Главная страница

Лидер, опередивший время

Историю делают люди. Правда, лишь выдающиеся личности способны не только предопределить пути развития на многие годы вперед, но и встать у истоков зарождения целых государств. Летопись Независимого Казахстана и такого важного института демократии в нашем государстве, как Парламентаризм, безусловно, связаны с именем Первого Президента – Елбасы Нурсултана Абишевича Назарбаева, феномен лидерства которого заложил основы успешного развития страны, позволил преодолеть все трудности становления молодой республики и осуществить масштабные политические, экономические и социальные преобразования. «Казахстанский путь», «Казахстанский образец мира и согласия», «Казахстанский пример внутриполитической стабильности», «Казахстанский Парламентаризм» – все эти уникальные модели развития страны созданы Нурсултаном Назарбаевым. Причем, став национальными ценностями, они прочно укоренились в общественном сознании, выступая основой казахстанского образа жизни. История казахстанского Парламентаризма – это большой и непростой путь от Верховного Совета к эффективно действующему профессиональному двухпалатному Парламенту.

Навстречу реформам

Создание традиций парламентской культуры, безусловно, связано с историческими событиями, произошедшими в нашей стране.

После развала СССР государства, образовавшиеся на его осколках, оказались в глубочайшей экономической и социально-политической депрессии.

Казахстан, будучи фактичес­ки сырьевым придатком Советского Союза, по сравнению с другими постсоветскими странами обладал крайне низкими стартовыми возможностями.

Разрыв хозяйственно-экономических связей, падение производства, задержки зарплат и пенсий, рост безработицы имели самые тяжелые социальные последствия. Годовая инфляция превысила 2 000%. И как закономерный результат – существенное падение уровня жизни населения.

Приходится только удивляться, как в тех непростых, практически критических условиях Нурсултану Абишевичу Назарбаеву удалось решить невероятно сложные задачи по становлению молодого государства.

«Сначала – экономика, потом – политика» – таков был первый и самый главный принцип президентского курса. И, как показывает история, эта стратегия себя полностью оправдала.

Ряд же бывших советских рес­публик, а ныне независимых государств выбрал другой путь. Вместо модернизации экономики они пошли по пути поиска быстрых политических реформ и в результате оказались отброшены на многие десятилетия назад в своем развитии.

Наша же страна, благодаря усилиям казахстанского народа и политической воле Елбасы, достигла больших успехов, главными из которых выступают общественно-политическая и социальная стабильность, крепнущая экономика, признанный международный авторитет.

Первый Президент Казахстана стал стержнем государственности, главным гарантом стабильного развития для всех граждан страны. Только такой уникальной личности, как Нурсултан Абишевич Назарбаев, было под силу одновременно решать абсолютно разные вопросы.

Решение экономических проб­лем, выработка стратегий развития страны на ближайшую и долгосрочную перспективы, утверждение основ демократии и парламентской культуры, укрепление Независимости, выстраивание конструктивных отношений с мировыми державами – вот лишь основные глобальные темы, каждая из которых требовала глубокой и разносторонней проработки.

Как особо отметил Глава государства Касым-Жомарт Кемелевич Токаев в своей инаугурационной речи: «Нурсултан Абишевич Назарбаев создал признанную во всем мире модель развития. Он высоко поднял флаг Казахстана на международной арене. В эти дни я получаю много обращений и предложений граждан. Главное в них – желание людей продолжить стратегическую линию, начертанную Первым Президентом. И это закономерно, ведь Елбасы является основателем современного казахского государства. В мировую историю он вошел как политик глобального уровня. Мы должны чтить и помнить его огромные заслуги перед нашим народом и международным сообществом».

Именно Нурсултан Назарбаев, будучи руководителем страны и являясь главным инициатором всех демократических преобразований, стал основоположником казахстанской модели Парламентаризма.

Основные принципы будущего устройства страны, сформулированные Нурсултаном­ Назарбаевым­, стали воплощаться в жизнь в марте 1990 года, когда состоялись первые свободные выборы в Верховный Совет Казахской ССР. В них принимали участие более 2 тыс. кандидатов, ведущих борьбу за 360 депутатских мест.

