фото из архива «КП»
Путь становления Казахстана как независимого государства начинался в крайне непростых условиях. Для того чтобы пройти все перепетии переходного периода, стране нужно было сильное, уверенное и мудрое лидерство. Именно такое руководство страной и обеспечил Первый Президент Нурсултан Назарбаев. О том, какую роль сыграла личность Елбасы в становлении и развитии республики, мы накануне Дня Первого Президента поговорили с известным государственным деятелем, дипломатом, первым руководителем Администрации Президента
Сагинбеком Турсуновым.
– Сагинбек Токабаевич, Вы много лет проработали в команде Первого Президента на разных постах – назначались главой региона, послом, руководили президентской Администрацией... Хотелось бы узнать: когда и как Вы познакомились с Нурсултаном Абишевичем?– На самом деле я был наслышан о Нурсултане Назарбаеве еще до непосредственно личного знакомства с ним. Он работал секретарем парткома Карагандинского металлургического комбината и был, что называется, на слуху и на виду.
Молодой, грамотный и дальновидный, с великолепными организаторскими способностями, политически подкованный, умеющий работать и добиваться результатов – такие люди всегда выделяются. Всем было понятно: у этого человека большие перспективы, так что его деятельность вызывала оправданный интерес.
Первый раз мне довелось увидеться с Нурсултаном Абишевичем в Караганде на неформальном мероприятии у одного уважаемого человека. Я тогда сразу понял: все, что о нем говорят, – правда. Этот человек действительно производил впечатление, выделялся среди партийных функционеров, политиков, государственных деятелей тех лет. Причем выделялся выгодно – глядя на него и его работу, нельзя было не проникнуться уважением.
Например, когда Нурсултана Назарбаева избрали вторым секретарем Карагандинского обкома партии, одно из первых, что он начал делать, – плотно взялся за «кадровый вопрос». Все знающие, работающие, действительно грамотные специалисты, которые годами в силу каких-то бюрократических или иных субъективных причин не могли расти профессионально или получить повышение, были взяты им на заметку.
Елбасы начал их последовательно поддерживать и продвигать – повышал, назначал на новые должности, рекомендовал по партийной линии. То есть уже тогда Нурсултан Абишевич продвигал принципы меритократии. Для него первостепенными были не связи человека или его текущее положение, а реальные заслуги, готовность и умение работать. Думаю, это одно из его важных качеств как Лидера.
Так что в Карагандинской области он тогда проявил себя со сверхположительной стороны, как человек справедливый, ответственный, знающий свое дело. Не удивительно, что совсем скоро, в конце 1979 года Динмухамед Кунаев пригласил Нурсултана Назарбаева на работу в Центральный комитет Компартии КазССР в Алма-Ату – отраслевым секретарем.
И я горжусь, что мне много лет довелось работать в команде и под руководством этого исключительного человека.
– В начале 90-х, сразу после обретения Казахстаном независимости Вы были назначены на пост акима Талдыкорганской области. Как жилось в регионах в то время? Какие действия и решения руководства страны повлияли на то, что ситуация начала выправляться?– Да, я был первым акимом Талдыкорганской области – это нынешняя Алматинская. Возглавил регион после Указа Первого Президента Нурсултана Назарбаева в 1992 году. Времена были очень тяжелые – разруха, разрыв экономических, хозяйственных, гуманитарных связей со всеми бывшими республиками Советского Союза. А учитывая взаимосвязанность и зависимость экономик субъектов СССР, можно представить, какой шок это был.
Мы делали все возможное, чтобы выживать, помочь людям. В Талдыкорганской области создали так называемый внебюджетный фонд. Приведу пример, как он пополнялся: мы напрямую налаживали связи с соседним Китаем и закупали у них по оптовым ценам товары народного потребления, в особенности сахар – дефицит его был острейший по всему пост-СССР.
Так вот, мы закупали тот же сахар и перепродавали его по рыночным ценам в другие страны – доход от этих операций шел во внебюджетный фонд области. Фактически, «челночили» в межгосударственных масштабах.
Но самым важным было то, что мы получали средства, благодаря которым могли обеспечивать людей зарплатами и пенсиями, поддерживали студентов, помогали малоимущим, многодетным.
Разумеется, руководство страны видело и понимало, в каких условиях оказались граждане страны, поэтому с самых первых дней велась неустанная работа над тем, чтобы переломить ситуацию, – стабилизировать экономику, вытащить ее из «ямы», обеспечить постепенное развитие. Нельзя сказать, какое именно решение или реформа повлияли на то, что положение людей и страны начало улучшаться. Надо понимать: здесь свою роль сыграл весь огромный комплекс реформ, проводимых под руководством Первого Президента.
Причем влияние оказали не только экономические реформы, хотя все мы помним знаменитую формулу Елбасы «сначала – экономика, потом – политика». Перевод экономики на рыночные рельсы, приватизация, восстановление производств, политические реформы, демократические преобразования, реформирование системы управления, работа с инвесторами, создание устойчивой финансовой системы, ввод собственной валюты, начало освоения недр страны – это только малая часть шагов, предпринятых в то время.
Курс, который взял на заре независимости Первый Президент, а потом последовательно и решительно претворял в жизнь, оказался судьбоносным для нашей страны. Уже к середине 90-х годов ситуация стала постепенно выправляться. А на то, чтобы выбраться из глубочайшего системного кризиса и выйти на траекторию устойчивого роста, нам потребовалось меньше 10 лет. Это выдающееся достижение Елбасы, на самом деле.
– Вы занимали пост руководителя Администрации Президента в 1995–96 годах. Как раз на 1995 год пришелся парламентский кризис. Что Вам запомнилось из этого периода? – Напряженнейшая работа. Для начала хочу напомнить, что Администрация Президента как раз была создана именно в 1995 году, и это означало вывод работы по обеспечению деятельности Главы государства на совершенно новый уровень.
