«Терапевтической живописью» назвали картины сообщества художников Алматы «Яблоневая палитра», которые они представили на выставке «Мой Казахстан – моя семья» в Центральном государственном музее.
Руководитель «Яблоневой палитры» Лидия Дроздова подчеркнула, что цикл выставок-2022 художники решили открыть такой животрепещущей темой, как недавние январские события. Они всколыхнули каждого и стали поводом для переосмысления ценностей жизни, значимости единства и толерантности в нашем обществе, благосостояния родного города, страны.
Несмотря на трагизм первых январских дней, художники написали жизнеутверждающие, оптимистические полотна. Например, выставку открывает лирическое произведение Даурена Кастеева «Колыбельная», где степная Мадонна на тонком роге месяца укачивает ребенка. Эту картину можно рассматривать как аллегорию, она, думается, отсылает к притче о женщине, которая, сняв с головы платок и бросив его между враждующими, остановила кровопролитие.
К слову, в свое время питерский поэт Сергей Вольский посвятил этой традиции стихотворение. Вот несколько строк из него: «…Женщины мира! Что может быть мира важней? ⁄ Сшейте платок из бесчисленных ваших страданий, ⁄ Сшейте из вдовьих, терзающих душу рыданий... ⁄ Под ноги бросьте мужчинам, покуда не встала ⁄ Утром заря над обугленной мертвой землей...»
Сама руководитель «Яблоневой палитры» под впечатлением минувших событий написала картину «Призыв к человечности».
– В центре я изобразила конкретного человека – заместителя директора Центрального государственного музея Бибигуль Дандыгараеву, – продолжила Лидия Дроздова. – Многие СМИ облетела информация о том, как в музей ворвались участники январских беспорядков. В тот день под угрозой оказались сотни тысяч экспонатов. Но ей удалось убедить непрошеных гостей не трогать старинное оружие и другие музейные раритеты. Ведь это историческое наследие и духовное достояние всего народа Казахстана. Мне хотелось подчеркнуть, что добро – это самое светлое чувство, и оно обязательно победит зло. Поэтому моя героиня, как яркая свеча, стоит в окружении темных людей, чьи лица я не стала выписывать. Наоборот, через лица и фигуры мужчин провела раскалывающие линии. Некоторые из них в смятении потупили взор. Хочется верить, что они раскаиваются.
Работа другого художника Марлана Нысанбаева называется «Ты наш герой». Его персонаж действительно герой, спасающий флаг как символ независимости народа из горящего правительственного здания. Следующая картина «Раненая Алма-Ата» принадлежит кисти Максима Ведерникова: рядом с почерневшим от вчерашнего пожара зданием он показал первых робких прохожих. Их оптимизм и надежды Максим передал через яркие цвета – веселую красную куртку ребенка, ярко-зеленую одежду молодой женщины...
«Неправильная молитва» – так назвала свое произведение другой алматинский мастер Виктория Цой. Она изобразила рядом взаимоисключающие предметы – молитвенные четки и боевой автомат. Это нонсенс, уверена художница, когда люди, готовясь ко злу, молятся Богу, так не должно быть.
Руководитель отдела культурно-образовательной работы Анна Кущенко сообщила, что серию своих работ участники выставки передадут в музейный фонд. И в будущем их картины станут основой для проведения тематических выставок.
– Все картины, в том числе такие произведения, как «Призыв к человечности», «Боль моего города», «Перед Рождеством, или Ограбление по...», объединяют искренние чувства, призыв к нравственности, человечности, миру и спокойствию, которые найдут отклик в душе каждого зрителя, – уверена Анна Викторовна. – Выставочные работы – это не только аналитический взгляд художников на произошедшие события – они уже стали частью нашей истории.