В бесконечном поиске смыслов

3794
Елена Брусиловская

В Алматы на сцене Национального русского театра драмы имени М. Ю. Лермонтова в рамках государственной программы «Большие гастроли» выступили актеры прославленного Московского художественного театра имени А. П. Чехова.

фото предоставлено театром

Хотя гастроли, организованные Федеральным центром поддерж­ки гастрольной деятельности при содействии Министерства культуры РФ, и называются «Большими», алматинские зрители увидели всего один спектакль «Дуэль» по одноименной повести Чехова.

Как пояснил начальник гас­трольного отдела Росконцерта Владимир Черкасов, под большими гастролями в первую очередь подразумевают сам масштаб проекта, который охватывает порядка 10 государств.

– Конечно, мы были бы рады привезти к вам не один и даже не два спектакля, но все упирается, как вы понимаете, в финансирование, – сказал он.

– О по-настоящему больших гастролях, когда ведущие мос­ковские театры приезжали в ваш город на месяц, а то и больше, привозя практически весь свой репертуар, сейчас приходится лишь мечтать, – добавил заслуженный деятель искусств РФ, ректор Школы-студии МХТ Игорь Золотовицкий. – Но мы рады, что хоть в такой форме имеем возможность не только расширить нашу зрительскую аудиторию, но и обменяться с коллегами театральным опытом. Ведь гастроли – важнейшая часть любого театра.

Это не первый приезд к нам МХТ им. Чехова по федеральной программе, до этого театр побывал в Алматы семь лет назад, осенью 2016-го, тогда зрители увидели два спектакля – «Дом» по пьесе Евгения Гришковца и Анны Матисон и «Прошлым летом в Чулимске» Александра Вампилова, оба в постановке режиссера Сергея Пускепалиса.

Как рассказал Владимир Черкасов, проект «Большие гастроли» был создан Федеральным цент­ром поддержки гастрольной дея­тельности почти 10 лет назад, в 2014 году. Первоначально планировалось, что это будут полномасштабные гастроли самых крупных и авторитетных теат­ров внутри страны. Но потом было решено расширить рамки и выйти в ближнее зарубежье. Инициатива была поддержана Конгрессом русских театров зарубежья, и с тех пор она успешно реализуется.

В этом году «Большие гастроли» в Казахстане начались с Байконыра.

– К сожалению, там мы не смог­ли найти площадку, где можно было бы показать спектакль, поэтому для Байконыра была создана специальная музыкально-поэтическая программа «Смотришь в небо и видишь – звезда…». Срежиссировала программу заслуженная артистка РФ Марина Брусникина. Перед байконырцами выступили народный артист России, руководитель МХТ Константин Хабенский, народные артисты России Михаил Пореченков и Николай Чиндяйкин и другие, – сообщил Владимир Черкасов.

Он отметил и такой факт – артисты наблюдали за пуском космического корабля «Союз МС-24» с международным экипажем, на борту которого была изображена эмблема театра.

По его словам, Казахстан – очень важное звено в международной деятельности Федерального центра поддержки гастрольной деятельности, ведь в нашей республике много талантливых коллективов, и не только театральных, но и музыкальных. Тем более что в этом году «Большие гастроли» проходят в тесном взаимодействии с программой «Русские сезоны», которую в Алматы представлял Александр Огарев. Когда-то давно, более ста лет назад, традиция «Русских сезонов» была заложена легендарным Сергеем Дягилевым, и очень приятно, что она продолжается и в наши дни, предполагая широкий обмен творческими коллективами, и не только драматическими, но и оперными, танцевальными, в чем очень скоро убедятся жители Астаны.

Немаловажен и тот факт, что программа «Большие гастроли» дает возможность русским теат­рам за рубежом показать свои спектакли не только в Москве и Санкт-Петербурге, где, кстати сказать, уже побывал наш лермонтовский театр, но и в других российских городах.

– Этим летом мы открыли для себя два новых региона: побывали с гастролями в Йошкар-Оле – столице Республики Марий Эл и в одном из старейших российских городов – Кирове. И везде нас очень хорошо принимали. А теперь вот мы с радостью принимаем у себя артистов знаменитого Московского художественного театра, – сказал директор лермонтовского театра Юрий Якушев.

Чехов на все времена

Нынешний год для МХТ особенный – он проходит под знаком 125-летия театра, поэтому, по словам Игоря Золотовицкого, им важно было показать во время гастролей именно чеховский спектакль. «Дуэль» по одноименной повести Чехова в постановке Антона Яковлева идет на сцене уже более 10 лет, и до сих пор, по признанию участников спектакля, в Москве на него трудно достать билет.

Кстати сказать, и на алматинские показы все билеты были проданы задолго до приезда прославленной труппы.

Повесть Чехова «Дуэль», хоть и не входит в школьную программу, знакома читающим людям. Многие помнят фильм, снятый по этому произведению еще в 70-е годы режиссером Хейфицем, главные роли в котором исполнили Олег Даль, Владимир Высоцкий, Анатолий Папанов, Людмила Максакова.

Режиссер-постановщик МХТ Антон Яковлев представил свое сценическое решение этого классического произведения, при этом неизменными остались чеховские «вечные проблемы» поиска смысла жизни, сущнос­ти человеческого бытия с его понятиями «плохой» и «хороший» человек.

