​Движение – жизнь

1172
Михаил Тё, Жамбылская область

На днях жительница Тараза Дилафруз Махмадулоева обратилась с письмом в редакцию нашей газеты, в котором подняла проблему низкого качества инвалидных колясок, выдаваемых органами социальной защиты населения.

– Очень радует, что государство заботится о такой категории населения, как мы, и выдает нам коляски, – призналась девушка. – Однако их ремонт и обеспечение необходимыми запчастями, к великому сожалению, не предус­мотрены. Вероятнее всего потому, что рассчитано: устройства должны безупречно работать до наступления момента их замены на новые. Но реальность такова, что в последнее время многие люди с ограниченными возможностями жалуются на то, что их коляски постоянно ломаются. Рассчитанные на несколько лет службы, они выдерживают чуть больше половины срока.

Безусловно, на техническом состоянии средств передвижения инвалидов отражаются частота их использования, условия и личное отношение к ним. Но, как выяснилось, при всей бережливости, к сожалению, они не оправдывают надежд их хозяев. Особенно если эти люди ведут активный образ жизни. Дилафруз Махмадулоевой приходится передвигаться довольно часто, поскольку работает психологом в общественном объединении по поддержке людей с ограниченными возможностями. Но из-за очередной поломки кресла-коляски она вынуждена находиться дома.

– Вопрос стоит так: если ты хочешь двигаться, решай проблему самостоятельно. Помощи ждать не от кого, – сетует девушка. – Свою электроколяску я получила примерно 5 лет назад. Могу с уверенностью сказать, что она лучше, чем те, что выдают в настоящее время. Коляска удобна, устойчива, поскольку аккумуляторы установлены под сидением, а также подходит мне по габаритам. То же самое можно сказать и о комнатных колясках.

Как выяснилось, коляски выдают не по индивидуальным параметрам, которые указываются в заявках очередников. Диагноз при их выдаче не учитывается. На всех предусмотрен только один размер. По этой причине люди, и без того ограниченные в движениях, чувствуют себя весьма некомфортно.

– Недавно мне предложили прогулочную электрическую коляску. Я отказалась от нее, поскольку знаю, что она будет стоять без дела, в то время как кто-то другой остро нуждается в ней. Для меня эта коляска слишком большая, и в ней сидеть крайне неудобно и даже опасно, – сказала Дилафруз.

По ее словам, из-за искривления позвоночника ей необходимо, чтобы подлокотник был определенной высоты, иначе она просто не удержится в коляске. У тех, что выдают им сегодня, подлокотник находится ниже. К тому же из-за сильного наклона спинки назад и установленных за ней аккумуляторов при подъеме по пандусу смещается центр тяжести, вследствие чего из коляски легко выпасть или перевернуться. Без посторонней помощи подняться будет просто нереально. Кроме того, предлагаемая коляска чересчур широкая, а это значит, что она поместится далеко не в каждый лифт. Единственный плюс – она немного легче и при необходимости складывается, поэтому перевозить или переносить ее гораздо проще.

– Не могу сказать, что нынешние коляски абсолютно никому не подходят, но однозначно их качество оставляет желать лучшего, – сказала Дилафруз Махмадулоева.

Новому средству передвижения житель Тараза Виктор Черных радовался недолго. Примерно через две недели у коляски сломалось переднее колесо. Ему удалось поменять его, выложив из кармана 16 тыс. тенге. Через месяц вышло из строя второе. Пришлось раскошелиться снова. Колясочники вынуждены менять самостоятельно и аккумуляторы, срок эксплуатации которых составляет 3 года. За последнее время Дилафруз Махмадулоева купила аккумуляторы уже дважды. Привезли их на заказ из Алматы. И обошлось ей это в 116 тыс. тенге. А это далеко не малая сумма для инвалидов, особенно тех, кто живет только на одну пенсию в 47 тыс. тенге. Для некоторых она и вовсе неподъем­ная, поэтому они вынуждены находиться дома и ждать своей очереди, когда им выдадут новую коляску. Хорошо тем, у кого есть кому о них позаботиться. А что говорить про других?

