
«Казахстанская правда» представляет вниманию новую полосу «Анализ». В ней мы будем рассказывать о том, как продвигается реализация инициатив Главы государства как на международной арене, так и внутри страны, насколько оперативно и эффективно исполняются данные им поручения по актуальным вопросам жизни Казахстана. Формат полосы предполагает аналитические материалы и прямую речь экспертов. Новая дискуссионная площадка будет способствовать поиску ответов на актуальные вопросы современности, элементов нового знания. Мы приглашаем к обсуждению научных работников, политологов, экономистов, отраслевых экспертов и всех неравнодушных граждан страны.
Первый выпуск полосы «Анализ» посвящен путям решения наболевшей и застарелой проблемы – созданию единого водно-энергетического консорциума стран Центральной Азии. Долгие годы намерения глав государств Центральной Азии о создании консорциума по разным причинам не могли реализоваться. Теперь благодаря новым инициативам Президента Нурсултана Назарбаева появились основания верить, что дело сдвинется с мертвой точки.
В вопросе об использовании водных ресурсов государства Центральной Азии условно разделяются на тройку, в которую входят Узбекистан, Казахстан и Туркменистан и двойку, которая представлена Кыргызстаном и Таджикистаном. Последние 2 государства являются ключевыми поставщиками воды для региона.
– Важный вопрос – конфликты интересов между странами. Так, Кыргызстан и Таджикистан разрабатывают планы по строительству экономически выгодных для них гидроэлектростанций. Узбекистан выступает категорически против, так как это будет способствовать снижению уровня воды, доходящего до Аральского бассейна, – говорит директор Института мировой экономики и политики при Фонде Первого Президента РК Ержан Салтыбаев. – Другой пример. Казахстан планировал начать в 2014 году второй этап работ на Кокаральской плотине, однако вследствие недостижения договоренностей с узбекской стороной работы откладываются. Аналогичная ситуация наблюдается с Туркменистаном. Споры по влиянию на Арал вызывает строительство искусственного водоема Алтын-Асыр посреди пустыни на севере страны. Очевидно, что для решения всех этих вопросов и противоречий необходим регулярный диалог на высшем политическом уровне.
Конечно, споры вокруг трансграничных рек касаются не только Аральской проблематики. Отсутствие эффективного механизма регулирования водных и энергетических ресурсов вредит экономике всех стран в целом.
Эксперты подчеркивают, что стремление государств, расположенных в верховьях рек, создать автономные энергетические комплексы привело к тому, что режимы работы ГЭС изменились с ирригационных на энергетические.
Например, одним из серьезных является вопрос строительства Рогунской ГЭС. Узбекская сторона ранее считала, что таджикские власти стремятся построить слишком высокую плотину и «перехватить» всю воду, установив тем самым контроль над водоснабжением Узбекистана. В свою очередь таджикская сторона полагала, что Узбекистан выступает против развития гидроэнергетики своих соседей.
Между тем мировое сообщество уже выработало цивилизованные подходы к разрешению возможных конфликтов, связанных с эксплуатацией трансграничных рек.
Своевременными и актуальными являются Конвенция ООН по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер, подписанная 17 марта 1992 года в Хельсинки, и Конвенция о праве несудоходных видов использования международных водотоков, принятая 21 мая 1997 года в Нью-Йорке.
Все эти документы исходят из того, что освоение ресурсов трансграничных рек должно проводиться с учетом взаимных интересов государств, через территорию которых эти реки протекают.
Пока же использование водных ресурсов трансграничных рек зимой для выработки электроэнергии каскадами высокогорных ГЭС приводит к водному дефициту летом. Низкий уровень воды в горных водохранилищах в жаркие месяцы сказывается на урожайности хлопка и зерновых в Узбекистане и Казахстане.
По данным Программы развития ООН, неурегулированные проблемы эксплуатации водных ресурсов в Центральной Азии ежегодно приводят к потерям 1,7 млрд долларов.
В общих чертах приемлемая для всех стран водно-энергетическая схема должна выглядеть следующим образом: Кыргызстан и Таджикистан соглашаются подавать воду Казахстану и Узбекистану в необходимых им объемах летом, получая в качестве ответной меры природный газ, уголь и нефть зимой.
Как возможное решение проблемы взаимоотношений между ирригационным и энергетическим секторами Казахстаном была предложена идея создания Международного водно-энергетического консорциума (МВЭК).
Первые проработки идеи создания МВЭК восходят к решению Межгосударственного совета (МГСА) Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана от 24 июля 1997 года, в соответствии с которым была разработана Концепция о принципах взаимодействия по созданию международных консорциумов, одобренная МГСА 12 декабря того же года.
Советом премьер-министров (СПМ) Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, позже и Таджикистана принимался ряд решений по созданию МВЭК.
Так, 17 марта 1998 года решением СПМ Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана межправительственной комиссии было внесение на рассмотрение СПМ проекта межправительственного соглашения о создании МВЭК.
26 июня 1998 года решением СПМ Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Узбекистана межправительственной комиссии было поручено разработать устав МВЭК, а также подготовить к октябрю 1998 года учредительный договор. Однако принятые решения выполнены не были…
Сегодня благодаря инициативам Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева интерес к созданию МВЭК вновь возобновился.
К настоящему времени имеется одобренная Советом глав государств – членов организации «Центрально-Азиатское сотрудничество» концепция создания МВЭК, разработан ряд проектов межгосударственных соглашений. Вместе с тем вопрос о начале работы консорциума с участием всех заинтересованных стран Центральной Азии остается открытым.
Отметим, что в настоящее время всеми центральноазиатскими государствами ведется активный поиск решений, прорабатываются рациональные идеи и конкретные проекты решения водно-энергетических проблем.
