Деятельность уголовно-исполнительной системы многогранна и сложна. Она затрагивает широкий круг вопросов. Начиная от образования, здравоохранения, материально-вещевого обеспечения, заканчивая соблюдением прав осужденных, передает
Kazpravda.kz. Гуманизация уголовного законодательства позволила сократить численность осужденных в местах лишения свободы на
49 % (с 57 тыс. в 2011 году до 29 тыс. 2019 году) и в мировом рейтинге тюремного населения Казахстан переместился с
3-его (в 2000 году) на
95-ое место
(в 2019 году).
Снижение тюремного населения позволило ликвидировать 12 учреждений с наиболее худшими материально-бытовыми условиями содержания.
В итоге за последние годы условия содержания осужденных в казахстанских учреждениях пенитенциарной системы улучшены. Пересмотрены нормы питания для заключенных. Если по старым нормам ежедневный рацион состоял из
15 наименований продуктов питания, то новым требованиям в ежедневное меню входят
26 наименований
(утверждено постановлением Правительства РК от 28.11.2014 года № 1255). Увеличена жилая площадь осужденных до 3,5 квадратных метров на одного человека, также для женщин и несовершеннолетних не менее 4,5 квадратных метров
(утверждено приказом МВД «Об установлении лимита мест учреждений УИС органов внутренних дел Республики Казахстан» с внесенными изменениями от 24 июля 2017 года № 501).
Прежде всего, хотел бы отметить, что мы последовательно принимаем меры по устранению деятельности отечественной пенитенциарной системы.
В первую очередь, это касается улучшения правового положения и условий содержания осужденных, гуманизации исполнения наказаний и усиления гражданского контроля.
В сентябре прошлого года
(совместным приказом МВД, ГП, МЮ, МФ, МЗ) утверждена Дорожная карта развития УИС на 2019 – 2023 годы.
Отдельный блок мероприятий по совершенствованию пенитенциарной системы предусмотрен также и в Дорожной карте по модернизации ОВД на 2019 – 2021 г.г.
(утверждена постановлением Правительства от 27 декабря 2018 года №897).
Принимаются
законодательные меры. В их числе:
-
зачет срока содержания под стражей при назначении наказания в виде лишения свободы (1 день содержания под стражей за 2 дня в учреждении минимальной безопасности и полтора дня в учреждении средней безопасности, 2 дня отбывания наказания в виде ограничения свободы);
-
сокращение сроков рассмотрения судом представлений об освобождении от наказания, замене неотбытой части наказания более мягким видом в связи с болезнью;
-
сокращение сроков подачи ходатайства прокурора на судебные постановления по жалобам осужденных, связанным с исполнением приговора и другие
(ранее не предусматривалось, предлагается в течение 10-ти суток. Жалобы и ходатайства подлежат рассмотрению в апелляционном порядке в течение трех суток).
Эти инициативы реализуются в рамках проекта Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам совершенствования УК, УПК»
(находится в Правительстве).
Всего предусматриваются
32 поправки в Уголовно-исполнительный кодекс,
одна в Уголовный и
две в Уголовно-процессуальный кодексы.
29 мая 2019 года по поручению Главы государства
(дано на расширенном заседании Коллегии МВД РК от 17 апреля 2019 года) проведен форум «Открытый диалог – инструмент реформирования пенитенциарной системы».
Мероприятие в таком формате и составе участников проводилось впервые в истории нашей уголовно-исполнительной системы. Мы вовлекли в процесс реформирования максимальное количество экспертов.
Форум собрал более 150 участников. Кроме представителей государственных органов и депутатов в работе форума приняли участие представители общественности, ОНК, НПМ, научного сообщества, адвокаты, блогеры и просто граждане, которые заинтересованы в реформировании уголовно-исполнительной системы, а также дипломатические миссии и организации
(посольства Австрии, Канады, Финляндии, ФРГ, Великобритании, Японии, США). По итогам форума создана Межведомственная рабочая группа для всестороннего анализа имеющихся проблем и их решения.
В целях повышения прозрачности в этой работе на ведомственном сайте создана рубрика «Общественное обсуждение по вопросам совершенствования уголовно-исполнительной системы».
В рубрике опубликована обзорная информация о принимаемых мерах и сравнительная таблица по внесению изменений в законодательство.
За 3 месяца поступило более 200 предложений
(рассмотрены на четырех заседаниях - 18 июня, 10 и 17 июля, 5 августа 2019 года).
Из них 54 одобрены и рекомендованы к дальнейшей реализации.
По предложениям, требующим подзаконного урегулирования, разработаны соответствующие проекты приказов МВД.
По предложениям организационного характера определен алгоритм реализации с конкретными сроками и установлен контроль за качеством и своевременностью их исполнения.
Многие предложения уже внедряются.
В городе Алматы и Акмолинской области мы запустили пилотный проект сервиса электронных магазинов для приобретения товаров осужденными.
Внедряется дистанционное обучение осужденных в высших учебных заведениях и многое другое.
Следует отметить, согласно приказу министра от 13 сентября 2019 г. «О внесении изменений в приказ от 17 ноября 2014 года № 819 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка учреждений уголовно-исполнительной системы» осужденным максимальный вес одной передачи увеличился с 14 до 20 кг. и продлен график работы таксофонных аппаратов до 21.00 часов
(ранее было до 18.00 часов). Вместе с тем для инвалидов, не имеющих возможности самостоятельного передвижения, в учреждениях уже введены должности санитаров из числа осужденных, которые оказывают помощь при передвижении. В настоящее время в учреждениях содержатся 27 осужденных без возможности самостоятельного передвижения
(20 – колясочников, 7 – слепых), которым требуются сопровождение с места нахождения до объектов коммунально-бытового обеспечения учреждения
(мед. часть, столовая, библиотека, баня и т.д.).Не мене важными являются и другие направления развития деятельности пенитенциарной системы.
Первое – это цифровизация, одним из направлений которой является оснащение учреждений камерами видеонаблюдения и сотрудников УИС видеорегистраторами.
Второе - развитие производства, трудоустройство осужденных и их ресоциализация в обществе.
Для этого надо консолидировать усилия заинтересованных госорганов, неправительственных организаций и бизнес-сообщества с использованием механизмов ГЧП.
Третье. Улучшение медицинского обслуживания.
Один из рассматриваемых вариантов - передача медицинской службы УИС в ведение Министерства здравоохранения.
В продолжение принятия и реализации инициатив по совершенствованию деятельности УИС, прорабатываются вопросы обеспечения проведения длительных свиданий осужденных к пожизненному лишению свободы; выведения системы видеонаблюдения из под контроля администрации учреждений УИС; создание фронт-офисов, обеспечивающих открытость и доступность услуг, надлежащие условия для адвокатов и лиц, ожидающих свидания.
В учреждении ЕЦ-166/1 г.Нур-Султан, 11 октября 2019 г. состоялось открытие фронт-офиса, работающего по принципу ЦОНов. Подобный фронт-офис функционирует в учреждении г. Алматы, Кызылординской, Павлодарской областях, также планируем создать и в других учреждениях УИС.
В завершении, хочу отметить, что нами будут приняты все меры по улучшению правового положения осужденных, условий и порядка содержания, защите прав осужденных, гуманизации исполнения наказаний, совершенствования процесса исполнения наказаний, а также усилению гражданского контроля.