КТЖ препятствует развитию экспортного потенциала страны – депутат Мажилиса

1544

Депутат Мажилиса Мукаш Искандиров констатирует, что КТЖ своей деятельностью препятствует развитию экспортного потенциала страны. Соответствующий депутатский запрос он озвучил на пленарном заседании Мажилиса, передает Kazpravda.kz 

Фото иллюстративное: Kazpravda.kz/Адильбек Тауекелов

Депутат напомнил, что в своем послании народу Казахстана глава государства отметил, что в условиях нарастающей глобальной конкуренции и переориентации товарных потоков, особое значение обретает сбытовая политика. Одной из мер стимулирования экспорта во всех странах является государственное регулирование тарифов на услуги грузовых железнодорожных перевозок, в том числе с применением льготных тарифов. 

По его словам, в нашей стране идет динамика повышения тарифов национальным перевозчиком АО «НК «Қазақстан темір жолы». С 2016 года железнодорожные тарифы на перевозки грузов в Казахстане выросли более чем в 2 раза. Только в  2023 году железнодорожные тарифы на перевозки грузов повышались трижды. В 2024 году состоялось повышение на магистральную железнодорожную сеть (МЖС) на 5%, дополнительно заявлено повышение тарифа на локомотивную тягу на 35%.

– Но поданная в Комитет по регулированию естественных монополий Министерства национальной экономики заявка КТЖ на рост ценовых пределов на услуги МЖС (повышающие коэффициенты к утвержденным тарифам) для экспортных перевозок – в 3,89 раза в 2024 году, и в 4,42 раза - в 2025 году, вызывает глубокую обеспокоенность отечественных экспортеров и создает им высокие риски снижения конкурентоспособности, потери рынков сбыта и остановки их производств. Это прямо противоречит задачам, которые озвучил президент в своем послании. Учитывая, что в общем тарифе на ЖД перевозки МЖС занимает в среднем 60%, его увеличение приведет к увеличению общего тарифа в 2,3-2,7 раза! Это даже не процентное увеличение, а кратное! – возмутился депутат. 

Искандиров подчеркнул, что подача заявки на повышающие коэффициенты стала возможной благодаря введению в действие приказа министра национальной экономики от 27 ноября 2023 года, где добавлен позволяющий КТЖ  применять повышающий коэффициент с целью «получения доходов для возврата основного долга по привлеченным кредитным ресурсам для реализации мероприятий, направленных на расширение, модернизацию, реконструкцию, обновление действующих активов, создание новых активов, непосредственно используемых в технологическом цикле предоставления регулируемых услуг, обеспечение энергосбережения и повышения энергоэффективности и повышения качества предоставляемых услуг, не учтенных в составе тарифа».

– Такая норма приказа по сути противоречит ст. 26 Конституции РК «Монополистическая деятельность регулируется и ограничивается законом» и пп.1 п.2 ст.16 Закона «О естественных монополиях», где затратный метод тарифного регулирования предусматривает ограничение видов и размеров затрат, учитываемых в тарифе, с учетом их экономической обоснованности. Согласно сведений КТЖ в поданной заявке на установление максимальных индексов к тарифам МЖС, предполагается получить доход от МЖС по экспортных перевозкам с учетом повышающего коэффициента в размере 535 075 511 тыс.тенге, вместо 137 027 972 тыс.тенге, заявленных при утверждении основного тарифа МЖС. За счет этого дохода предполагается погашение основного долга в размере 179 631 766 тыс.тенге. Почему отечественные экспортеры должны принимать на себя обязательства по кредитным ресурсам КТЖ, не учтенных в составе тарифа? Если погашение основного долга не включено в тариф, значит оно не связано с целевой деятельностью? – задался вопросами мажилисмен.  

Также он спрашивает, как правительство контролирует кредитную нагрузку национального перевозчика, в том числе привлечение заемных средств, которые потом оказываются неучтенными в тарифах и их последующее погашение и просит предоставить информацию о целевом использовании кредитных ресурсов, не связанных с целевой деятельностью, и о реализации этих проектов, на которые были привлечены эти заемные средства.