В то время Нурсултан­ Абишевич­ занял пост Председателя Верховного Совета рес­публики – будущего прообраза Парламента страны. Это стало точкой отсчета в истории казахстанского Парламентаризма, началом трансформации политической системы Казахстана. В частности, Верховный Совет XII созыва учредил в 1990 году пост Президента, одобрил декларацию «О Государственном Суверенитете Казахской ССР» и на этой основе 16 декабря 1991 года принял Конституционный закон «О Государственной Независимости Республики Казахстан».

С первых дней Независимости Нурсултан­ Абишевич­ Назарбаев­ в числе приоритетных задач определил усиление роли и влия­ния законодательной власти.

«Нельзя допускать шагов, препятствующих развитию процесса демократизации государственной и общественной жизни. Но при этом в стране должны утверждаться подлинно демократические начала, не имеющие ничего общего с анархией, вседозволенностью, антиконституционными действиями. Чтобы здесь реально продвинуться вперед, я думаю, настала пора переходить от глас­ности к свободе слова, от митингования к парламентским методам борьбы, от тотальной критики и мелочной ругани к выдвижению конкретных политических и экономических программ», – отмечал Первый Президент Казахстана в своей книге «Без правых и левых».

Создание необходимых для развития страны конституционных политических институтов позволяло в теории перейти от разноголосицы и «уличной» демократии к методам парламентского диалога. На практике же эта работа сопровождалась некоторыми трудностями.

К сожалению, многие депутаты Верховного Совета не имели должного опыта работы, необходимого для профессионального Парламента. И потому часто роль свою видели в том, чтобы продвигать узковедомственные или региональные интересы. Они совмещали свои полномочия с руководящими должнос­тями на местах, и, как правило, страновые вопросы фактически не поднимались.

Многие министры неделями и даже месяцами находились в Парламенте, разъясняя суть реформ, необходимых для успешного экономического, социального и политического развития страны. Либо сутками пропадали на бесконечных отчетах в комитетах Парламента.

В своей книге «Казахстанский путь» Нурсултан Абишевич вспоминает: «Иногда я горько шутил, что весь рабочий день провожу в Верховном Совете и только ночью приезжаю к себе на работу, чтобы заниматься более важными текущими делами страны, которые требовали безотлагательных решений».

На этом пути приходилось, и порой жестко, противостоять сопротивлению консервативных сил, остаткам старой командно-административной системы. Проявлением проблем становления государствен­ности с 1991 по 1995 год стали два парламентских кризиса и две отставки Правительства.

В частности, одним из условий формирования реальной демократии призван служить сбалансированный принцип разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную, но он не был должным образом отображен в Конституции 1993 года.

Первый в истории независимого Казахстана Основной закон, ставший результатом двухлетних политических компромиссов, решал несколько главных целей: закрепил государственную независимость, зафиксировал переход к социально ориентированной рыночной экономике, дал стимул к формированию качественно нового законодательства. Вмес­те с тем Конституция 1993 года содержала коллизии, наделяя Верховный Совет излишними и несвойственными ему полномочиями. Более того, она не позволила преодолеть инерцию мышления, доставшуюся от советского прошлого. Нурсултан Абишевич видел эти изъяны и прекрасно осознавал необходимость дальнейшего конституционного реформирования.

«Власть, словно жидкость, имеет свойство текучести. Ослаб­ление одной вызывает усиление другой ветви, и это непременно создает серьезные проблемы. Одностороннее усиление Правительства обессиливает не только Парламент, но и в определенной ситуации способно превратить и Президента в символическую фигуру, хотя внешне все будет выглядеть благопристойно», – отмечал в связи с этим Нурсултан­ Абишевич­ Назарбаев.

Стране как воздух нужна была более эффективная Конституция, на основе которой можно было построить современное, по-настоящему демократичес­кое государство. Для работы над текстом Основного закона был создан Экспертно-консультативный совет, в который вошли лучшие отечественные и зарубежные ученые и юристы. Им выделили место в санатории «Алатау» под Алматы и во избежание лоббистского давления запретили обсуждать проект с кем бы то ни было.

