Продолжить дело, начатое отцом

1618
Юрий Лифинцев

Тимур Сериков долгие годы ни сам из толпы не выделялся, ни своим ученикам не предлагал ничего экстраординарного. А зачем? Советская школа классической борьбы считалась самой передовой в мире. Она во множестве растила олимпийских чемпионов и обладателей золотых медалей чемпионатов мира, наши тренеры оказывались нарасхват во многих странах, так что молодым наставникам оставалось только повстречать талантливых ребятишек, а уж как из них потом вырастить выдающихся атлетов – было расписано в учебниках.

Сомневаться в том, что в тех методичках правда и только правда, Тимуру и в голову не приходило. Да нет, ну как не верить учебникам, если только в Алма-Ате выдающийся тренер Вадим Александрович Псарев за несколько лет воспитал целую плеяду прекрасных борцов, прославивших Страну Советов на международной арене, – Владимира Бакулина, Валерия Резанцева, Анатолия Назаренко. Зачем подвергать сомнению устоявшуюся теорию, если у тренера Виктора Ермакова до мировых высот дорос Анатолий Быков, если во всем мире гремят имена Жаксылыка Ушкемпирова и Даулета Турлыханова…

Но самым главным аргументом для молодого человека всегда оставался пример отца – олимпийского чемпиона и двукратного чемпиона мира Шамиля Серикова. Он-то учился по советским учебникам, и тренеры у него были не закордонные, а свои, алма-атинские. А как выучили!

Большинство специалистов, видевших борьбу Шамиля Серикова, оставались в восторге от огромного количества идеально выполненных им технических приемов, его неукротимой жаж­ды победы, умелых действий в защите. Ведь в активе уникального по тем временам палуана было немало турниров, в которых он не получил ни одного предупреж­дения, не потерял ни одного балла! И это не в ходе какой-то одной схватки, а на протяжении 5–6 упорнейших поединков с лучшими борцами мира!

Не случайно же Международная федерация борьбы (теперь эта организация называется Объединенный мир борьбы) включила Шамиля Серикова в свой Зал Славы: туда заносятся имена действительно выдающихся спортсменов, внесших огромный вклад в развитие мировой борьбы.

Шамиль успел застать то время, когда его сын только-только начинал выступать на небольших соревнованиях. Однажды пришел посмотреть и сильно расстроился. Нет, не потому что не понравилось, как на ковре действовал Тимур, – он увидел залитую кровью ногу сына, и это испортило настроение. Хотя ничего там страшного не было: это в ходе схватки была сорвана корочка с незажившей еще болячки.

Олимпийский чемпион хотел снять Тимура с соревнований, потому что, наверное, не понял, откуда столько крови, причем на ноге, но мальчишка решительно ответил своему тренеру: «Нет, буду бороться дальше!» Но после этого Шамиль Сериков, видать, сильно испугавшийся за сына, не ходил на соревнования с его участием.

Шамиль очень рано ушел от нас, и Тимур, увы, не успел получить от отца никаких советов ни как спортсмен, ни как будущий тренер.

Как наставник отец понимал, что в профессиональный спорт детей такого возраста рано вводить. Это мама настояла, чтобы Тимур пошел заниматься борьбой, и он пришел в секцию, учась во 2-м классе. А там только одна направленность – все работают на конечный и победный результат. И программа подготовки для всех одна, и упражнения те же.

У Тимура спортивная борьба была уже в крови, ему нравилось тренироваться, в борцовском зале он себя сразу почувствовал как дома, на своем месте.

Но 90-е годы прошлого столетия, перелом эпох, неопределенность буквально во всем поставили перед молодым человеком вопрос ребром: либо оставаться в спорте и рассчитывать только на удачу, изыскивая средства на жизнь и поездки, либо куда-то идти и как-то самому зарабатывать на жизнь.

Тимур, окончивший к тому времени филологический факультет педагогического института (это он мне сказал – «окончил», чем мгновенно добавил к себе уважения, потому что подавляющее большинство людей в таких ситуациях говорят неправильно – «закончил»), попытался работать в школе учителем русского языка и литературы. А когда почувствовал, что не только педагогика его тянет к себе, но и тренерская деятельность, пошел учиться еще и в институт физкультуры. Он осознал: хочет не столько зарабатывать этим, а стать настоящим профессионалом своего дела.

А пока суть да дело, пришлось ему поработать в офисах, на мельнице, послужить костоправом – «машины чинить». Пришлось зарабатывать, потому что младший брат учился и кому-то надо было оплачивать его образование. Благодаря маме и посильному вкладу Тимура семья Сериковых тогда и продержалась.

