Туризм и путешествия

Своими силами

Пандемия и закрытые границы вынужденно пробудили интерес казахстанцев к внутреннему туризму, а туры выходного дня стали востребованы как никогда.

Растущая конкуренция на внут­реннем рынке страны заставляет шевелиться представителей турис­тической отрасли. Да, прошлый сезон стал невероятно тяжелым для этой сферы, показатели отрасли просели практически по всем направлениям, хотя государственная поддержка помогла сохранить инвестиции в инфраструктуру и места размещения. Для отдыхающих принципиально сократилось классическое предложение – поездки за границу в первую очередь, а также длительный отдых в казахстанских локациях. А вот туры выходного дня стали вос­требованы как никогда.

Но если одни участники сектора ищут нетривиальные подходы в борьбе за местного туриста и предлагают гастротуры, конные походы, посещение пасек, сбор трав, дегустацию фермерских продуктов, то немало и тех, кто просто стрижет «капусту», превра­щая туры выходного дня не в отдых, а в банальную доставку пассажиров до точки.

Вице-президент Казахстанской ассоциации агро- и сельского туризма Алмас Сетербаев считает, что это направление внутреннего туризма – одно из самых перспективных в стране, но еще не все понимают его особенности и потенциал. Поэтому ассоциация занимается обучением потенциальных участников рынка и заинтересованных казахстанцев.

– Агросельский туризм может дать большой толчок для развития сельских территорий и при этом не требует огромных инвес­тиций. Возьмем для примера тур одного дня, допустим, из Нур-Султана. Традиционно в этом формате оператор везет туристов в одну достопримечательность или природную локацию. Мы же подключаем к работе сельских жителей, и для начала обучаем их встречать гос­тей, – рассказывает Алмас. – В Аршалынском направлении есть Белый Яр – уникальная гора, единственная в Акмолинской области белая меловая гора.

По пути к Белому Яру туристы обязательно заезжают на поле к пасечнику, пробуют мед, узнают многое о пчелах, что-то сами пытаются делать на пасеке, пьют чай из самовара.

– На въезде в Белый Яр нас встречают местные бабушки с украинским радушием и колоритом, поют песни, гастрономию свою показывают – там живет украинская диаспора, – продолжает наш собеседник. – На обратном пути заезжаем в село Кон­стантиновка – там нас встречает другая бабушка, вмес­те с которой мы собираем целебные травы и травы для чайных наборов. Заезжаем обедать к чеченской семье – там пробуем национальную кухню. Местный житель начинает зарабатывать на таком сотрудничестве. Конечно, мы показываем туристам ту часть Казахстана, которая интересна и нашим соотечественникам, и иностранным гостям. Можно увидеть всю палитру народных красок тех национальностей, что живут в Казахстане. Немецкая, чувашская кухня. Татарская диаспора хорошо представлена – в Северном Казахстане мы с ней хорошо работаем, гостей встречают по всем обычаям.

В среднем такая поездка для туриста стоит 10 тыс. тенге – с места вас забирают, на место вас привозят, питание, дегустация входят в эту сумму. Сейчас даже есть рассрочки от банков второго уровня. Поскольку на маршруте всегда есть пункт с дополнительной торговлей – заезжают к ремесленникам, кузнецам, мас­терицам домашнего текстиля, чтобы прикупить сувениры, ­утварь или деревенские продукты. Те же мед, сыры горожане берут за дополнительные деньги. Но цены без посредников всегда выгоднее, чем на городских рынках и ярмарках.

Картинка получается очень красивой, и туристы в таких турах действительно отдыхают от городской суеты, лучше узнают страну, заряжаются позитивом и энергией. Только вот есть и обратная сторона медали – сложностей в таком направлении туристи­ческой деятельности ой как немало.

К проблемным вопросам Алмас Сетербаев в первую очередь относит взаимодействие с властями. Несмотря на то что развитие агротуризма в целом положительно отражается на жизни сельских территорий, большой поддержки со стороны местных акиматов нет.

– Бывает, нам запрещают проводить совещания с сельскими жителями для разъяснения предложений о сотрудничестве, приезды. Сейчас объясняют это карантинными ограничениями, причем даже тогда, когда мы знаем, что в области нет такого запрета, – продолжает вице-президент ассоциации. – А все потому, что с туристами едут деньги, а власть эти деньги не ощущает. Например, в Ерейментауском районе нам говорят: хотите работать – ставьте пятизвездочную гостиницу. А мы не собираемся ничего строить, мы даем местным жителям работу. Чиновникам же нужны инвестиции для галочки. И еще один минус в том, что с нами едут блогеры – они показывают не только плюсы сельской жизни. Например, в Аршалынском районе в прошлом году дорога не строилась толком, хотя был разыгран тендер, выделены средства. Мы возили в том направлении туристов, в числе которых были журналис­ты и блогеры. Местные жители пожаловались, и дорогу начали строить. В этом году качество этих работ местных жителей не удовлетворило, и они нам стали звонить, мол, когда вы уже приедете, привозите туристов, пусть они видят. И местные жители видят в этом силу, – рассказывает Алмас.

Второе узкое место в продвижении агросельского туризма – это неготовность самих местных жителей.

