​Движение – жизнь

1193
Михаил Тё, Жамбылская область

На днях жительница Тараза Дилафруз Махмадулоева обратилась с письмом в редакцию нашей газеты, в котором подняла проблему низкого качества инвалидных колясок, выдаваемых органами социальной защиты населения.

– Очень радует, что государство заботится о такой категории населения, как мы, и выдает нам коляски, – призналась девушка. – Однако их ремонт и обеспечение необходимыми запчастями, к великому сожалению, не предус­мотрены. Вероятнее всего потому, что рассчитано: устройства должны безупречно работать до наступления момента их замены на новые. Но реальность такова, что в последнее время многие люди с ограниченными возможностями жалуются на то, что их коляски постоянно ломаются. Рассчитанные на несколько лет службы, они выдерживают чуть больше половины срока.

Безусловно, на техническом состоянии средств передвижения инвалидов отражаются частота их использования, условия и личное отношение к ним. Но, как выяснилось, при всей бережливости, к сожалению, они не оправдывают надежд их хозяев. Особенно если эти люди ведут активный образ жизни. Дилафруз Махмадулоевой приходится передвигаться довольно часто, поскольку работает психологом в общественном объединении по поддержке людей с ограниченными возможностями. Но из-за очередной поломки кресла-коляски она вынуждена находиться дома.

– Вопрос стоит так: если ты хочешь двигаться, решай проблему самостоятельно. Помощи ждать не от кого, – сетует девушка. – Свою электроколяску я получила примерно 5 лет назад. Могу с уверенностью сказать, что она лучше, чем те, что выдают в настоящее время. Коляска удобна, устойчива, поскольку аккумуляторы установлены под сидением, а также подходит мне по габаритам. То же самое можно сказать и о комнатных колясках.

Как выяснилось, коляски выдают не по индивидуальным параметрам, которые указываются в заявках очередников. Диагноз при их выдаче не учитывается. На всех предусмотрен только один размер. По этой причине люди, и без того ограниченные в движениях, чувствуют себя весьма некомфортно.

– Недавно мне предложили прогулочную электрическую коляску. Я отказалась от нее, поскольку знаю, что она будет стоять без дела, в то время как кто-то другой остро нуждается в ней. Для меня эта коляска слишком большая, и в ней сидеть крайне неудобно и даже опасно, – сказала Дилафруз.

По ее словам, из-за искривления позвоночника ей необходимо, чтобы подлокотник был определенной высоты, иначе она просто не удержится в коляске. У тех, что выдают им сегодня, подлокотник находится ниже. К тому же из-за сильного наклона спинки назад и установленных за ней аккумуляторов при подъеме по пандусу смещается центр тяжести, вследствие чего из коляски легко выпасть или перевернуться. Без посторонней помощи подняться будет просто нереально. Кроме того, предлагаемая коляска чересчур широкая, а это значит, что она поместится далеко не в каждый лифт. Единственный плюс – она немного легче и при необходимости складывается, поэтому перевозить или переносить ее гораздо проще.

– Не могу сказать, что нынешние коляски абсолютно никому не подходят, но однозначно их качество оставляет желать лучшего, – сказала Дилафруз Махмадулоева.

Новому средству передвижения житель Тараза Виктор Черных радовался недолго. Примерно через две недели у коляски сломалось переднее колесо. Ему удалось поменять его, выложив из кармана 16 тыс. тенге. Через месяц вышло из строя второе. Пришлось раскошелиться снова. Колясочники вынуждены менять самостоятельно и аккумуляторы, срок эксплуатации которых составляет 3 года. За последнее время Дилафруз Махмадулоева купила аккумуляторы уже дважды. Привезли их на заказ из Алматы. И обошлось ей это в 116 тыс. тенге. А это далеко не малая сумма для инвалидов, особенно тех, кто живет только на одну пенсию в 47 тыс. тенге. Для некоторых она и вовсе неподъем­ная, поэтому они вынуждены находиться дома и ждать своей очереди, когда им выдадут новую коляску. Хорошо тем, у кого есть кому о них позаботиться. А что говорить про других?