Наряду с учеными, как истинный Лидер и человек, возложивший на себя ответственность за судьбу страны и своего народа, активное участие в разработке Конституции принимал и сам Нурсултан Абишевич Назарбаев. Первый Президент Казахстана даже уходил в двухнедельный отпуск, во время которого активно участвовал в дискуссии, лично законспектировав положения конституций более 20 стран.

Меня в этом ключе всегда поражала колоссальная работоспособность Первого Президента, глубина проработки любого вопроса, любой темы, за какую бы ни взялся Нурсултан Абишевич. Работая многие годы под его руководством, я неоднократно был свидетелем его ежедневных титанических усилий по созданию независимого Казахстана.

В дальнейшем проект Конституции дважды публиковался для всенародного обсуж­дения. Состоялось около 33 тыс. коллективных обсуждений, поступило более 30 тыс. предложений, по результатам анализа которых в проект внесли свыше тысячи поправок и дополнений. После чего принципиальный вопрос о принятии Конституции был вынесен на республиканский референдум.

30 августа 1995 года народу нашей страны была предоставлена возможность сделать выбор: идти по пути дальнейших преобразований или, как отмечал Нурсултан Абишевич, «по-прежнему биться в тисках между прошлым и будущим». Казахстанцы однозначно проголосовали «за» новое будущее своей страны. Из 90% избирателей, принявших участие в плебисците, 89% проголосовали за принятие Основного закона. И это означало, что Первый Президент Казахстана получил впечатляющий мандат доверия своего народа.

Новая Конституция позволила значительно стимулировать качество и скорость проведения реформ. На смену Верховному Совету пришел профессиональный двухпалатный Парламент. Был провозглашен более эффективный принцип разделения властей, закрепивший сбалансированную систему сдержек и противовесов и окончательно ликвидировавший прежнюю систему представительных органов.

Как отмечал впоследствии Елбасы, президентская вертикаль позволила сконцентрироваться на неотложных проб­лемах и решить их в сжатые сроки, не отвлекаясь на уговоры и поиски компромиссов-полумер. Как итог, уже с 1996 года ВВП стал показывать положительные значения, а уровень инфляции стабилизировался в 1997 году.

Показательно, что Нурсултан Абишевич Назарбаев именно на совместном заседании палат Парламента республики 16 октября 1997 года озвучил Общенациональную стратегию «Казахстан-2030». Этот масштабный документ включал в себя не только конкретные экономические задачи, но и воп­росы национальной безопас­ности, внутриполитической стабильности, консолидации общества, здоровья, образования и благополучия граждан, создания профессионального государства.

Все эти годы программные выступления, политические и экономические инициативы Первый Президент Казахстана, как правило, оглашал в стенах Парламента. Таким образом была заложена важная историческая традиция, которую сегодня успешно продолжает Глава государства Касым-Жомарт Кемелевич Токаев.

Так, выступая с ежегодным Посланием «Конструктивный общественный диалог – основа стабильности и процветания Казахстана» в начале очередного парламентского сезона в сентябре 2019 года, Президент страны Касым-Жомарт Токаев подчеркнул: «Сейчас нам представлена возможность приумножить достижения Независимости, вывести страну на качественно новый уровень развития. Мы сможем достичь этих целей, обеспечив преемственность политики Елбасы и проведя системные реформы».

Этапы Парламентаризма

Процесс перехода от Верховного Совета к двухпалатному профессиональному Парламенту не был простым.

Менять предстояло многое и прежде всего необходимо было уйти от присущей бывшему Верховному Совету стихийности законотворческой деятельности, излишней дискуссионности без поводов, мешающей продуктивной работе.

Предстояло не просто изменить порядок работы, требовалось заложить в Казахстане новую культуру Парламентаризма. И это под силу было только такому Великому человеку, как Нурсултан Назарбаев, обладающему уникальными способностями реформатора и созидателя.

Ни для кого не секрет, что и в Верховном Совете, и позднее – в первых созывах Мажилиса бывали случаи, когда долго не могли начаться пленарные заседания палаты. Депутаты долго не могли приступить к обсуждению повестки. Все время занимали бесконечные споры по регламенту, по порядку ведения, по очередности выступ­лений. Очень много времени тратилось на технические или несущественные детали. Атмосфера складывалась если не митинговая, то близкая к ней.