Много лет после этого Тимур работал детским тренером по греко-римской борьбе. И все время задумывался о том, чтобы открыть свою школу и применять в ней свою методику занятий. На закате феерической карьеры его отец, Шамиль Сериков, уже понимал: одна методика тренировок для всех – не самая подходящая для современного развития борьбы.

Он и его тренер Анатолий Павлович Жарков много об этом говорили, хотели после Олимпиады-80 в статусе опытных специалистов открыть свою школу. Двигателем этих идей был, конечно, более взрослый и умудренный опытом Жарков. Он говорил: «Шамиль, ты, известный во всем мире спортсмен, будешь директором, я – тренером. И мы сможем свое видение, направление воплотить в повседневной практике занятий».

А младший Сериков тоже тренировался у Жаркова, получил от него борцовскую школу. Из Тимура не готовили вдумчивого тренера, креативного, как мы сейчас говорим, наставника – все шло по накатанной: нужно стремиться поставлять чемпионов, и ни на шаг влево или вправо. В то же время методика тренировок Анатолия Павловича была настолько близка Тимуру и его друзьям, что они ее приняли и впитали как губка.

Тимур пошел еще дальше. Во главу своей методики он поставил эмоциональность, увлеченность детей спортом. Они должны любить то, чем занимаются, а не просто приходить в зал, чтобы качать мышцы и становиться сильнее.

Они должны приходить в борцовскую секцию, потому что это им интересно. У Тимура для каждого из учеников есть упражнения, которые им особенно нравится выполнять. Центральное направление его занятий в том, чтобы дети, находясь в одной команде, в едином коллективе, с одной стороны, делали что-то общее, опирались на фундаментальные правила, знали классические приемы борьбы, а с другой – в чем-то оказывались лучшими.

Он хотел, чтобы ребята учились друг у друга. В конце концов, в этом и есть искусство педагога, наставника, чтобы его ученикам не казалось, будто кто-то за руку ведет их в светлое будущее. Туда они должны стремиться сами.

Тимур не раз задавался таким вопросом: вот тренер Жарков, вот юноша Шамиль Сериков. Это тренер научил отца быть плас­тичным, динамичным, уметь бросить на ковер соперника из любого положения или сам Шамиль показал Анатолию Павловичу, каким может стать борец-классик, если ему позволить на тренировках импровизировать, не сдерживать и не подавлять, а развивать те лучшие качества, которые едва различимы на ранней стадии становления атлета? Ответ всегда был один: приоритет за тренером. Его ученики обожали, готовы были идти за ним и вместе с ним.

В процессе работы с Шамилем Жарков выявил недостатки тогдашней общей для всех методики подготовки спортсменов. Анатолий Павлович понимал, что физически Шамиль не так развит, как большинство его соперников. Не так силен функционально.

Основной упор тренер и ученик делали на колоссальную технику Шамиля, разнообразие технических приемов в его арсенале. Жарков в интервью не раз говорил: их задачей было показать, что в борьбе можно побеждать не одной только силой и не одной выносливостью, а техникой, красотой борьбы. И для этого нужна особая методика тренировок.

Шамиль был талантлив и сумел впитать методику Жаркова, поставить ее себе на службу. А Жарков понимал, чем раньше начинать обучение этим многочисленным техническим приемам, тем больший эффект новая методика даст.

Тимур проштудировал все, что было доступно, проанализировал находки тренера своего отца, изучил всю методическую литературу по занятиям с борцами греко-римского стиля, добыл даже уникальные методички по этим вопросам, редкие журналы. И понял, что 10 лет – это хотя и официально разрешенный для начала занятий возраст для мальчишек, но если немного упростить методику тренировок, сначала сделать упор не на результаты и даже не на борьбу как таковую, а на гимнастику, акробатику, растяжки, координацию движения, подвижные игры, то в секцию можно записывать и детишек помладше. Давать им игры, связанные, допустим, с захватами, кувырками, падениями, перетягиваниями. Будущим гимнастам или акробатам эти упражнения предписаны уже с возраста 3 лет, а почему будущим борцам ждать до 10 лет, чтобы начинать осваивать подобные азы спорта?

Тимур не скрывает, что взял методику тренировок у Жаркова и своего отца, но самостоятельно развил ее, дополнил личным соревновательным опытом, осовременил. И тогда пришла та же самая идея, которая когда-то зародилась в сотрудничестве Анатолия Павловича и Шамиля, – открыть свою спортивную школу. Вернее, пока только клуб – детский борцовский клуб «Аю» олимпийского чемпиона Шамиля Серикова. Не имени прославленного палуана, а конкретно Шамиля Серикова.

Тимур считает, что открыл клуб не в честь отца, а клуб отца – чувствуете разницу? Клуб, в котором сын олимпионика должен стать мотором.