Несколько лет назад с аналогичной проблемой столкнулась 68-летняя жительница областного центра Зинаида Ломаева. Куда только не обращалась она, но нигде не смогла получить помощь. Волей судьбы ей помог, можно сказать, случайный прохожий, который переделал систему. Теперь пенсионерка в случае необходимости приобретает автомобильные аккумуляторы. Безусловно, их стоимость для нее тоже сумма немалая, поэтому она старается их беречь и гуляет в основном около дома, потому что боится, что в случае полной разрядки не сможет вернуться. Ее также беспокоят плохие дороги, в частности, полностью разбитая подъездная к ее дому (пер. Достоевского,
50-а), по которой на коляске не проехать. Вот уже 7 лет ей обещают заасфальтировать отрезок длиной около 100 м, но воз и ныне там. Ответ один – нет средств.

Между тем житель Сарысуского района Жумабек Кулетов, в 2010 году получивший первым в области бесплатную коляску благодаря написанному им письму Президенту страны Нурсултану Назарбаеву, после 2 лет эксплуата­ции так и не смог поменять себе пульт управления на коляске, стоимость которого составляет 500 долларов. На диагностику даже пришлось свозить ее в Шымкент. Но денег на покупку запчасти не оказалось. В результате того, что коляска долгое время бездейство­вала, пришел в негодность аккумулятор. На его обращение в областное управление координации занятости и социальных программ он получил отказ, поскольку срок работы коляски еще не истек. Хорошо, что областной филиал партии «Нур Отан» откликнулся на проблему инвалида и подарил ему необходимую коляску. Так бы пришлось ему ждать своей очереди целых 5 лет (!).

Существует и другая проблема – отсутствие в городе мастера по ремонту, диагностике и техничес­кому обслуживанию инвалидных колясок. По словам Дилафруз Махмадулоевой, до недавнего момента один человек занимался этим делом, но затем он устроился дополнительно на другую работу, так что теперь у него нет времени. Ей пришлось ждать месяц, но она так и не смогла попасть к нему. В итоге девушка отказалась от этой идеи и обратилась к авто­электрику, который, она надеется, исправит поломку.

– Безусловно, хотелось бы, чтобы был специальный работник, который бы отвечал за техническое состояние колясок и их ремонт, чтобы мы не платили за него, ну а если даже и пришлось бы, то это были качественные запчасти и достойная работа, – призналась моя собеседница. – Для сравнения, в России все эти вопросы давно решены, и техническое обслуживание инвалидных колясок, тростей, аппаратов для глухонемых и других приспособлений оплачивается из государственной казны. Если сумма очень большая, то хотя бы половина выделяется из бюджета.

Следует отметить еще один момент. Для каждого из инвалидов-колясочников государством предусмотрено две коляски: комнатная и прогулочная. По словам Дилафруз Махмадулое­вой, выдаваемыми устройствами можно пользоваться как дома, так и на улице. И несмотря на некоторые различия в них, инвалиды, как правило, записывают их в ту категорию, которая им необходима. При этом отведенный срок эксплуатации в зависимости от предназначения разный: для прогулочных колясок – 5 лет, для комнатных – 7. В силу индивидуальных особенностей многие используют домашние коляски на улице. А это, разумеется, влияет на их состояние. Они быстрее изнашиваются и выходят из строя, ведь все составные части и материал, из которого они изготовлены, менее прочные.

Согласно заявкам городских и районных отделов занятости и социальных программ из 942 нуждающихся колясками обеспечены 855 инвалидов на общую сумму 73,6 млн тенге, что составляет 91%. Стоимость колясок, которые выдавались в прежние годы, составляет 700 тыс. тенге. Те, что предлагают сегодня, стоят 400–450 тыс. тенге. Почему так происходит, объяснили в областном управлении координации занятости и социальных программ.

– В законодательстве о государственных закупках есть несколько моментов, которые не подлежат регулированию, – сказал руководитель регионального ведомства Жорабек Баубеков. – Согласно им, мы не можем лоббировать чьи-либо интересы и отдавать предпочтение какой-либо компании, определенному бренду или стране-производителю, хотя при этом знаем, что из них лучше. Техническая спецификация отражает только общие технические требования, она не предполагает индивидуальные потребности и материалы, из которых изготовлены товары. Бывает, что выступают компании, которые предоставляют некачественную продукцию, но меньшей ценой они выигрывают. И в этом отношении мы ничего не можем сделать, поскольку ориентир идет только по ценовому предложению. Мы уже выходили с предложением о том, чтобы госзакупки, касающиеся людей с ограниченными возможностями, проводить с особым порядком. Но, к сожалению, пока все проходит на общих основаниях.