И тогда слово брал Нурсултан Абишевич Назарбаев. И это слово всегда было весомым и решающим. Дискуссия, плавно обтекая острые рифы, мастерски выводилась в конструктивное русло. Первый Президент Казахстана в этих случаях не только демонстрировал высокую культуру парламентского диалога, но и преподносил поистине уроки парламентской культуры и диалога, так необходимые для неопытных парламентариев.

Что немаловажно, ­Нурсултан Абишевич старался брать депутатов Парламента с собой и в зарубежные поездки. Данный подход был очень продуктивным, позволяя народным избранникам изучать опыт Парламентаризма в различных странах, оценивать преимущества двухпалатной парламентской системы, которая становится все более популярной в мире. А выступления Нурсултана Назарбаева в стенах зарубежных парламентов всегда были настоящим университетом не только для сопровождавших его депутатов и членов делегаций, эти выступления были образцом того, как надо вести политический диалог, как надо рассказывать о своей стране, что было особенно важно в те первые годы становления молодой республики.

Модернизация политической системы всегда была в поле зрения Первого Президента Казахстана. Но проводил он этот процесс поэтапно, по мере готовности экономики и общества к преобразованиям.

Первым шагом стало час­тичное введение пропорциональной выборной системы в 1998 году. Это нововведение значительно усилило роль политических партий, получивших возможность избираться в Парламент по партийным спискам на основе пропорционального представительства. В результате нововведений выборы в Мажилис Парламента 1999 года проходили при участии 10 политических партий, из которых только четыре прошли семипроцентный порог – «Отан», Гражданская, Аграрная и Коммунистическая партии.

Благодаря реформе были также расширены полномочия законодательного органа, увеличен срок полномочий депутатов Сената.

В 2005 году в стране стартовала общенациональная прог­рамма политических реформ. Была создана Национальная комиссия по вопросам демократизации и гражданского общества. Итогом ее работы стали предложения, формирую­щие контуры важнейших изменений в сфере политичес­кого устройства, парламентской и судебной сфер, а также системы самоуправления.

Все эти и другие вопросы нашли отражение в конституционной реформе 2007 года. В результате высший законодательный орган страны получил возможность участвовать в формировании Правительства. С тех пор важная роль в утверж­­дении Премьер-министра, а значит, и всего состава Правительства, стала отводиться Мажилису Парламента РК.

Система выборов депутатов Мажилиса перешла на пропорциональную основу, что значительно повысило роль политических партий. С этого времени избиратели голосуют не за отдельных кандидатов, а за программы политических объединений.

Важным результатом реформы стало придание конституционного статуса Ассамблее народа Казахстана и получение права избираться в Мажилис 9 депутатам от АНК.

В целом численность депутатов Парламента была увеличена до 154 человек, среди них появились видные известные общественные деятели, ученые, инженеры, предприниматели. Стало больше не только представителей различных этносов, но и женщин.

Сам Нурсултан Абишевич неоднократно подчеркивал, что конституционная реформа 2007 года направлена на прак­тическую трансформацию Казахстана из президентской республики в президентско-парламентскую.

Выборы в Мажилис Парламента Республики Казахстан четвертого созыва состоялись в августе 2007 года, в соответствии с изменениями и дополнениями, внесенными в Конституцию. В электоральном процессе принимали участие семь политических партий, но все 98 мест в Мажилисе Парламента заняла партия «Нұр Отан».

На следующих выборах, в январе 2012 года, из семи участ­вующих в выборах партий в Мажилис прошли три – партия «Нұр Отан» (80,99%), Демократическая партия Казахстана «Ак жол» (7,47%) и Коммунис­тическая Народная партия Казахстана (7,19%).

Логическим этапом развития Парламентаризма в Казахстане стала конституционная реформа 2017 года. Выступая на XVI съезде партии «Нұр Отан», Нурсултан Назарбаев выдвинул Пять институциональных реформ для дальнейшего укрепления казахстанской государственности. Именно тогда прозвучала инициатива о проведении конституционной реформы, предполагающей перераспределение властных полномочий от Президента к Парламенту и Правительству. Таким образом, был дан старт новому этапу демократизации.

