Археолог Андрей Астафьев открыл новые страницы истории судоходства на Каспии, сообщает
Kazpravda.kz.
Археолог обнаружил останки судна в Тупкараганском районе в местности «Түлкілі сай». На побережье местечка, именуемого в народе «Чертов палец», специалист нашел останки затонувшего корабля и сумел определить его модель и происхождение.
– Казалось бы, что ценного с точки зрения науки можно найти в полосе прибоя? Но мы нашли якорь, относящийся к речному типу якорей-кошек, а также детали крепежа деревянных конструкций явно парусного судна и многочисленные следы повреждения прибрежных камней. Предполагаем, что кораблекрушение могло произойти в XVIII – начале XIX века, – рассказал Андрей Астафьев.
Работу на месте предполагаемого кораблекрушения он называет полноценным расследованием, основанным на дедуктивном методе, так как прибой и время давно уничтожили всю ценную информацию. Но, к счастью, на берегу под пляжным песком осталась внушительная коллекция металлических предметов, которые могут уточнить время крушения судна, его характеристики, принадлежность, а также предназначение.
Археолог с помощниками исследовали прибрежные камни, которые обнажились из-за отступившего моря. А вот в XVIII – начале XIX века оно было на 320–330 см выше современного уровня. Это и позволяет говорить о примерной дате крушения судна.
– Найдены разнообразные кованые гвозди, а также длинные и короткие крепежные болты с шайбами и гайками для стяжки деревянных элементов конструкции судна. На удивление изделия сохранили свою форму. Также обнаружены крепежные элементы парусного вооружения, приспособление для крепления швартовочного каната. Самой необычной находкой оказалась длинная толстая железная полоса с массивной петлей и отверстиями для больших гвоздей, вероятнее всего служившая оковкой для киля и форштевня носовой волновой волнорезной балки 18-метрового судна, – объяснил специалист.
Опираясь на материалы издания Павла Богославского «О купеческом судоходстве в России. Речном и прибрежном», вышедшего в свет в 1859 году, удалось найти поразительное сходство имеющейся информации о разбившемся в местности «Түлкілі сай» судне с параметрами «мангышлакской кусовой лодки», сведения о которой содержатся в книге.
– Эти суда использовались как для морского рыбного промысла, так и для перевозки грузов на Мангышлакскую пристань, потому и именовались мангышлакскими, – отметил археолог.
По мнению Андрея Астафьева, лодка была не местной, а астраханской, ее разграбили местные жители, а экипаж продали в рабство в Хиву. С какой целью команда причалила к берегам Мангышлака, пока неизвестно.
Находки переданы в фонд Мангистауского областного историко-краеведческого музея им. А. Кекилбайулы, а исследовательская работа в этом направлении будет продолжена.