– Это то, что волнует нас и сейчас, – убежден Игорь Золотовицкий, который играл в спектакле доктора Самойленко. – Знаете, меня очень тронул такой момент: когда мы вышли на поклоны, один мужчина, вручая мне букет роз, сказал: «Передайте от меня поклон Антону Павловичу Чехову». Даже через столетие он близок и дорог нам, современным людям. Он не относится только к русской нации, пьесы Чехова идут практически во всех театрах мира. Это самый востребованный драматург. Он и Шекспир.

Конечно, за долгую сценичес­кую жизнь в спектакле менялись актеры – на этот раз алматинцы увидели в роли фон Корена заслуженного артиста РФ Эдуарда Чекмазова, в роли Лаевского – Александра Усова, дьякона Победова – заслуженного артиста РФ Валерия Трошина.

«Дуэль» часто называют «мужским спектаклем», потому что в нем всего две женские роли – Надежды Федоровны, эфемерной особы, убежавшей от мужа на Кавказ с любовником в поисках счастливой жизни, совершенно не понимая, в чем она, эта счастливая жизнь, должна состоять (актриса Наталья Рогожкина), и великовозрастной ханжи Марьи Константиновны, местной блюс­тительницы нравственности (актриса Мария Карпова).

Но это «гендерное неравенство» удивительным образом консолидирует спектакль, создавая в итоге по-чеховски глубокий, с потрясающими подтекстами мир, в котором живут разные люди, объединенные единым желанием быть счастливыми и кому-то нужными, но получается это далеко не у всех. А вот ответ на вопрос – почему так выходит? – остается за зрителями, заставляя каждого над этим задуматься, словно сверяя по Чехову и свою жизнь. Наверное, в этом и есть секрет бессмертия писателя, как, впрочем, и самого театрального искусства.

– Много раз театру предрекали конец – и когда изобретали кинематограф, и когда появилось телевидение, но я убежден, что театр не умрет никогда! Это уникальное искусство, которое передается от живого к живому, – сказал Игорь Золотовицкий.

И с этим нельзя не согласиться.

Популярное

Все
На востоке страны набирает обороты цифровое решение в сфере туризма
Сентябрь – время основных уборочных работ в зерносеющих регионах республики
Мир и будущее – через право
Низкая отдача от бюджетных средств признана системной проблемой
Обсуждены вопросы безопасности
Всем кофе!
Завтра – День семьи
Важная повестка дня
Педагогов обучили работе по программе «Адал азамат»
Обсужден проект строительства ТЭЦ
Новый ресурсный центр для особенных детей
Началось возведение энергоблока
Продукты исламского финансирования уже начали работать
В приоритете – доступность и качество
Футбол – на коммерческие рельсы
Дорога, которой практически нет
Заплыв с телохранителями
Кластеризация: казахстанский опыт
Три поколения династии Бектасовых
Секрет четы Мекебаевых – в уважении традиций
В ЗКО готовят выпуск продукции из сайги
Президент отреагировал на жалобы граждан по поводу самокатов
Стратегия отрасли: от добычи сырья - к высоким переделам
Свыше миллиарда тенге составили незаконные соцвыплаты в Казахстане за год
Международный университет информационных технологий Усонг открыт в Туркестане
Решение экологических проблем Кызылординской области – на контроле мажилисменов
ИИ приходит в школу
Премьеры, гастроли, концерты: тринадцатый сезон стартовал в Astana Opera
Генпрокуратура начала расследование в отношении Кайрата Кожамжарова
Новым премьером Таиланда стал миллиардер Анутхин Чанвиракун
Жатва на юге вышла на финишную прямую
В Казахстане намерены ввести ответственность за рассылку SMS с рекламой казино и азартных игр
Министр проверил боеготовность и условия службы в гарнизоне
Технологии для удобства жизни
Балауса Муздиман стала чемпионкой мира по версии UBO
Решить квартирный вопрос
Вопреки капризам природы
Жемчужина национального искусства
Вышел тизер «Грозового перевала» с Марго Робби и Джейкобом Элорди
В Атбасаре осужден врач, выманивший у пациентки 1,5 млн тенге
Гвардейцы поздравили жителей Кокшетау с Днем Конституции
Военнослужащие Нацгвардии провели акцию «Дорога в школу»
Четыре человека погибли в жуткой аварии в Актюбинской области
Жители Шымкента не спешат платить
Проезд сделали бесплатным
Аким Мангистау ознакомился с ходом строительства социальных объектов
Бектенов поручил внести предложения по наказанию виновных в срыве дорожных проектов
Госаудит проверил расходы казахстанской науки
35 школ Атырауской области остались без директоров
В Сарани строят завод по сборке грузовиков
Новую школу построят в Атырау
Aitu: в чем отличие казахстанского мессенджера от WhatsApp и Telegram
Ставки по вкладам физлиц в тенге обновили рекорд XXI века
Прокуратура на защите конституционных ценностей государства
Отслужил и получил грант: солдат из Нацгвардии стал студентом
Ремонт пяти мостов начали на популярном туристическом маршруте в ВКО
«Школу будущего» показали в Жамбылской области
День спорта отметят в Казахстане
В Семее студента приговорили к пожизненному сроку
Больше 20 предприятий Алматы признаны победителями регионального этапа конкурса «Лучший товар Казахстана»

Читайте также

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]