Официально директором клуба «Аю» сейчас является родной брат Тимура – Эльдар Сериков, потому что Тимур не может совмещать сразу две должности – директора и тренера. Среди братьев именно Тимур – профессиональный тренер по греко-римской борьбе и именно он должен воплотить то, что задумал. Ну а если это клуб Шамиля Серикова, то, естественно, кто-то из Сериковых и должен стать директором.

Эльдар, хотя основная его дея­тельность связана с музыкой и человек он творческий, тоже имеет опыт занятий и выступ­лений в борьбе.

Клуб «Аю» официально был зарегистрирован 3 месяца назад, но неофициально работал и раньше. Сейчас в штате всего два тренера – сам Тимур Сериков и Ерназар Мамутов.

Ерназар – из той молодежи, которая готова к изменениям, хочет применять новые подходы. Клуб арендовал борцовский зал, на занятия ходят около 30 человек, и пока два тренера справляются с такой нагрузкой. Но что будет дальше – большой вопрос. Дело в том, что сюда хотят попасть очень многие. Почему?

– А наш интерес в том, чтобы набирать ребят, которых не записывают к себе в секции другие тренеры, – говорит Тимур Сериков. – Которых не принимают в ДЮСШ и интернаты. А конкретно – детей 5–6 лет. Если в советские времена тренеры ходили по школам и искали там себе учеников, то сейчас, поверите ли, нас даже не пускают в общеобразовательные учебные заведения. Нонсенс, не иначе. А разгадка в том, что управление спорта и управление образования – два разных ведомства с разными задачами. Я ходил в школы – не пускают!

Объявления о наборе в секцию повесить не разрешают. Сам я когда-то работал еще и учителем физкультуры и потому какие-то тропинки в школьные спортивные залы знал, мог иногда инкогнито поприсутствовать на уроках. А в целом это беда: сейчас никакой самый раззамечательный тренер Владимир Байдин не может найти в школе будущую неоднократную олимпийскую чемпионку Нелли Ким!..

Подготовку юных спортсменов Тимур начал под девизом: «Борьба – перезагрузка». Ибо почувствовал, что нужно менять отношение к борьбе и самих борцов, и во многом их родителей. Как раз родителей он и хочет сделать своими главными союзниками и соратниками. И они, прослышав, что в клуб «Аю» записывают детей младшего возраста, стали названивать с просьбой принять на обучение их мальчишек.

Из них будет формироваться отдельная группа с направленностью тренерской работы на развитие координации, постепенное вовлечение детишек непосредственно в борьбу. Тут не нужно представлять все в том свете, будто в клубе «Аю» только и занимаются, что укрепляют здоровье юных посетителей. Конечно, чуть позже во весь рост встанет общепризнанная задача – задача научить воспитанников побеждать, у ребят возникнет мечта о золотой олимпийской медали.

Но это будет потом, а пока – новая методика подведения детей к полноценному восприятию борьбы. Тимуром разработана и система подготовки уже сформировавшихся борцов, но без базовой, «родственной» методики работы с детьми младшего возраста она не даст никакого эффекта. Выводить в чемпионы Сериков сможет только тех, кто для начала освоит его программу «дошкольного воспитания».

Видит ли Тимур в своих учениках будущих чемпионов или об этом пока рано говорить? Сериков считает всех до единого талантливыми.

– И они все разные, – говорит он. – Есть такие наклонности, о которых даже сами детишки еще не знают. Задача тренера – раскрыть способности воспитанников, развить их. Причем мы пока не разделяем таланты борцовские и таланты в других сферах и направлениях. Даже не связанные со спортом! У меня в группе занимается лауреат меж­дународной премии в музыке Богдан Кравец. Однажды он на дружеское чаепитие в честь моего дня рождения пришел со своей гитарой и показал друзьям свое высокое мастерство, виртуозно исполнив классичес­кие произведения. Все были просто в восторге: юные борцы оценили талант друга в музыке – это было что-то новое для секции борьбы.

А есть в клубе парень, Акназар Кажымурат, который, благодаря своим знаниям в физике и математике, выигрывал международные олимпиады по этим предметам, и его пригласили на учебу в Гарвард. Есть ребята, которые превосходно играют на других музыкальных инструментах, снимаются в кино…

– Мы обязательно поздравляем их, аплодируем, показываем, что ценим успехи, достигнутые вне борцовского ковра, – продолжает Тимур. – Потому что есть, помимо спортивной, и другая интересная жизнь. Мы в клубе это и пытаемся донести до подростков. Такие талантливые ребята могут повести за собой остальных, в том числе и в спорте. Да, сегодня дети, несколько лет занимающиеся только борьбой, немного превосходят наших воспитанников, но пройдет какое-то время, и парни из клуба «Аю» догонят их в физическом плане, но при этом будут технически более оснащенными, адаптированными под борьбу.

