В бесконечном поиске смыслов

2763
Елена Брусиловская

В Алматы на сцене Национального русского театра драмы имени М. Ю. Лермонтова в рамках государственной программы «Большие гастроли» выступили актеры прославленного Московского художественного театра имени А. П. Чехова.

фото предоставлено театром

Хотя гастроли, организованные Федеральным центром поддерж­ки гастрольной деятельности при содействии Министерства культуры РФ, и называются «Большими», алматинские зрители увидели всего один спектакль «Дуэль» по одноименной повести Чехова.

Как пояснил начальник гас­трольного отдела Росконцерта Владимир Черкасов, под большими гастролями в первую очередь подразумевают сам масштаб проекта, который охватывает порядка 10 государств.

– Конечно, мы были бы рады привезти к вам не один и даже не два спектакля, но все упирается, как вы понимаете, в финансирование, – сказал он.

– О по-настоящему больших гастролях, когда ведущие мос­ковские театры приезжали в ваш город на месяц, а то и больше, привозя практически весь свой репертуар, сейчас приходится лишь мечтать, – добавил заслуженный деятель искусств РФ, ректор Школы-студии МХТ Игорь Золотовицкий. – Но мы рады, что хоть в такой форме имеем возможность не только расширить нашу зрительскую аудиторию, но и обменяться с коллегами театральным опытом. Ведь гастроли – важнейшая часть любого театра.

Это не первый приезд к нам МХТ им. Чехова по федеральной программе, до этого театр побывал в Алматы семь лет назад, осенью 2016-го, тогда зрители увидели два спектакля – «Дом» по пьесе Евгения Гришковца и Анны Матисон и «Прошлым летом в Чулимске» Александра Вампилова, оба в постановке режиссера Сергея Пускепалиса.

Как рассказал Владимир Черкасов, проект «Большие гастроли» был создан Федеральным цент­ром поддержки гастрольной дея­тельности почти 10 лет назад, в 2014 году. Первоначально планировалось, что это будут полномасштабные гастроли самых крупных и авторитетных теат­ров внутри страны. Но потом было решено расширить рамки и выйти в ближнее зарубежье. Инициатива была поддержана Конгрессом русских театров зарубежья, и с тех пор она успешно реализуется.

В этом году «Большие гастроли» в Казахстане начались с Байконыра.

– К сожалению, там мы не смог­ли найти площадку, где можно было бы показать спектакль, поэтому для Байконыра была создана специальная музыкально-поэтическая программа «Смотришь в небо и видишь – звезда…». Срежиссировала программу заслуженная артистка РФ Марина Брусникина. Перед байконырцами выступили народный артист России, руководитель МХТ Константин Хабенский, народные артисты России Михаил Пореченков и Николай Чиндяйкин и другие, – сообщил Владимир Черкасов.

Он отметил и такой факт – артисты наблюдали за пуском космического корабля «Союз МС-24» с международным экипажем, на борту которого была изображена эмблема театра.

По его словам, Казахстан – очень важное звено в международной деятельности Федерального центра поддержки гастрольной деятельности, ведь в нашей республике много талантливых коллективов, и не только театральных, но и музыкальных. Тем более что в этом году «Большие гастроли» проходят в тесном взаимодействии с программой «Русские сезоны», которую в Алматы представлял Александр Огарев. Когда-то давно, более ста лет назад, традиция «Русских сезонов» была заложена легендарным Сергеем Дягилевым, и очень приятно, что она продолжается и в наши дни, предполагая широкий обмен творческими коллективами, и не только драматическими, но и оперными, танцевальными, в чем очень скоро убедятся жители Астаны.

Немаловажен и тот факт, что программа «Большие гастроли» дает возможность русским теат­рам за рубежом показать свои спектакли не только в Москве и Санкт-Петербурге, где, кстати сказать, уже побывал наш лермонтовский театр, но и в других российских городах.

– Этим летом мы открыли для себя два новых региона: побывали с гастролями в Йошкар-Оле – столице Республики Марий Эл и в одном из старейших российских городов – Кирове. И везде нас очень хорошо принимали. А теперь вот мы с радостью принимаем у себя артистов знаменитого Московского художественного театра, – сказал директор лермонтовского театра Юрий Якушев.

Чехов на все времена

Нынешний год для МХТ особенный – он проходит под знаком 125-летия театра, поэтому, по словам Игоря Золотовицкого, им важно было показать во время гастролей именно чеховский спектакль. «Дуэль» по одноименной повести Чехова в постановке Антона Яковлева идет на сцене уже более 10 лет, и до сих пор, по признанию участников спектакля, в Москве на него трудно достать билет.

Кстати сказать, и на алматинские показы все билеты были проданы задолго до приезда прославленной труппы.

Повесть Чехова «Дуэль», хоть и не входит в школьную программу, знакома читающим людям. Многие помнят фильм, снятый по этому произведению еще в 70-е годы режиссером Хейфицем, главные роли в котором исполнили Олег Даль, Владимир Высоцкий, Анатолий Папанов, Людмила Максакова.