В частности, нововведения позволили усилить подотчетность всей системы исполнительной власти перед Парламентом и маслихатами и в целом существенно модернизировать государственный механизм. Этот факт признали международные эксперты. К примеру, Венецианская комиссия Совета Европы, а это высший экспертный юридический орган государств ЕС, США, Канады и ряда азиатских и африканских стран, отметила последовательность политики Нурсултана Назарбаева.

За рубежом тщательно отслеживали все этапы правовой эволюции Казахстана. И по итогам реформ констатировали серьезные шаги в демократизации общества, позволившие плавно и безболезненно провести смену власти в стране.

Многие эксперты подчеркивали: формула передачи полномочий, которую использовал Первый Президент Казахстана, уникальна на постсоветском пространстве, поскольку тщательно и поэтапно подготовлена серией реформ и обеспечивает преемственность курса.

Как отметил Касым-Жомарт Кемелевич Токаев: «В мировой практике не так много примеров, когда облеченный всенародным доверием, международным авторитетом и всеобщим признанием Глава государства добровольно слагает свои полномочия. Это удел поистине выдающихся политиков».

В этом и заключается яркая культура политического стиля Первого Президента Казахстана, которая реализовывалась все годы Независимости, в том числе через парламентские институты.

Таким образом, Парламент страны стал одним из главных проводников стратегического курса Нурсултана Абишевича Назарбаева и сегодня, оставаясь важным элементом политической системы независимого государства, продолжает обеспечивать законодательную поддержку реформ, проводимых Главой государства Касым-Жомартом Токаевым. Меры, которые он предложил по дальнейшей демократизации, включая создание Национального совета общественного доверия, концепцию «слышащего государства» и другие инициативы, продолжают курс Елбасы, призванный превратить гражданское общество и власть в единомышленников.

Первый Президент Казах­стана на протяжении всех лет Независимости формировал и накапливал человеческий капитал, создавая новую социальную среду, которая построе­на на принципах конкурентоспособности. Так и сегодня в рамках проводимых реформ создается новая реальность. Реальность, в которой каждый казахстанец может участвовать в выработке и принятии общест­венно значимых решений. Реальность, которая воспитывает в гражданах ответственность, чувство сопричастности к развитию страны. Страны, отцом-основателем которой является Нурсултан Назарбаев. Страны, где сформирована крепкая государственность. Страны, где построена новая столица, которая дала импульс развитию всех городов и сел республики. Страны, где идет возрождение исторического Туркестана, который становится центром тюркской цивилизации.

Жить в эпоху такого Лидера мирового масштаба, как ­Нурсултан Абишевич ­Назарбаев, в стране, которую он основал, работать под его руководством и вносить свой вклад в укреп­ление благополучия казахстанского народа – это огромная честь и ответственность для каждого человека.

Историческую миссию Первого Президента – Елбасы для Казахстана как нельзя точно передают слова Главы государства Касым-Жомарта Токаева: «Летопись Независимого Казахстана – это, по сути, история лидерства отца-основателя нашего государства – Первого Президента Нурсултана ­Назарбаева. Елбасы было предначертано повести за собой многонациональный народ Казахстана в новую историческую эпоху».

И вполне закономерно, что наш народ высоко ценит своего Лидера, а любовь и доверие людей к Первому Президенту Казахстана все эти годы – это знак глубочайшего уважения и бесконечной благодарности за возможность жить в стабильной и успешной стране. Об этом говорят и многочисленные поздравления в честь славного юбилея Елбасы, идущие в эти дни из разных уголков нашей страны и разных стран мира.

И сегодня, в канун знаменательного юбилея, депутатский корпус нынешнего и предыдущих созывов Парламента Республики Казахстан, как и все казахстанцы, выражает искренние слова благодарнос­ти Елбасы за все, чего достиг Казахстан под его мудрым руководством.

Мы желаем Нурсултану ­Абишевичу крепкого здоровья на долгие годы, неиссякаемой энергии и новых свершений на благо казахстанского народа!

Автор:
Нурлан Нигматулин, Председатель Мажилиса Парламента Республики Казахстан
09:51, 3 Июля 2020
0
1982
Подписка

Популярное

Читайте также