Что касается размеров колясок, то руководитель управления отметил, что существует только 2 вида: детские и взрослые, поэтому выбирать не приходится. Если протезы и слуховые аппараты подбирают и настраивают индивидуально, то коляски – нет. По мнению Жорабека Баубекова, санаторно-курортное лечение, протезы, коляски и другое – все это для инвалидов сугубо индивидуаль­ное. В связи с этим можно было бы предусмотреть определенную сумму, которую бы люди с особыми потребностями могли потратить по своему усмотрению на то, что им действительно необходимо.

В регионе также обращают на себя внимание неработающие электроподъемники, установленные при входе в здания только для видимости, а также пандусы, не отвечающие требованиям, или вообще их отсутствие во многих учреждениях не только частных, но и государственных. И это далеко не полный список проблем, с которыми ежедневно сталкиваются инвалиды-колясочники. 

Популярное

Все
Машиностроение – ключ к долгосрочному устойчивому росту ВВП
«Тұмар» называет победителей
Казахстан и Монголия нацелены на укрепление взаимодействия
Вода придет на поля
Пример служения Отечеству
Награда за профессионализм
Елена Брусиловская: Мы работаем для людей
Газета как традиция
Родители – главная ролевая модель для ребенка
Законодательная поддержка реформ
Информационное крыло Ассамблеи народа Казахстана
Задача – наращивать показатели
Правовое равенство и справедливость
Вызовы современности: милитаризация и ядерная безопасность
Обеспечить контрольную функцию на территории
Высадить легко, да вырастить непросто
Незаконно ловили судака
В спектакле «Чтобы помнили» участвовали молодые артисты из разных стран
Распоряжение
Они – источник вдохновения!
День столицы: сколько дней отдохнут казахстанцы в начале июля
Закон Республики Казахстан
В Актобе построен новый завод по производству агрохимикатов
В Улгили выпускают стекло жамбылской закалки
День полиции отмечают сегодня в Казахстане
Дожди с градом обрушатся на Казахстан
Совбез ООН собрался на экстренное заседание
Президент подписал закон об амнистии к 30-летию Конституции РК
Ураган не щадил никого
Двум казахстанцам вернули зрение путем трансплантации роговицы
Очередной циклон с дождями и грозами надвигается на Казахстан
Трамп: Ключевые ядерные объекты Ирана полностью уничтожены
Видеть в повседневном вечное
Госслужащие пробежали антикоррупционный марафон в Семее
Polpharma Group расширяет инвестиции в Казахстан
Бублик одержал победу на турнире ATP 500 в Германии
Когда региональная сила становится мировым аргументом
МИД Казахстана сделал заявление по ситуации на Ближнем Востоке
«Пасынки степи»: атырауский писатель рассказал о своей книге столичным читателям
Королеву красоты выберут ночью и под землей
Новая трикотажная фабрика работает на полную мощность
В Семее суд вынес решение о сносе 12 новых жилых комплексов
В Костанайской области строится завод по производству автокомпонентов
Антикор отреагировал на жалобы водителей фур в Актюбинской области
Алматинские врачи столкнулись с редчайшей патологией в мире
Назначен новый министр обороны Казахстана
Аграрии Туркестанской области собирают первый урожай арбузов
Закон и Порядок – основа созидания Справедливого Казахстана
В Атырауской области начался прием заявок на льготную ипотеку для медиков
Жителя области Жетісу пожизненно лишили водительских прав
Новый завод открыли в Атырау
Годовая мощность ветряной станции в Жезказгане составит 330 млн кВт·час
Алматинцев предупредили о неспокойной ночи
Новый рекреационный парк открыли в Сатпаеве
В Приаралье появится сеть метановых автозаправок
В Жезказгане построят современный Дворец школьников
В Уральске реконструируют набережную
Новая услуга появилась в приложении eGov Mobile
Дожди с грозами и ветром ожидают казахстанцев в эти выходные
Главе государства показали пассажирский вагон казахстанского производства

Читайте также

Вызовы современности: милитаризация и ядерная безопасность
Нормы и требования делопроизводства
Плывут по воде желтые солнышки
Работам соискателей – народное обсуждение

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]