Родители детей, которые когда-то побоялись отдавать своих пацанов в сравнительно жесткие секции, теперь сами обращаются к Тимуру Серикову с просьбой принять новичков. И на тренировки приходят, и с нас­тавником поддерживают самые тесные контакты. Спрашивают, когда тот наберет в штат новых сотрудников, расширит секцию, переедет со своими учениками в собственный спортивный зал?

Наберет, расширит и пере­едет – когда управление спорта Алматы немного поможет молодому клубу, которому в период становления особо нужна государственная поддержка. Одному Тимуру Серикову с поставленной им же задачей справиться будет трудно. А справиться непременно надо, ведь это еще и программа всей нашей страны – воспитание гармонически развитого поколения, патриотов своей Родины, чемпионов мира и Олимпийских игр.

Популярное

Все
В Кызылорде дан старт строительству футбольного стадиона
Посвящение легендарным землякам
Пришли за покупками – попали на концерт
Казахстанские военнослужащие отстаивают интересы страны на спортивных аренах
Депутаты, спортсмены и волонтеры благоустраивают столицу
Новобранцы Капшагайской десантно-штурмовой бригады приняли присягу
По 8,5 миллиона тенге подъемных получат медики в селах Карагандинской области
В военно-патриотическом клубе растят настоящих защитников Отечества
Успех летчика куется на земле
Военнослужащие ДШВ совершили затяжные прыжки
Юбилейный саммит ЕАЭС пройдет в Москве
До достижения критического уровня Урала осталось меньше полуметра
В Косшы открыли первый государственный спортобъект
Токаев: Наша доблестная армия служит гарантом суверенитета страны, незыблемой опорой нашей государственности
Премьер поздравил казахстанцев с Днем защитника Отечества
Сильная армия – гарант мира и процветания
Достойное служение праву
На жильё для пострадавших от паводков актюбинцев бизнес направит 28 млрд тенге
Вопросы полицейским задает молодежь
Дэдпул из Казахстана
Какой приговор могут вынести Бишимбаеву присяжные, рассказала адвокат
Детей растить и Родину защищать
Их свадьбу родня вспоминает до сих пор
«Тот, кто песней степь восславил, нами не забыт...»
«Я – в Астане, он – в Екатеринбурге, встретились посередине…»
О дамбах и арыках: из опыта наших предков
Пик паводка в Атырауской области ожидают в ближайшие дни
Злые языки страшнее пистолета
Казахстан и Узбекистан: многовековые узы дружбы
Токаев принял главу КНБ
Урок на приусадебном участке
В Карагандинской области подрядчик приступил к завершающему этапу реконструкции трассы Караганда – Балхаш, которая длится уже пять лет
Казахский обретает статус языка межнационального общения
1 мая: историю появления праздника напомнили казахстанцам
Генпрокурор Берик Асылов отчитался перед президентом
Багдат Мусин освобожден от должности министра цифрового развития
Авиапассажирам необходимо заблаговременно приезжать в аэропорты - КГА
В Таразе изучают государственный язык с помощью… песен
День единства народа Казахстана: сколько этносов проживают в республике
Освоить государственный язык под силу каждому – это демонстрируют активисты областного Дома дружбы
В Атырау объявлен режим ЧС. Город ждет прихода большой воды
Закон Республики Казахстан
Дело Бишимбаева: подборка противоречий в показаниях бывшего министра
Целина: как это было
Бахытжан Байжанов опроверг в суде показания Бишимбаева
Дело Бишимбаева: защита требует учесть оценку российских судмедэкспертов
Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»
Как минимум десятого ребенка родили 110 женщин в прошлом году в Казахстане
Бишимбаев объяснил в суде, зачем показывал Нукеновой скрины их переписки
Идея строительства метрополитена в Алма-Ате обсуждалась еще в 60-е годы
Суд возобновил заседание по делу Бишимбаева
На Петропавловск идет огромный поток
«Актобе» обыграл «Кайрат» в центральном матче тура КПЛ
Когда в Астане отключат отопление
Премьер поручил усилить меры поддержки талантливой молодежи
Брату Салтанат Нукеновой показали шокирующие кадры из телефона Бишимбаева
Дефицит поливной воды ежегодно наблюдается в Кызылординской области
Спасти отечественных мукомолов от банкротства призывает сенатор
Дом дружбы в Актау принимал эвакуированных
Токаев поручил обеспечить мониторинг работ по восстановлению жилья для граждан

Читайте также

Казахстанский вуз признан самым лучшим в Центральной Азии
Сноровку формирует тренировка
Достойное служение праву
В Косшы открыли первый государственный спортобъект

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]