Казахстан также ведет активную работу в данном направлении. В Астане в октябре текущего года должна состояться восьмая сессия Совещания сторон Конвенции ООН по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер.
В прошлые годы чрезмерная политизация водно-энергетической проблемы не позволяла начать конструктивный диалог в поисках приемлемого для всех сторон решения водно-энергетического кризиса. Теперь в связи с заметным улучшением отношений между всеми странами Центральной Азии, новыми внешнеполитическими инициативами нашей страны застарелая проблема начала работы водно-энергетического консорциума может быть решена.
Когда-то, в советское время, на реках бассейна Аральского моря уже был единый водно-энергетический комплекс...
Древние говорят, что нельзя войти в одну и ту же реку дважды, поскольку на входящего текут новые воды...
Вопреки таким утверждениям у стран Центральной Азии есть все возможности «войти в одну реку» – воссоздать водно-энергетический комплекс на новой основе.
Санат Кушкумбаев, заместитель директора Казахстанского института стратегических исследований при Президенте РК:
– Важнейшей составной частью комплекса водно-энергетических проблем Центральной Азии является вопрос строительства и режим эксплуатации гидроэнергетических сооружений и плотин в верховьях крупных рек.
Безусловно одно, что любой вопрос должен быть предметом многостороннего обсуждения и соответственно решен на взаимовыгодной основе.
Ряд экспертов и политиков в Кыргызстане и Таджикистане высказывали мнение, что вода такой же товар, как нефть и газ, значительные резервы которых расположены в Узбекистане, Казахстане и Туркменистане. Соответственно, в оросительный период смена с энергетического на ирригационный режим эксплуатации ГЭС должна компенсироваться.
Казахстан с пониманием относится к энергетическим проблемам соседей по региону – Таджикистана и Кыргызстана. Все страны заинтересованы во взаимоприемлемой эксплуатации различных гидросооружений – плотин и электростанций на трансграничных реках. Для этого необходима транспарентная комплексная экспертиза строящихся и потенциальных гидросооружений.
Для решения водно-энергетических и многих других экономических вопросов в Центральной Азии Казахстан предлагает интенсифицировать региональное многостороннее сотрудничество. В пакете предложений Астаны создание отраслевых консорциумов: водно-энергетического, транспортного и продовольственного; специальные приграничные зоны; совместные инвестиционные структуры и ряд других. Эти инициативы, безусловно, открыты для обсуждения и новых предложений со стороны центральноазиатских соседей.
Астана предлагает своим центральноазиатским соседям последовательно двигаться к тесному региональному взаимодействию на прагматичной основе с учетом особенностей каждой страны.
Аида Шаикова, ведущий научный сотрудник Библиотеки Первого Президента Республики Казахстан – Елбасы:
– Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев выбрал правильное время, предложив главам государств Центральной Азии вернуться к вопросу создания международного водно-энергетического консорциума. В регионе налицо позитивные политические сдвиги.
В последние годы много усилий предпринималось для укрепления взаимодействия и сотрудничества в Центральной Азии. Следует отметить успешно прошедшую Консультативную встречу глав государств Центральной Азии, а также достигнутые договоренности по Каспию в рамках Саммита прикаспийских государств. Данные события показали наличие общего стремления к диалогу, объединению усилий.
В связи с этим можно возлагать надежды, что вопрос создания консорциума в Центральной Азии получит должную поддержку.
В продвижении работы по спасению Арала и восстановлению экосистем Приаралья заинтересованы не только Казахстан и Узбекистан, на территории которых расположены Малый и Большой Арал. Очевидно, что Аральская проблема затрагивает абсолютно все страны региона и влияет на экологическую обстановку в Евразии.
Так, на сегодня большую активность проявляет Туркменистан. Узбекистан стал проводить активную дипломатическую работу, в том числе и в отношении регулирования водных вопросов. Впервые за долгие годы между Казахстаном и Узбекистаном обсуждаются проблемы и подписываются документы, касающиеся совместного использования трансграничных рек и качества воды.
Диана Диханбаева, эксперт Института мировой экономики и политики (ИМЭП) при Фонде Первого Президента – Елбасы:
– Президент Нурсултан Назарбаев не случайно возобновил продвижение идеи по созданию Международного водно-энергетического консорциума на недавно прошедшем заседании глав государств – учредителей Международного фонда спасения Арала. Если двусторонние соглашения, подписанные ранее, не могли решить проблемные вопросы в полном объеме, то на сегодняшний день привлечение к согласованным действиям и сотрудничеству всех государств бассейна Сырдарьи представляется возможным.
Приход к консенсусу в водно-энергетическом вопросе способен дать мощный импульс развитию интеграционных процессов в Центрально-Азиатском регионе.
В случае если в руководство создаваемого консорциума будут вовлечены представители: сельскохозяйственных организаций, заинтересованные в использовании воды и увеличении доходов от аграрного производства, топливно-энергетической сферы, государственных и частных организаций, заинтересованные в расширении рынка топлива и энергии, энергетических организаций, заинтересованные в транзите электроэнергии, с каждой страны региона, то консорциум станет союзом водно-энергетического обмена центральноазиатских стран. Республика Казахстан сможет выступить в роли основного инициатора в создании стратегически важного союза, способного не только разрешить водно-энергетический вопрос, но и придать новый импульс развитию Центральной Азии как единого региона.
Всем центральноазиатским странам предстоит проделать большую работу для создания водно-энергетического консорциума. Принятие первых конкретных шагов в этом направлении возможно на предстоящем саммите глав центральноазиатских стран в марте 2019 года в Ташкенте.