Режиссер-постановщик МХТ Антон Яковлев представил свое сценическое решение этого классического произведения, при этом неизменными остались чеховские «вечные проблемы» поиска смысла жизни, сущнос­ти человеческого бытия с его понятиями «плохой» и «хороший» человек.

– Это то, что волнует нас и сейчас, – убежден Игорь Золотовицкий, который играл в спектакле доктора Самойленко. – Знаете, меня очень тронул такой момент: когда мы вышли на поклоны, один мужчина, вручая мне букет роз, сказал: «Передайте от меня поклон Антону Павловичу Чехову». Даже через столетие он близок и дорог нам, современным людям. Он не относится только к русской нации, пьесы Чехова идут практически во всех театрах мира. Это самый востребованный драматург. Он и Шекспир.

Конечно, за долгую сценичес­кую жизнь в спектакле менялись актеры – на этот раз алматинцы увидели в роли фон Корена заслуженного артиста РФ Эдуарда Чекмазова, в роли Лаевского – Александра Усова, дьякона Победова – заслуженного артиста РФ Валерия Трошина.

«Дуэль» часто называют «мужским спектаклем», потому что в нем всего две женские роли – Надежды Федоровны, эфемерной особы, убежавшей от мужа на Кавказ с любовником в поисках счастливой жизни, совершенно не понимая, в чем она, эта счастливая жизнь, должна состоять (актриса Наталья Рогожкина), и великовозрастной ханжи Марьи Константиновны, местной блюс­тительницы нравственности (актриса Мария Карпова).

Но это «гендерное неравенство» удивительным образом консолидирует спектакль, создавая в итоге по-чеховски глубокий, с потрясающими подтекстами мир, в котором живут разные люди, объединенные единым желанием быть счастливыми и кому-то нужными, но получается это далеко не у всех. А вот ответ на вопрос – почему так выходит? – остается за зрителями, заставляя каждого над этим задуматься, словно сверяя по Чехову и свою жизнь. Наверное, в этом и есть секрет бессмертия писателя, как, впрочем, и самого театрального искусства.

– Много раз театру предрекали конец – и когда изобретали кинематограф, и когда появилось телевидение, но я убежден, что театр не умрет никогда! Это уникальное искусство, которое передается от живого к живому, – сказал Игорь Золотовицкий.

И с этим нельзя не согласиться.

Популярное

Все
МСХ РК: Ситуация в регионах по приемке и переработке сахарной свёклы на особом контроле
Усик победил Фьюри и сохранил звание абсолютного чемпиона
Свыше 1,2 тыс. единиц спецтехники убирают снег в Астане ночью
Казахстан примет юниорский чемпионат Азии по тяжелой атлетике
В Японии создали лекарство для роста новых зубов на месте утраченных
Аида Балаева: Реализация идеологической политики требует комплексного подхода
Мировые лидеры поздравляют президента и народ Казахстана с Днем Независимости
Итоги 2024 года Минэнерго: достижения и перспективы развития энергетической отрасли
XII кинофестиваль «Бастау» объявил победителей
Сколько выходных дадут казахстанцам в 2025 году
Известный блогер-полиглот стал послом туризма Казахстана
Денис Качеев: «Работа по укреплению независимости требует постоянного внимания и участия всего общества»
Работа над многотомником по истории Казахстана продолжается
Токаев поздравил казахстанцев с Днем Независимости
Прочные основы безопасности и развития страны
Тела 12 человек обнаружены в ресторане на горнолыжном курорте в Грузии
Обсуждены перспективы ЕАЭС
Время выбрало нас
Искать точки соприкосновения, а не проводить разделительные линии
Торжественный концерт, посвященный 95-летию Бибигуль Тулегеновой, прошёл в Астане
Столп национальной духовности
Казахстанцы: идентичность 33 года спустя
«Egemen Qazaqstan»: этапы большого пути
На благо страны
Россия – Казахстан: союз, востребованный жизнью и обращенный в будущее
«Южный вектор» открыт для бизнес-предложений
Махмуд Сабырхан нокаутом выиграл бой на ЧА по боксу
Президент подписал закон по вопросам реформирования жилищной политики
На собственной «резине»: от Нижнекамска до Караганды
Президент посетил концерт, посвященный творчеству поэта Шомишбая Сариева
Увидеть Мангистау и запомнить навсегда
Главную сверхспособность человека, которой нет у ИИ, назвали эксперты
Грустные думки аграрные
Премьер провел оперативное совещание по поручениям главы государства
Задачи прокуратуры – закон и порядок
Опыт Шымкентского водоканала изучают эксперты Всемирного банка
Производство шоколада может прекратиться
Автоочередь образовалась на казахстанско-российской границе
Лица старого Уральска
Дело о секс-рабстве девочки из Кызылорды: оглашен второй приговор
В Узбекистане погибла известная бьюти-блогер, выпав из окна
Прорыв в дорожной сфере
Трудов высокая оценка
В поликлинике Кызылорды необоснованно завышали стоимость медсправок

Читайте также

Председатель АДГС встретился с молодежью Астаны
Четверть века на службе Родине
Как противодействовать наркоторговле
Пожаловаться не на что, а о хорошем – скажем!

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]