Тогда министр образования распорядилась, чтобы ученики, начиная с четвертого класса, носили маски, часто мыли руки и находились на расстоянии хотя бы два метра друг от друга, а окна в школах были открыты. Но не во всех помещениях было достаточно места, потом ударила жара, родители стали жаловаться, что держать детей в масках бесчеловечно. Власти прислушались и разрешили четыре дня не закрывать лицо, а окна держать открытыми, чтобы включить кондиционеры.
Вскоре мать одного семиклассника позвонила его учителю и сказала, что тот сдал положительный тест на коронавирус. Через день в гимназии выявили еще один случай. Тогда ее закрыли, а всех, кто там был, отправили на двухнедельный карантин, но было поздно: заразились 154 ученика и 26 сотрудников.
После этого школы закрывали даже с одним-единственным выявленным случаем. До конца июня таких школ набралось 240, а 22,5 тыс. детей и взрослых попали на карантин, из них 977 заразились. В это время в Израиле регистрировали по 800 новых случаев в сутки, а еще через месяц — 2 тыс. в сутки.
Эксперты расходятся во мнениях, что предопределило вторую волну COVID-19: вместе со школами открылись торговые центры, рестораны, спортзалы и многие другие заведения. Но на носу новый учебный год — осталось мало времени, чтобы снизить риск новых вспышек.
На данный момент специалисты предлагают следующее:
- ученики делятся на группы по 10–15 человек, которые остаются вместе на уроках, переменах и в обеденных перерыв;
- каждый учитель связан только с одной группой;
- члены разных групп не общаются друг с другом, а если кто-то заразился, то на карантин уходит только его группа;
- уроки лучше разнести по времени, а старшеклассников — учить по интернету;
- классы надо дезинфицировать и проветривать, парты — расставить подальше;
- сотрудники носят маски, как и ученики, которые способны делать это правильно.
В Израиле решили, что в сентябре на занятия вернутся только ученики вторых классов и младше. Тех, кто старше, собираются разделить на группы по 18 человек, а с пятого класса учить будут в основном по интернету. Директора школ также могут вводить другие меры. Единственное, что власти не рассматривают, — полное закрытие школ.
Чем обернется плохая вакцина
Биохимик и молекулярный биофизик, автор книги об истории вакцин Майкл Кинч в колонке для STAT
поделился своими опасениями насчет разрабатываемых вакцин против SARS-CoV-2. Несколько из них уже проходят третий этап клинических исследований, хотя обычно на это требуются годы или даже десятилетия. По мнению Кинча, если вакцина появится, то это будет достижение одного порядка с лунной программой "Аполлон".
Но если одобрить "сырой" препарат, последствия будут ужасные, причем они будут отзываться спустя годы, а то и через поколения:
- неэффективная вакцина может поспособствовать распространению вируса, ведь люди будут думать, что они защищены и им не о чем беспокоиться;
- разочаровавшись в одной вакцине, люди могут отказаться и от других, пусть они намного эффективнее и безопаснее. Из-за этого вернутся болезни, которые мы почти или полностью победили;
- проверка требует времени, в том числе затем, чтобы убедиться: вакцина не вызывает хроническое воспаление или аутоиммунные болезни. Такие побочные эффекты могут подорвать здоровье на всю жизнь.
Кинча настораживает, что основные силы брошены на ДНК- и РНК-вакцины. Технологии в их основе сравнительно новые. Если одна из этих вакцин сработает, то можно надеяться, что сработают и другие. Но верно и обратное утверждение. Вдобавок о вакцине часто говорят так, будто одно средство спасет нас всех. Если оно не появится, то дух людей будет сломлен.
Вместо этого Кинч предлагает обдумать стратегию, где будут учтены краткосрочные и долгосрочные цели, в том числе вакцинация, усовершенствованная диагностика, существующие и новые способы лечения. Мы должны поддержать регуляторов, чтобы те в спешке не одобрили посредственные препараты.