Несколько лет назад с аналогичной проблемой столкнулась 68-летняя жительница областного центра Зинаида Ломаева. Куда только не обращалась она, но нигде не смогла получить помощь. Волей судьбы ей помог, можно сказать, случайный прохожий, который переделал систему. Теперь пенсионерка в случае необходимости приобретает автомобильные аккумуляторы. Безусловно, их стоимость для нее тоже сумма немалая, поэтому она старается их беречь и гуляет в основном около дома, потому что боится, что в случае полной разрядки не сможет вернуться. Ее также беспокоят плохие дороги, в частности, полностью разбитая подъездная к ее дому (пер. Достоевского,
50-а), по которой на коляске не проехать. Вот уже 7 лет ей обещают заасфальтировать отрезок длиной около 100 м, но воз и ныне там. Ответ один – нет средств.

Между тем житель Сарысуского района Жумабек Кулетов, в 2010 году получивший первым в области бесплатную коляску благодаря написанному им письму Президенту страны Нурсултану Назарбаеву, после 2 лет эксплуата­ции так и не смог поменять себе пульт управления на коляске, стоимость которого составляет 500 долларов. На диагностику даже пришлось свозить ее в Шымкент. Но денег на покупку запчасти не оказалось. В результате того, что коляска долгое время бездейство­вала, пришел в негодность аккумулятор. На его обращение в областное управление координации занятости и социальных программ он получил отказ, поскольку срок работы коляски еще не истек. Хорошо, что областной филиал партии «Нур Отан» откликнулся на проблему инвалида и подарил ему необходимую коляску. Так бы пришлось ему ждать своей очереди целых 5 лет (!).

Существует и другая проблема – отсутствие в городе мастера по ремонту, диагностике и техничес­кому обслуживанию инвалидных колясок. По словам Дилафруз Махмадулоевой, до недавнего момента один человек занимался этим делом, но затем он устроился дополнительно на другую работу, так что теперь у него нет времени. Ей пришлось ждать месяц, но она так и не смогла попасть к нему. В итоге девушка отказалась от этой идеи и обратилась к авто­электрику, который, она надеется, исправит поломку.

– Безусловно, хотелось бы, чтобы был специальный работник, который бы отвечал за техническое состояние колясок и их ремонт, чтобы мы не платили за него, ну а если даже и пришлось бы, то это были качественные запчасти и достойная работа, – призналась моя собеседница. – Для сравнения, в России все эти вопросы давно решены, и техническое обслуживание инвалидных колясок, тростей, аппаратов для глухонемых и других приспособлений оплачивается из государственной казны. Если сумма очень большая, то хотя бы половина выделяется из бюджета.

Следует отметить еще один момент. Для каждого из инвалидов-колясочников государством предусмотрено две коляски: комнатная и прогулочная. По словам Дилафруз Махмадулое­вой, выдаваемыми устройствами можно пользоваться как дома, так и на улице. И несмотря на некоторые различия в них, инвалиды, как правило, записывают их в ту категорию, которая им необходима. При этом отведенный срок эксплуатации в зависимости от предназначения разный: для прогулочных колясок – 5 лет, для комнатных – 7. В силу индивидуальных особенностей многие используют домашние коляски на улице. А это, разумеется, влияет на их состояние. Они быстрее изнашиваются и выходят из строя, ведь все составные части и материал, из которого они изготовлены, менее прочные.

Согласно заявкам городских и районных отделов занятости и социальных программ из 942 нуждающихся колясками обеспечены 855 инвалидов на общую сумму 73,6 млн тенге, что составляет 91%. Стоимость колясок, которые выдавались в прежние годы, составляет 700 тыс. тенге. Те, что предлагают сегодня, стоят 400–450 тыс. тенге. Почему так происходит, объяснили в областном управлении координации занятости и социальных программ.

– В законодательстве о государственных закупках есть несколько моментов, которые не подлежат регулированию, – сказал руководитель регионального ведомства Жорабек Баубеков. – Согласно им, мы не можем лоббировать чьи-либо интересы и отдавать предпочтение какой-либо компании, определенному бренду или стране-производителю, хотя при этом знаем, что из них лучше. Техническая спецификация отражает только общие технические требования, она не предполагает индивидуальные потребности и материалы, из которых изготовлены товары. Бывает, что выступают компании, которые предоставляют некачественную продукцию, но меньшей ценой они выигрывают. И в этом отношении мы ничего не можем сделать, поскольку ориентир идет только по ценовому предложению. Мы уже выходили с предложением о том, чтобы госзакупки, касающиеся людей с ограниченными возможностями, проводить с особым порядком. Но, к сожалению, пока все проходит на общих основаниях.

