Юридический клуб

Законотворчество Е-формата

В Министерстве юстиции запланировано создание единого информационного пространства для наблюдения за каждым этапом нормотворчества.

На сегодня тема цифровизации является актуальной для многих стран мира, и Казахстан в данном случае не исключение. Еще в декабре 2017 года была принята государственная программа «Цифровой Казахстан», одним из направлений которой является «Цифровизация деятельности государственных органов». И именно в рамках этого направления Министерством юстиции ведется работа по созданию информационной системы «Е-законодательство».

– Принятие этой системы нацелено на автоматизацию всех этапов нормотворческой деятельности, с одной стороны, и повышение эффективности проводимого государственными органами анализа нормативных правовых актов – с другой, – рассказывает Асемгуль Жаксылыкова, заместитель директора департамента подзаконных актов МЮ РК.

По ее словам, если говорить об автоматизации нормотворческого процесса, то она прежде всего нацелена на подключение всех субъектов нормотворческой дея­тельности в одну систему. Дело в том, что сегодня в Казахстане нормотворческая деятельность полностью не автоматизирована. Отдельные этапы этой деятельности осуществляются через интернет-портал государственных органов, другие – через единую систему электронного документо­оборота, а некоторые – вообще вне какой-либо системы, к примеру, процесс разработки проекта НПА или обсуждения его в рабочих группах. В свою очередь проект «Е-законодательство» предполагает создание единого информационного пространства, в котором можно будет проследить все этапы нормотворческой деятельности.

– Перечень подзаконных актов, которые необходимо разработать в реализацию принятого закона, здесь также будет формироваться в автоматическом режиме, – уточняет Асемгуль Жаксылыкова. – На сегодня этот перечень формируется органом-разработчиком и оформляется в виде распоряжения Премьер-министра. Соответствующий проект распоряжения проходит процедуры, предусмотренные для его принятия. Теперь же система сама по заданным параметрам будет формировать этот перечень подзаконных актов.

Вторая задача затрагивает воп­росы обеспечения прозрачности нормотворческого процесса. По словам представителя ведомства, в этой системе можно будет увидеть замечания и предложения заинтересованных государственных органов, общественности, субъектов частного предпринимательства, а также позицию органов-разработчиков. То есть все процессы и этапы нормо­творческой деятельности будут прозрачны и общедоступны.

– Следующая задача будет нацелена на сокращение бумажных процедур в процессе нормотворческой деятельности. Сейчас проекты подзаконных актов, в частности постановления Правительства, распоряжения Премьер-министра, акты центральных и местных органов, разрабатываются и согласовываются только в электронном формате с использованием ЭЦП. А в будущем мы хотим осуществить полный переход на электронное нормо­творчество. То есть это коснется также проектов законов и указов Президента, – говорит Асемгуль Жаксылыкова. – Последняя же, четвертая, задача заключается в предоставлении оперативно-справочной информации о статусе нормотворческой работы. Это значит, что в систему можно зайти в любой момент, чтобы узнать, на какой стадии находится тот или иной проект, какие этапы по нему уже проведены, в какие сроки он рассматривался.

Говоря о повышении эффективности анализа и мониторинга НПА, спикер особо отметила: дейст­вующий механизм нормо­творческого процесса является достаточно многоэтапным и сложным. При этом он не включает в себя проведение правового мониторинга, под которым понимается система постоянного наблюдения, сбора, анализа информации о сос­тоянии законодательства респуб­лики и практики его применения.

На практике по итогам существующего правового мониторинга выявляются лишь точечные поправки, оценка и прогнозирование эффективности законодательства, как правило, не проводятся. В связи с этим в системе «Е-законодательство» проведение правового мониторинга, анализ эффективности законодательства предполагается сделать обязательной частью нормотворческого процесса, которые будут служить основанием для разработки проектов НПА.

В итоге для повышения эффективности анализа и мониторинга НПА поставлена задача по сбору, обработке и анализу в единой сис­теме информации по наиболее волнующим население вопросам и сферам законодательства.

– Так, в системе «Е-законодательство» сбор информации будет осуществляться по тегам, заранее определенным категориям, – поясняет Асемгуль Жаксылыкова. – Собранная информация будет категорироваться по заданным критериям. Для сбора информации будет создан робот, который по запросу пользователя будет автоматически искать и извлекать информацию из интернет-источников, включая интернет-ресурсы международных организаций, исследовательских центров, сайтов, социальных сетей, форумов, блогов и других источников. Сбор и обработка информации будут осуществляться также из систем и баз данных государственных органов, к примеру из базы данных «Обращения граждан».

Данный робот, проанализировав огромный пласт имеющейся информации (из поручений, обращений, статистических данных, комментариев, социальных сетей, систем государственных органов, мировых интернет-ресурсов), выявит проблемные сферы законодательства, которые система будет сортировать по показателям на положительные, негативные и нейтральные. Сис­тема будет вести статистику по сферам законодательства, часто задаваемым вопросам, регионам, социальному положению и так далее. Таким образом, государственные органы будут видеть ­настроение населения и какие воп­росы вызывают необходимость наискорейшего разрешения.

С другой стороны, появится ориентир на обеспечение проз­рачности проводимого госорганами правового мониторинга НПА. Как было отмечено выше, одной из проблем нормотворческой деятельности является слабый правовой мониторинг НПА. На сегодня правовой мониторинг проводится по каждому конкретному НПА и его результаты размещаются на специально созданном корпоративном портале. Доступ к этому порталу органичен, его могут видеть только отдельные сотрудники, проводящие мониторинг. Теперь же правовой мониторинг предлагается проводить в системе «Е-законодательство» и сделать его открытым.

Кроме того, планируется создание дискуссионной площадки для субъектов нормотворческой деятельности, научных и эксперт­ных организаций. В будущем в системе «Е-законодательство» предполагается обсуждение проб­лемных вопросов и сфер законодательства. Данная площадка позволит проводить совместную работу экспертов, обмениваться знаниями, идеями и экспертизой в сфере законодательства. По итогам работы созданных дискуссионных площадок будут вырабатываться рекомендации по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики. При этом они должны будут содержать информацию о нормативных правовых актах, поправки в которые необходимо будет разработать, учитывая реальные потребности граждан.

– Хотелось бы отметить, что работа по обсуждению предлагае­мой системы «Е-законодательство» продолжается. Возможно, в процессе данной работы она подвергнется некоторым изменениям, будет предусматривать и другие возможности, – продолжает заместитель директора департамента. – Предлагаемая модель не имеет аналогов в современной государственно-правовой науке и практике. Однако некоторые страны уже начали применять отдельные элементы для автоматизации процесса нормотворчества.

Так, в Австралии и Новой Зеландии применяют базу знаний локального и муниципального правительства, в США применяется база знаний для обмена опытом в сфере нормотворчества, в Украине действует система документооборота, позволяющая отслеживать все шаги на жизненном цикле НПА в электронной форме.

В целом, считает работник МЮ, разработка и внедрение системы «Е-законодательство» позволит обеспечить полный качественный цикл нормотворческого процесса с акцентом на его первоначальный комплексный анализ, выявление проблем в законодательстве и правоприменении, позволит вовлечь в нормотворческий процесс общест­венность и в конечном счете обеспечит качество и стабильность законодательства.

Автор:
Кадиша Ныгмет
03:46, 29 Июня 2021
0
4571
Подписка
Скопировать код

Читайте также

Популярное