, прожившая две разные жизни, не ушла бесследно, а оставила после себя память – полноводное озеро.

Еще одно из чудес Чингирлауского района – песчаные долины Аққұм (белые пески). Их протяженность – 18 км. Они расположены недалеко от Алмазненского сельского округа. Здесь в X–XI веках, возможно, располагался старинный город, который был центром торговли. Предположительно, город исчез после войн между местными племенами. Об этом говорят найденные здесь при археологических раскопках золотые украшения и оружие.

Песчаные долины называют песчаным городом Аққұм. Местные жители говорят: «У Аққұм есть своя загадка». Есть поверье, что в разное время и разных мес­тах долины появляется родник с прозрачной водой, из которого путник может утолить жажду. И по сей день кто-то уверяет, что пил из этого родника, а кто-то опровергает эти слова, говоря, что загадочный водоем – это лишь выдумки местных жителей.

Водоем Сарқырама находится в Карагашском сельском округе и берет начало от родника с деревцем Қыз әулие (священная дева). Согласно рассказам старожилов, здесь в военные годы силами женщин вручную была воздвигнута плотина, приведшая к образованию пруда, который использовался в хозяйст­венных нуж­дах. Пруд имеет округ­лую форму диаметром около 1 000 кв. м, глубина водоема дос­тигает 5 м. В юго-западной его части образовался водопад высотой чуть больше метра.

Вода пруда имеет относительно низкую температуру и прак­тически не зависит от температуры окружающего воздуха ввиду своей проточности. Она необычайно прозрачная и прес­ная. Местные жители считают место, где растет деревце Қыз әулие, священным. Люди, посетившие водопад, считают своим долгом прийти на это место и повязать на дерево кусок белой ленты, забросить монетку и загадать свое желание.

Легенда об этом месте рассказывает о девушке по имени Салиха. К ней во сне приходил белый старец и просил чистить ночью родник – так, чтобы никто не увидел. Говорят, дух девушки до сих пор появляется на берегу водоема, забирая себе кусочек душистого мыла.

Сегодня Сарқырама – излюб­ленное место отдыха населения в летние месяцы и одно из семи природных чудес района.

Величественный Шоқайтерек – такое название дерево получило не просто так. Его не могут обхватить даже шесть человек. Трещины ствола от удара молнии выглядят, как раны на теле человека, нанесенные веками. Шоқайтерек растет вблизи села Шоқтыбай. Местные жители называют его предком всех деревьев в окрестностях и рассказывают легенду, связанную с появлением этого дерева.

Много лет назад жил в этих степях справедливый батыр по имени Шокай. Любил он очень свою кобылицу, называя ее лас­ково Дала ханшайымы, что в переводе значит «повелительница степей». Однажды разбойники из другого селения напали на родные края Шокай-батыра. В бою его сильно ранили. Несмотря на это, он смог защитить родные земли и близких.

Раненый Шокай решил прилечь в тени молодого деревца. Видя физическую боль своего хозяина, кобылица начала носить из реки воду и брызгать ему в лицо, чтобы привести его в чувство. Шокай был сильно удивлен уму лошади. Но постепенно силы покинули батыра, и он умер. Преданное животное и тогда не оставило своего хозяина: кобылица копытом раскопала под деревом могилу и похоронила батыра. Каждый день она поливала дерево у мес­та захоронения Шокай-батыра, чтобы все помнили и чтили его отвагу и мужество. Так и появился Шоқайтерек.

Ласковой называют чингирлау­сцы реку Илек, на берегах которой расположились два сельских округа района. Местные жители и гости района могут насладиться красотой реки, летом купаться, ловить рыбу, устраивать пикники, а зимой – кататься на льду.

Район славится обилием рек и озер, в том числе и соленых. Река Илек считается самым большим водоемом района. За ее живопис­ные берега и чистые воды чингирлаусцы внесли ее в список чудес района.

Приезжайте к нам
на сафари!

По собранному материалу была выпущена брошюра. Когда в 2018 году в рамках программы «Духовное возрождение» в райо­не был открыт первый музей – филиал Западно-Казахстанского историко-краеведческого музея, отдельная экспозиция была посвящена этой теме. Здесь размес­тили фотографии, флору и фауну показали гербариями, чучелами обитающих там животных, ввели QR-коды.

Но, как оказалось, одних легенд и огромного природного потенциала для развития туристичес­кой сферы мало. Теперь слово за исполнительной властью и бизнесом.

– Сейчас многие желающие не могут выехать за границу в отпуск, вот и отдыхают дикарями, – говорит Тлеген Калиев. – Каждое лето в наш район приезжают 5–10 тысяч человек. А условий – никаких. А ведь если бы нашелся предприниматель, купил пару квадроциклов и верблюда, такое сафари можно устроить в песках, не хуже чем в Египте! Не так сложно наладить конные экс­курсии, показать туристам горы. Или обустроить базы отдыха на озере Сарқырама с местами для купания, рыбалки. У нас есть и соленые водоемы, воду и грязи которых можно использовать в лечебных целях.

Но чтобы туристы могли посещать озеро Сарқырама, нужно проложить туда дорогу, протянуть линии электропередачи. А это 100 км от райцент­ра. Районному бюджету такое не под силу.

По мнению Адака Шотпанова, увеличившийся в район поток туристов положительно сказался бы на развитии торговли, гостиничного бизнеса, сети общепита, автосервиса. По туристическим маршрутам можно было бы орга­низовать кафе с национальной кухней, продажей айрана, шубата, кумыса. Но не менее важно, что при таком хозяйственном подходе прекратилось бы загрязнение этих красивейших мест туристами-дикарями. С каждым годом в излюбленных местах отдыха все выше кучи мусора после пикников. Нередки и пожары, наносящие вред растительному и животному миру. Нужны средства для организации баз отдыха, при них работали бы лесники, выдававшие отдыхающим карту. На ней – отмеченные туристические тропинки, сворачивать с которых не рекомендуется.

В планах краеведов – выпус­тить туристическую карту, куда кроме природных достопримечательностей будут внесены также родники, колодцы. Сейчас они просят местные исполнительные органы изготовить хотя бы специальные таблички с указанием названия объекта, направления и расстояния до него, чтобы об этих местах узнали не только любители завораживающих пейзажей, но и инвесторы, готовые подхватить идею создания в райо­не уникальных туристических маршрутов.

Автор:
Наталия Портнягина, Западно-Казахстанская область
07:35, 18 Июня 2021
0
12810
Подписка
Скопировать код

Читайте также

Популярное