– Лично мое мнение – люди стес­няются своего быта и не хотят его показывать, – говорит он. – «Мы готовы встречать гостей, когда у нас дома будет евроремонт» – вот что нам говорят сельчане на предложение о сотрудничестве. Кое-как объясняем им, что евроремонт не нужен, наоборот, нужна сельская атмосфера. Конечно, быт не должен быть в упадке, но он и не должен быть городским. Давим на патриотические чувства, но поменять мышление трудно.

И тем не менее дело движется, пусть и не так массово, как хотелось бы. Но те, кто подключаются, сразу ощущают выгоду.

– Возьмем, например, бабушку в Тургае, которая встречает наших гостей: жарит им баурсаки, наливает чай на одной из точек тура выходного дня и т. д. За каждого человека мы платим ей 500 тенге, а обычно в поездке 20–30 человек, – приводит пример эксперт. – Есть места, где мы не находим желающих работать в таком формате, например, в Селетах. В итоге договорились с владелицей местного магазина – она просто подготовила для нас площадку с казаном, и наши туристы сами жарят баурсаки на природе, вспоминают детство в деревне.

Еще один пример. В Тургае есть сыровар Александр, который делает твердые сыры. Молодой человек переехал туда из столицы, продал свою однокомнатную квартиру, ушел с работы в космическом ведомстве, поехал в Тургай за мечтой. К нему теперь тоже приезжают туристы в рамках туров выходного дня.

– В прошлом году мы Александра три дня уговаривали, чтобы он принял гостей. Он говорил, что должен работать в сыроварне, боялся отвлекаться. Но удалось убедить, и пять раз мы свозили к нему гостей. После этого он позвонил, извинился и сообщил, что больше гостей принимать не сможет – у него прилично увеличились объемы продаж, пошли заказы, – делится результатами Алмас. – Но при этом он прекрас­но понял, что это связано с тем, что к нему приезжали туристы, которые потом рекомендовали его своим знакомым, поэтому он и пообещал нам основательно приготовиться к встрече гостей уже в этом году. Несмотря на отказ, мы были рады за Александра, и уже в этом году он встречал нас на другом уровне. Ведь благодаря гостям он получил рост узнавае­мости и продаж.

Ассоциация активно обучает своих членов из разных регио­нов страны тому, как организовывать туры, как встречать жителей, находить нишу – будь то фермер, травник, пасечник, плотник, кузнец, простой местный житель и так далее. Сейчас очень активно развивают это направление в СКО.

– На практике поддерживаем людей, в том числе вбиваем их данные в поисковые системы и карты. Первое время, пока не раскрутим маршруты, возим туда туристов сами. Создали для этого туркомпанию. Еще одна сложность – острый дефицит гидов и экскурсоводов, поэтому привлекаем сюда новых людей. Кроме того, мы всю проделанную работу консолидируем и презентуем туроператорам. Но, к сожалению, они практически не откликаются. Даже те, кто не первый год работает по турам одного дня, просто не хотят заезжать по маршрутам в деревни. Например, везут из столицы в Селетинский каньон – и все, туда-обратно, как такси, – с сожалением констатирует Алмас Сетербаев. – И больше половины тех, кто хочет работать в этом направлении и проявляет коммерческий интерес. Они просто услышали о государственной поддержке и выделяемых на внутренний туризм средствах и хотят откусить от этого пирога. Мы объясняем, что речь идет в первую очередь об инфраструктуре, о местах размещения, а в сфере агросельского туризма нужно работать здесь и сейчас.

И в целом стихийность на рынке малого туризма отражается на репутации отрасли и на качестве услуг, которое от массовости предложения не всегда выигрывает.

– Действительно, количество компаний, которые занимаются внутренним туризмом, выросло. Два-три года назад в столице их было пять, сейчас – почти 30. Но по закону работают те же пять. Остальные открывают страничку в Instagram, а если что-то не получается – заводят новые аккаунты. О качестве особо не думают, потому как спрос большой. И зачастую такие однодневки не чувствуют за собой ответственности. Вот, к примеру, из Нур-Султана возят в однодневные туры в Баянаул, а это 800–900 км в один день. Никто не считает энергозатратность такой поездки для туриста. И какой будет здесь сервис? Один раз туда съездишь и больше никогда не захочешь слышать ни про тур выходного дня, ни про Баянаул, ни про казахстанские туристические компании. Или, наоборот, везут человека в Коргалжын якобы на целый день, а в итоге его на часа четыре туда «забрасывают», и турист после такого отношения «сгорает». Хотя, повторюсь, именно сейчас спрос на короткий, недорогой, но интересный отдых внутри родной страны и вокруг родных городов очень высок. Как никогда прежде у нас есть возможность наслаждаться родным Казахстаном.

В Instagram, который давно стал крупной торговой площадкой, предложений о турах выходного дня на самом деле пруд пруди. Многие из них написаны как под копирку: выезд тогда-то, питание такое-то, номера на столько-то человек. Большинство креативом не отличаются и влия­ют на выбор по принципу «дешевле, чем у других». Но радует, что с каждым днем становится все больше уникальной начинки. Казахстанцам предлагают ловить рыбу и тут же ее готовить, выезжать на гас­тротуры в Алтай, наслаждаясь природой и аутентичной кухней. Испытать себя в конных походах, совершать водные прогулки на сапбордах и сплавы на байдарках. Казалось бы, ничего нового. Но именно это интересно тем, кто устал от городских будней и хочет путешествовать по своей стране.

Автор:
Екатерина Бескорсая
06:57, 11 Июня 2021
0
11628
Подписка
Скопировать код

Читайте также

Популярное