Туризм и путешествия

Все флаги в гости будут к нам

Господдержка туристской отрасли придаст импульс развитию этого сектора экономики, сильно пострадавшего от пандемии.

Внесение поправок в законодательство по вопросам туристской деятельности является крайне своевременным шагом по поддерж­ке отрасли, которая стала одной из первых жертв коронакризиса и откатилась из-за пандемии по объемам генерируемого денежного потока на много лет назад.

Развитие внутреннего и въездного туризма является одним из приоритетов экономической политики Казахстана, стремящегося снизить свою зависимость от волатильного сырьевого сектора. Доллары, евро и юани иностранных туристов призваны если не заменить нефтяные доходы, то хотя бы немного уменьшить их доминирование в ВВП и налоговых поступлениях. Аналитики международных рейтинговых агентств и мировых институтов развития неоднократно подчеркивали в своих обзорах, что только диверсификация экономики Казахстана сможет повысить ее устойчивость и сбалансированное развитие.

Ключевые принципы развития туризма изложены в Государственной программе развития туристской отрасли Республики Казахстан на 2019–2025 годы. Разработчики документа отмечали, что реализация программы соз­даст необходимые условия для эффективного развития отечественной туристской отрасли и позволит достигнуть задачи по достижению 8-процентной доли в структуре ВВП в 2025 году.

Текущая ситуация

Туризм является не только одной из крупнейших, но и наи­более быстро развивающейся отраслью мирового хозяйства, темпы роста которой почти в 2 раза превосходят темпы роста других отраслей экономики. По ключевым показателям, в том числе по эффективности инвес­тиционных вложений в мире, туризм сравним с нефтедобываю­щей промышленностью.

На сферу туризма приходится около 10% мирового совокупного продукта, 30% мирового экспорта услуг, 7% мировых инвестиций, 10% рабочих мест и 5% всех налоговых поступлений. В среднем для получения доходов, эквивалентных тем, которые дает один иностранный турист, надо вывозить на мировой рынок примерно 9 тонн каменного угля, или 15 тонн нефти, или 2 тонны высокосортной пшеницы. При этом продажа сырья истощает энергоносители страны, а туризм работает на возобновление ресурсов. Каждый турист, въезжающий в страну, расходует в среднем около 20 долларов США каждый час, 30 туристов генерируют 1 рабочее место.

Туризм, выступая важным сегментом внешней торговли, предполагающим экспортно-импортные операции с услугами, обладает спецификой «невидимого» экспорта. В отличие от других отраслей экономики, продукция которых транспортируется к пот­ребителю, он вызывает миграцию людей к местам сосредоточения рекреационных ресурсов, а потреб­ление этих ресурсов происходит в определенном месте. В настоящее время туризм является одним из самых прибыльных видов бизнеса в мире. Используя примерно 7% мирового капитала, туризм прочно занял третье место после экспорта нефти, неф­тепродуктов и автомобилей.

По оценкам Всемирной туристской организации ООН (UNWTO), к 2030 году ожидается, что путешествия по известным городам, на популярные курорты и к памятникам истории и культуры совершат 1,8 млрд человек, доходы от гостинично-туристских услуг составят примерно 2 трлн долларов США, в сфере туризма будет создано 550 млн рабочих мест.

Как отмечается в Госпрограмме, Казахстан, занимая выгодное геополитическое положение, обладая значительными природно-рекреационными ресурсами и объектами мирового культурного и исторического наследия (в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО включены 11 объектов), уникальным природным разнооб­разием, имеет потенциал развития новых туристских продуктов и все необходимые базовые предпосылки, чтобы стать крупным игроком на карте мирового туризма. Однако в настоящее время отрасль туризма развивается умеренным темпом с небольшим социально-экономическим эффектом в национальном масштабе. С целью увеличения туристских потоков в Республику Казахстан необходимо создать благоприятные условия для развития потенциала отрасли посредством снижения барьеров и стратегического планирования отрасли.