– Логика столь кратного повышения тарифов выглядит довольно странно ввиду последних заявлений руководства КТЖ о четырехкратном росте прибыли компании за предыдущий год к уровню 2022 года, а также о принятых решениях о предоставлении скидок на транзит грузов иностранных отправителей по территории Казахстана на 2024 фрахтовый год, направленные КТЖ-Грузовые перевозки всем железнодорожным администрациям в декабре 2023 года. При этом предусмотренные в вышеуказанном приказе механизмы предоставления скидок к предельному уровню тарифов по заявлению потребителей создают основу для еще большей коррупционной деятельности Национальной железнодорожной компании, так как руководство КТЖ получает право решать судьбу экспорта той или иной отрасли экономики, - считает депутат. 

Он отметил, что приказ и другие его нормы, регулирующие применение предельных индексов, приняты МНЭ при полном отсутствии расчетов влияния последствий для грузоотправителей и экономики РК, без учета позиций НПП и бизнеса. Он недоумевает, как, перед принятием вышеуказанных правил, проводился расчет возможного воздействия на экономику и была ли сделана экспертиза на наличие коррупционных рисков?

– Прошу правительство рассмотреть возможность приостановить действие приказа министра национальной экономики  до проведения полного анализа воздействия этих норм и целесообразности их применения. Непрозрачность процессов КТЖ между перевозочными функциями и функциями Национального оператора инфраструктуры, бесконтрольное наращивание кредитной нагрузки, непрогнозируемое для бизнеса повышение тарифов, закрытость стратегических планов, а также запланированный на 2025 год выход КТЖ на IPO, усугубляют ситуацию с обеспечением экономики страны качественными железнодорожными услугами, повышают риски не вывоза казахстанской продукции, дестимулируют привлечение инвесторов и новых грузопотоков на вновь создаваемые объекты инфраструктуры, - сказал депутат. 

Мукаш Искандиров обращает внимание правительства на необходимость скорейшего реформирования КТЖ путем отделения функций национального перевозчика от функций Национального оператора инфраструктуры, с передачей компетенции управления Национальным оператором инфраструктуры - в ведение министерства транспорта РК.

Популярное

Все
Предприятия отечественной фармацевтики бьют в набат
Бишимбаева приговорили к 24 годам лишения свободы
Новый авиамаршрут открывают между Казахстаном и Узбекистаном
Во время намаза мужчина начал избивать рядом стоящего человека
Будущее – за казахским языком
Героями стали в двадцать лет
Каждый день спасатели слышат слова благодарности
В Шымкенте отказались от восстановления детской железной дороги
Мужчина с почкой свиньи умер в США
О чем молчит оружие?
Брачные игры по-итальянски
О расточительстве, исторических спорах и развитии казахского языка
Кадетский класс открыли в честь героя-полицейского
В целях ускорения реформ и улучшения бизнес-климата
Главы МИД стран ШОС встретятся в Астане в конце мая
Казахстанские гимнастки завоевали медали на турнире в Португалии
В суде определили вопросы для присяжных по делу Бишимбаева
Родоначальнику династии стражей Государственной границы Казахстана Саипу Садыкову исполнилось бы 100 лет
Ни проехать, ни пройти
Сотни армейцев перебросят для защиты Сарайшыка от наводнения
Бишимбаев объяснил в суде, зачем показывал Нукеновой скрины их переписки
«Актобе» обыграл «Кайрат» в центральном матче тура КПЛ
Брату Салтанат Нукеновой показали шокирующие кадры из телефона Бишимбаева
Премьер поручил усилить меры поддержки талантливой молодежи
Какой приговор могут вынести Бишимбаеву присяжные, рассказала адвокат
Дом дружбы в Актау принимал эвакуированных
Казахстан договорился с Китаем и Турцией об обмене ИБР в электронном формате
Тенге остается крепким по отношению к основным валютам
Тест на прочность: держаться вместе!
Их свадьбу родня вспоминает до сих пор
Коммунальщики обратились к жителям Астаны
В Косшы открыли первый государственный спортобъект
Пик паводка в Атырауской области ожидают в ближайшие дни
Против танка ходил он с карабином и саблей
Меньше месяца не дожил до Дня Победы Владимир Колесниченко
Военнослужащие устроили «парад Победы» для фронтовика
Подвигу казахстанцев посвящается...
О солдате, который уничтожил четыре танка на Курской дуге
Сенатор Ляззат Калтаева: «Одна из самых важных профессий в стране нуждается в защите»
Сенатор поддержала законодательный запрет на вейпы в Казахстане

Читайте также

Около 5 млрд тенге будет выделено на строительство инженерн…
Кабмин планомерно осуществляет загрузку отечественных предп…
Fitch подтвердило суверенный кредитный рейтинг Казахстана
Вопросы энергодефицита откладывать нельзя

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]