Я уже упоминал, что у Нурсултана Абишевича всегда было особое отношение к подбору кадров – он ценил и продвигал людей, которые хотят и умеют работать. Поэтому не удивительно, что в тот ответственный для Казахстана момент в АП собрались очень сильные кадры – лучшие юристы, экономисты, дипломаты, политологи и так далее. И все понимали, что зависит от их работы, и делали все на совесть, чтобы помочь родной стране быстрее преодолеть сложные времена.
Это имело очень большое значение в период, когда Президенту ввиду отсутствия Парламента пришлось взять на себя всю меру ответственности за происходящие в стране процессы, выполнять, так сказать, функции и законодательной ветви власти тоже – как вы помните, тогда указы Елбасы имели силу законов.
Это были сложные месяцы, но они сыграли важную роль в развитии страны, выходе из кризиса. Дело в том, что в тот момент решения о реально необходимых реформах нужно было принимать очень быстро, времени на раскачку просто не было.
В то же время многие решения тормозились именно на этапе парламентских обсуждений. Так что парламентский кризис в определенном смысле послужил на благо стране. Процессы, необходимые для того, чтобы республика выбралась из ямы, пошли гораздо быстрее, решения принимались быстрее. Думаю, это был очень показательный эпизод с точки зрения того, насколько мудро поступил народ Казахстана, доверив возглавлять страну именно Нурсултану
Назарбаеву. Елбасы тогда проявил себя, как настоящий сильный и решительный Лидер.
События 90-х годов ХХ века постепенно уходят глубже в прошлое, но они не должны стираться из нашей памяти. Мы должны помнить о том, что было сделано для страны в тот период и по достоинству ценить мудрость и дальновидность нашего Первого Президента.
Надо отдавать себе отчет, что ключевые достижения нашей страны – во многом заслуга именно этого человека, который все свои силы, знания, таланты и опыт положил на алтарь служения своей стране и народу.
– Что бы Вы могли назвать самым главным наследием, которое оставил Елбасы независимому Казахстану?– В первую очередь в истории нашей страны Нурсултан Абишевич Назарбаев навсегда останется как Первый Президент, как человек, который объявил о независимости Республики Казахстан. Это по-настоящему исторический акт.
Важнейшим наследием Елбасы считаю то, что благодаря его мудрой и выверенной политике в нашей многонациональной стране удалось сохранить мир и согласие. В этом огромную роль сыграла созданная по инициативе Нурсултана Назарбаева в 1995 году Ассамблея народа Казахстана.
В начале 90-х в обществе начали обостряться межнациональные проблемы, усугублявшиеся непростым экономическим положением страны, кризисом, который напрямую сказывался на благополучии людей. В тех условиях категорически нельзя было допустить среди казахстанцев раскола по национальному признаку. В таком многонациональном обществе, как наше, это обернулось бы катастрофой.
Первый Президент прекрасно понимал важность проблемы и очень внимательно присматривался к имеющемуся положительному опыту, к тому, что делали для сохранения межэтнического согласия отдельные регионы... В результате и родилась АНК, благодаря которой тогда удалось снять остроту вопроса, начать объединение всех этносов в единую гражданскую общность.
Этот процесс продолжается и сейчас, и роль Ассамблеи народа Казахстана в сохранении мира и согласия даже не обсуждается. Эффективность этой уникальной структуры признана в том числе и на международном уровне.
Конструктивная и миролюбивая многовекторная внешняя политика, международно-правовое оформление государственных границ Казахстана – это тоже во многом заслуга лично Нурсултана Назарбаева.
Я много лет проработал в системе Министерства иностранных дел, был первым послом Казахстана в Германии, Австрии, первым постпредом нашей страны при международных организациях в Вене и неоднократно оказывался свидетелем того, как дипломатический талант Елбасы и его харизма помогали ему выстраивать отношения с мировыми лидерами, инвесторами...
Я уже отмечал, что Нурсултан Абишевич обладает даром располагать к себе людей. Это ярко проявилось в том числе и в его внешнеполитической деятельности. Посмотрите, ведь со многими зарубежными коллегами, монархами, руководителями государств и правительств его связывают не только деловые, официальные, но и искренние, дружеские отношения. Уважение к нашему Лидеру проецировалось на весь Казахстан. И это помогало нам эффективно продвигать национальные интересы на международной арене, выстраивать взаимовыгодное сотрудничество со всеми многочисленными партнерами по всему миру.
Кроме того, Нурсултан Назарбаев – политик с глобальным мышлением, и в мире это очень быстро оценили по достоинству. Стоит вспомнить его самые важные выступления на международных площадках – ООН, ОБСЕ и других, его международные инициативы – они всегда воспринимались всерьез и находили поддержку.
Надо сказать, что Нурсултан Назарбаев обладает важнейшими для истинного Лидера качествами – не только уверенностью в себе и ответственностью, но и невероятной жаждой знаний, готовностью учиться у лучших, постоянно познавать что-то новое. Он способен мыслить за рамками, видеть больше и дальше, чем многие. Эту исключительную политическую дальновидность международное сообщество ценит очень высоко.
Политическая стабильность в нашей стране – это также наследие политики Елбасы. Эта стабильность не только создала благоприятные условия для внутреннего устойчивого развития Казахстана, но и сделала нашу страну привлекательной для инвесторов.
В этом контексте особо стоит упомянуть то, с какой мудростью Нурсултан Назарбаев осуществил транзит власти в Казахстане в 2019 году. Его преемником стал действующий Президент Касым-Жомарт Токаев, который продолжает политику Елбасы, обеспечивая столь важную для развития государства и сохранения стабильности преемственность.