В 2017 году совокупный вклад туризма в общем объеме ВВП Казахстана по методологии Всемирного совета по туризму и путешествиям (WTTC) составил 6%. Данный показатель складывается из трех составляющих: прямой вклад (1,9%), косвенный (2,9%) и производный (1,2%). Прямой вклад включает в себя показатели по расходам внутренних и иностранных туристов, а также государственные расходы на содержание туристских объектов. Косвенный вклад включает в себя инвестиции в туризм, местное содержание закупок компаний туристской индустрии и государственные расходы на управление отраслью, обеспечение продвижения туристских объектов и безопасность туристов. И наконец, производный эффект складывается из совокупных зат­рат на оплату труда сотрудников компаний туристской индустрии. Для решения стратегической задачи программы – достижения в 2025 году доли туризма в структуре ВВП 8% – вышеназванные три драйвера должны иметь среднегодовые темпы роста 7–8%.

Предпосылки для господдержки

При подготовке Госпрограммы развития туристской отрасли был проведен анализ сильных и слабых сторон туристской отрасли республики, и перечень последних оказался весьма внушительным. К недостаткам отрасли, в частности, были отнесены: недостаточное развитие инженерно-транспортной инфраструктуры в местах туризма; труднодоступность туристских объектов; низкий уровень сервиса в местах отдыха туристов; нехватка квалифицированных кадров в сфере туризма; недос­таточное количество внешних инвестиций в отрасль туризма; несовершенный визовый и миграционный режим; ограничение в регулировании воздушного пространства; низкий уровень информации о туристском потенциале Казахстана на внутреннем и международном рынках; высокие цены на проживание и авиаперевозки.

В глобальном Индексе конкурентоспособности путешествий и туризма Всемирного экономического форума (ВЭФ) в 2019 году Казахстан занял 80-е место из 140 стран мира, улучшив свои позиции по сравнению с предыдущим индексом 2017 года на один пункт (рейтинг публикуется один раз в 2 года). По оценке ВЭФ, сильными сторонами рес­публики в глазах потенциальных туристов являются наличие большого числа культурных и природных объектов всемирного наследия, а также низкие цены для иностранных туристов (4-е место в мировом рэнкинге по ценовой конкуренто­способности). При этом, по мнению ВЭФ, существенно ухудшают казахстанский рейтинг в сфере туризма следующие факторы: невысокое качество туристской инфраструктуры (отели, курорты, культурно-развлекательные объекты и т. д.); недостаточная открытость воздушного сообщения; низкое качество дорог; слабое транс­портное обеспечение туристов. Наиболее наглядным примером неготовности инфраструктуры для приема массового внутреннего и въездного туризма является отсутствие на туристских маршрутах такого базового ее элемента, как туалеты надлежащего качества – или, как говорится в официальной документации, – «благоустроенных санитарно-гигиенических узлов» (СГУ).

«Казахстан имеет массу историко-культурных и природных, а также различных других привлекательных для потенциального туриста мест и объектов. Зачас­тую данные объекты удалены от населенных пунктов и объектов бизнеса и не имеют необходимой инфраструктуры, в том числе СГУ. Путешествуя сегодня по стране, можно утверждать, что данный вопрос отрасли на текущий момент является нерешенным, в частности, в рамках туристских достопримечательностей, удаленных от населенных пунктов. Учитывая вышеизложенное, строительство сети СГУ является одной из важнейших задач в рамках развития внутреннего и въездного туризма страны», – говорится в госпрограмме. Там же со ссылкой на международный опыт подчеркивается, что «для решения проблем благоустроенных СГУ в масштабах страны и в короткие сроки необходимо участие государства».

Кроме того, причиной многих проблем отрасли является низкий уровень инвестиционной привлекательности сферы туризма по сравнению с другими отраслями ввиду невысокой маржинальнос­ти этого бизнеса и отсутствия «длинных» и доступных денег для субъектов отрасли.

Приоритетный сектор

Принятые Парламентом ­поправки в законодательство по вопросам туристской деятельности призваны решить многие из проблемных вопросов отрасли. Среди одобренных законодателями норм – введение с 2022 года туристского сбора с иностранного туриста в качестве дополнительных источников местного бюджета на продвижение регионального туристского потенциала как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

Закон также предусматривает возмещение части затрат субъектов предпринимательства при строительстве объектов туристской деятельности и объектов придорожного сервиса, возмещение части затрат при приобретении автотранспортных средств в туристских целях и оборудования для горнолыжных курортов, субсидирование туроператоров за каждого ввезенного иностранного туриста в составе турпакета. Также вводится субсидирование части затрат субъектов предпринимательства на содержание санитарно-гигиенических узлов, возмещение провозной платы за билеты на самолет детям до 14 лет включительно, путешествующим с родителями в составе турпакета.

