Особый подход

721
Наталия Акопян, Астана

В секционном заседании приняли участие 300 представителей управлений образования регионов, вузов, международных и казахстанских неправительственных организаций, руководители организаций образования, ученые, школьные педагоги-психологи. Как отметили организаторы, основная цель конференции – выработать собственный национальный подход в инклюзивном образовании на основе организации научной коммуникации и анализа эффективности технологических решений практиков международного уровня.

– Когда мы говорим об инклюзии, мы зачастую больше сводим проблему к материально-техническим вещам, пандусам и так далее. Но даже при наличии всего этого мы упираемся в более сложные вещи, связанные с учебными программами, с готовностью наших педагогов воспринимать, оценивать, строить свою работу с учащимися разноуровнево. В этом смысле мы хотели, чтобы все наши коллеги выходили из вузов уже подготовленными. Но проблема в том, что занятия по инклюзии там достаточно формальны, – подчеркнул в своей приветственной речи вице-министр образования и науки Асхат Аймагамбетов.

Отмечено, что необходимо в содержание этой программы включить конкретный механизм, который бы описывал, как работать учителю с детьми с особыми образовательными потребностями (ООП), как их оценивать. По словам вице-министра, сегодня создана рабочая группа, пересматривающая содержание программы по элективному курсу инклюзии в вузах. Также приказом министерства решен вопрос о включении детей с ООП в льготную категорию для первоочередного зачисления в дошкольные организации.

Вице-министр обратил внимание собравшихся и на пос­ледние нововведения в ЕНТ и КТ, позволяющие обеспечить во время сдачи экзамена таких детей всем необходимым.

– Мы впервые в правилах проведения этих экзаменов четко прописали ответственность государства за создание специаль­ных условий для этих детей. Если надо, им будут предоставлены помощники, сурдопереводчики, отдельные комнаты. Если ребенок слабовидящий, нужно увеличить изображение и дать все задания тестирования, – сообщил Асхат Аймагамбетов.

Руководитель Национального научно-практического центра коррекционной педагогики МОН Галия Абаева в своем док­ладе затро­нула тему условий успешного включения детей с ООП в общее образовательное пространство. Она отметила, что на сегодня существуют разночтения даже в понятийном аппарате: в одних документах говорится о детях с особыми образовательными потребностями, в других – с ограниченными возможностями.

– По поручению МОН центр провел анализ нормативных документов и предлагает внести в Закон «Об образовании» понятия «особые образовательные потребности» и «оценка ООП». Включить эти понятия и разработать механизм оценки важно, так как от него в будущем зависит финансирование каждого ребенка с ООП. Предполагается, что финансирование такого школьника будет несколько выше, чем обычного, – пояснила Галия Абаева. – К тому же дети с ООП – большая разнородная группа и не в равной степени нуждается в коррекционной поддержке. К примеру, ребенку-мигранту нужна небольшая социально-педагогическая поддержка, а ребенку с глубоким нарушением зрения необходимы тифлопедагог, специальные прог­раммы и учебники, постоянное коррекционное сопровождение.

На конференции также был поднят вопрос подготовки и нехватки педагогических кадров для работы с детьми с ООП. Его в своем докладе раскрыла директор НЦ «Ресурсный консультативный центр по инклюзивному образованию для вузов РК и психологии личности» КазНПУ им. Абая Зульфия Мовкебаева.

– До тех пор пока нет квалификационных характеристик того или иного специалиста, мы не можем готовить кадры в соответствии с тем, что есть на сегодня. Говоря о модернизации подготовки кадровых ресурсов, мы должны иметь в виду задачи, которые перед нами стоят. Среди них формирование у общеобразовательных педагогов профессиональных компетенций для работы с детьми с ООП, модернизация подготовки педагогов, психологов, учителей-дефектологов, сориентированных на работу в условиях инклюзивного образования, – подчеркнула Зульфия Мовкебаева.

Асхат Аймагамбетов добавил, что в стране катастрофически не хватает дефектологов, поэтому в разы увеличен государственный заказ: выделено 400 грантов на данную специальность, на магист­ратуру – 100, на докторантуру – 30. Он также отметил, что много вопросов вызывают социально-психологическая служба в школах и устаревшие методики, которыми пользуют­ся психологи, поэтому министерство планирует провести работу и в этом направлении.

Популярное

Все
Дом дружбы в Актау принимал эвакуированных
Пилот Air Astana в состоянии наркотического опьянения был задержан в аэропорту Алматы
Тест на прочность: держаться вместе!
Волонтерство – элемент национального характера
100 новых домов начали строить в СКО для пострадавших от паводков граждан
Шестую с начала года нарколабораторию ликвидировали в Алматинской области
Токаев: Чистота городов и сёл Казахстана должна стать образом жизни
Большая вода: принимаются меры для стабилизации цен в пострадавших регионах
Казахстанским компаниям стало проще выигрывать конкурсы закупок субъектов естественных монополий
Волонтеры тоже нуждаются в заботе
Юные гости восхищаются пейзажами Алматинской области
Полицейский спас жизнь ребенку
У границы фуры ходят хмуро
Рыбакина уверенно обыграла итальянскую соперницу на супертурнире в Испании
Гибель детей при пожаре в Индере: арестован поджигатель квартиры
Почему Александр Невский с Ордой не ссорился?
В Казахстане дешевеют яйца
Долговечность строений зависит от качества стройматериалов
На весенне-полевые работы аграриям требуется 1,5 трлн тенге
Навигация открылась на судоходных водных путях в Казахстане
Дело Бишимбаева: хроника самого громкого судебного процесса года
Урбанисты хотят изменить облик Атырау
Дело Бишимбаева: прокурор сообщила, что его телефон не удалось разблокировать
В Атырау объявлен режим ЧС. Город ждет прихода большой воды
Закон Республики Казахстан
Целина: как это было
Дело Бишимбаева: подборка противоречий в показаниях бывшего министра
Бахытжан Байжанов опроверг в суде показания Бишимбаева
Дело Бишимбаева: защита требует учесть оценку российских судмедэкспертов
Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»
Как минимум десятого ребенка родили 110 женщин в прошлом году в Казахстане
Для меня важно твое счастье: заметки Нукеновой озвучила гособвинитель
Бишимбаев объяснил в суде, зачем показывал Нукеновой скрины их переписки
Идея строительства метрополитена в Алма-Ате обсуждалась еще в 60-е годы
Суд возобновил заседание по делу Бишимбаева
На Петропавловск идет огромный поток
«Актобе» обыграл «Кайрат» в центральном матче тура КПЛ
Когда в Астане отключат отопление
Премьер поручил усилить меры поддержки талантливой молодежи
Брату Салтанат Нукеновой показали шокирующие кадры из телефона Бишимбаева

Читайте также

Метод, работающий в любую погоду
Улытауские спасатели вернулись домой
Помогают всем миром
Государству возвращено еще 40 млрд тенге незаконных активов

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]