Что касается размеров колясок, то руководитель управления отметил, что существует только 2 вида: детские и взрослые, поэтому выбирать не приходится. Если протезы и слуховые аппараты подбирают и настраивают индивидуально, то коляски – нет. По мнению Жорабека Баубекова, санаторно-курортное лечение, протезы, коляски и другое – все это для инвалидов сугубо индивидуаль­ное. В связи с этим можно было бы предусмотреть определенную сумму, которую бы люди с особыми потребностями могли потратить по своему усмотрению на то, что им действительно необходимо.

В регионе также обращают на себя внимание неработающие электроподъемники, установленные при входе в здания только для видимости, а также пандусы, не отвечающие требованиям, или вообще их отсутствие во многих учреждениях не только частных, но и государственных. И это далеко не полный список проблем, с которыми ежедневно сталкиваются инвалиды-колясочники. 

Популярное

Все
Новоселье у подножия Хан-Тенгри
Четверть века на страже южных рубежей
Диалог будет продолжен
Невероятное из простого
Рекорд в честь юбилея
Прошли тропою снежных барсов
Там, где любовь и поддержка
Растет интерес к исследованию тюркской цивилизации
Первый шаг в большое кино
Тревожный сигнал
Уже не молод, но еще не стар: фильм о любви, которая не знает возраста
Не роскошь, а средство передвижения
Комфортная среда – основа доступности
Так судьба распорядилась
В штатном режиме
Дорога к знаниям открыта!
Цифровые хищники: охота на доверчивых продолжается
Обратная связь как основа доверия
Чтобы специалисты оставались в селах
В тандеме
Строительство индустриального парка начинается в Туркестанской области
Началось возведение энергоблока
Экологический месячник стартует в Астане с 13 сентября
Началось строительство плодоконсервного завода
Организации образования перешли на единую модель воспитания «Адал азамат»
На востоке страны набирает обороты цифровое решение в сфере туризма
В Отбасы банке разьяснили вопрос по выдаче денег из ЕНПФ на лечение зубов
Обсужден проект строительства ТЭЦ
Аида Балаева выступила в поддержку сохранения независимости и чистоты культурного пространства
На Кубе полный блэкаут
День кино отмечают в Казахстане
«Маскарад» в Шымкенте
Инфляция в пределах 10-11%: тарифы на комуслуги останутся стабильными
15 сентября заканчивается срок подачи декларации о доходах
Телеканал Euronews показал международной аудитории комплекс «Байконур»
Сентябрь – время основных уборочных работ в зерносеющих регионах республики
Токаев: Ключевая цель – трансформация Казахстана в технологически продвинутую нацию
Права и возможности женщин с инвалидностью обсудили на конференции в Астане
АЗРК подготовило список предприятий для приватизации
Потребителей кофе в Казахстане становится все больше
Гвардейцы поздравили жителей Кокшетау с Днем Конституции
Военнослужащие Нацгвардии провели акцию «Дорога в школу»
Жители Шымкента не спешат платить
Проезд сделали бесплатным
Аким Мангистау ознакомился с ходом строительства социальных объектов
Бектенов поручил внести предложения по наказанию виновных в срыве дорожных проектов
Госаудит проверил расходы казахстанской науки
35 школ Атырауской области остались без директоров
В Сарани строят завод по сборке грузовиков
Новую школу построят в Атырау
Aitu: в чем отличие казахстанского мессенджера от WhatsApp и Telegram
Ставки по вкладам физлиц в тенге обновили рекорд XXI века
Прокуратура на защите конституционных ценностей государства
В ЗКО готовят выпуск продукции из сайги
Отслужил и получил грант: солдат из Нацгвардии стал студентом
Ремонт пяти мостов начали на популярном туристическом маршруте в ВКО
В Семее студента приговорили к пожизненному сроку
«Школу будущего» показали в Жамбылской области
Больше 20 предприятий Алматы признаны победителями регионального этапа конкурса «Лучший товар Казахстана»
Как отпразднуют День шахтёра в Карагандинской области

Читайте также

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]