По прогнозу, внедрение данных мер позволит привлечь в экономику 135 млрд тенге в виде дополнительных доходов бюджета, создать более 170 тыс. рабочих мест и реализовать не менее 1 тыс. проектов.

Директор Казахстанской туристской ассоциации (КТА) Рашида Шайкенова в беседе с «Казах­станской правдой» приветствовала принятие поправок в законодательство о туризме, назвав это «реальными мерами государственной поддержки, впервые определенными в законодательстве в истории казах­станского туризма».

По ее словам, звучавшие ранее призывы к согражданам отдыхать не за рубежом, а внутри страны – не более чем популизм.

– Чтобы переориентировать граж­данина Казахстана на путешествия внутри страны, нужны были реальные усилия государства и его вклад, потому что, как свидетельствует международный опыт, без усилий государства развить туризм как отрасль невозможно. Потому что игроки туристского рынка – это в основном малый и средний бизнес, и вообще сама по себе отрасль низкомаржинальная. Во вторых, необходимо было стимулировать внутренних инвесторов. Рассчитывать на то, что весь мир кинется к нам со своими деньгами строить туристскую инфраструктуру, – это, конечно, иллюзии, потому что мы не являемся страной массового туризма, – отметила она.

Рашида Шайкенова ожидает, что заложенные в закон меры господдержки, включая материальное стимулирование турфирм за каждого ввезенного на территорию Казахстана турис­та, механизм возмещения стоимости детских билетов Kids go free, субсидирование покупки автотранс­порта и другие, могут реально привести к перезагрузке рынка в части въездного и внут­реннего туризма. Главное, по ее словам, чтобы эти благие намерения были наи­лучшим образом реализованы на практике.

– Все эти меры заложены сегодня в стратегических документах, и очень важно, как сейчас будут прописаны механизмы реализации в подзаконных актах. Очень важно это сделать правильно, грамотно, а самое главное – быст­рее, потому что режим пандемии привел к тому, что отрасль прак­тически вернулась в далекое прошлое по количеству обслуживаемых туристов, – говорит директор КТА.

Комментируя опасения некоторых граждан, высказываемые в социальных сетях, Рашида Шайкенова выразила уверенность, что введение туристского сбора, размер которого будет утверж­даться маслихатами, не отпугнет иностранного туриста. Она напомнила, что такая практика широко распространена в мире, и иностранные путешественники привыкли к этому сбору. К примеру, в Риме он составляет 3 евро за ночь. Во-вторых, по ее словам, основную массу иностранных визитеров в Казахстане составляют экотуристы, которые, как правило, не задерживаются в городских гостиницах, которые будут взимать этот сбор, а едут знакомиться с природными богатствами нашей страны.

– Экотуристы – это такой народ, который не просто путешествует, но при этом старается не вредить природе. Это философия экотурис­та – вложить в то место, куда он приезжает, какие-то свои ресурсы, чтобы дать возможность местному населению вкладываться в сохранение биоразнообразия. Поэтому оплата туристического сбора не будет проблемой для иностранного туриста, тем более что в связи с девальвациями мы достаточно дешевая страна, – отметила наш собеседник.

При этом, по ее словам, очень важно в подзаконных актах четко определить целевое назначение этих денег, которые не должны расходоваться исключительно на поддержку и развитие туризма.

Подчеркнув положительную роль принимаемых государством мер поддержки туризма, Рашида Шайкенова выразила надежду на скорейшее окончание пандемии:

– Принимаемые государством меры могут придать импульс развитию отрасли, но только в том случае, если ситуация в мире улучшится, пандемия отпустит мир из своих тесных объятий, и люди начнут путешествовать. А пока нам нужно не терять время и подготовиться к возвращению туриста.

Автор:
Михаил Максимов
05:16, 23 Апреля 2021
0
8481
Подписка
Скопировать код

Читайте также

Популярное