Дано ей чувства добрые кистью пробуждать

1651
Валентина Фиронова
За вершиной – вершина

Гульмира Тельгозиева – художник яркий, искренний, радостный. С особым трепетом она относится к материнству, детству, народным традициям, к красоте природы, что без лишних слов читается в ее картинах, представленных на выставке в Российском центре науки и культуры, посвященной памяти ее мамы Рыскул Кажы­уахиткызы.

Температура эмоционального настроя каждой работы такова, что тут же передается зрителю. Смотришь и невольно задаешься вопросом: «Что есть наша жизнь, если не стремление к вечности?»

От чего зависит успех? От самого художника, конечно. От того, какие душевные затраты он вложил в воплощение замысла. Это уже потом  начинаешь интересоваться «раскрученностью» имени. Глубинная работа над картиной – процесс во многом интимный. А дальше  – публичный суд, равнодушие или признание. В любом случае это всегда взятие очередной высоты. Хотя бы для себя. Гульмира не боится вершин и смело их покоряет.

Она член Союза художников Казахстана, лауреат Государственной стипендии РК. За вклад в изобразительное искусство и за работу по созданию молодежного объединения Союза художников Астаны награждена «Золотой палитрой». С 2013 года ее имя находится в составе Российского реестра художников. А ее первая персональная выставка «Дебют», состоявшаяся в 1996 году, стала для нее памятной вдвойне. На ней побывал Глава государства.

За два минувших десятилетия картины Гульмиры Тельгозиевой выставлялись в России, Германии, Польше, Голландии, Австрии, Турции, Бельгии. Есть они в музеях Казахстана, а также в частных коллекциях во многих странах. Высокую же планку Гульмира наметила для себя, еще обучаясь в Алматинском художественном училище. Она любила бывать в музее им. А. Кастеева, где представлены картины таких выдающихся мастеров кисти, как Абильхана Кастеева, Канафии Тельжанова, Айши Галымбаевой, Гульфайрус Исмаиловой. Они и стали для нее учителями.

…А мама по-прежнему рядом

Одним из самых почетных гос­тей открытия выставки Гульмиры в Российском центре науки и культуры был ее отец Кудайберген.

– Какие картины дочери Вам нравятся больше всего? – поинтересовалась я.

– Все, – радостно ответил он. – Природа, портреты, национальный быт. Я ее учил, чтобы она не подражала никому. Чтобы никто не говорил, что ее рисунки похожи на чьи-то другие. Я горжусь свои­ми детьми. Все они творческие люди. Сын – архитектор. Две дочки тоже. Я строитель. Каждый из нас в своем деле – мастер.

Но, конечно, самые главные вопросы были к самой Гульмире.

– Эта выставка, – рассказывает она, – посвящение святой памяти моей мамы. Я готовилась к вернисажу с волнением и трепетом. Писала картины и планировала, что проведу ее в марте, в начале весны, когда пробуждается природа. Здесь все продумано. Все от сердца. Я выросла в творческой семье, где было пятеро детей, и все рисовали. А первые уроки нам дала мама, у которой был огромный, но, к сожалению, нереализованный талант. Она рисовала просто великолепно, но стать художником у нее не было возможности.

Мама такая… сильная. Она просто человек-титан. Огромной любви и огромной энергии. Ее любви хватало на детей, внуков, сестер, братьев, племянников. Когда ее не стало, заметили все. Ушел человек огромной силы. Я испытала колоссальный стресс и вообще не могла рисовать. Меня тянуло на природу – в горы, в лес. И потихонечку взялась за кисть, начала рисовать этюды.

На выставке в основном представлена новая коллекция этюдов.

– Жаль, что Ваша мама не увидела этих картин…

– На выставке есть и те картины, которые она видела. Мама всегда вдохновляла меня. Это я потом поняла.

– Мама бывала на выставках?

–Мама всегда благословляла. Она будто заряжала меня своей энергией. Я увлеченно писала картины. Готовила выставку за выставкой… В Астане у меня прошло 20 персональных. И каж­дая сопровождалась красивым обрядом шашу. На выставках аппетитно пахло мамиными баур­саками. Был чай, кумыс… Ей всем хотелось подарить радость.

– Как мама оценивала Ваши работы?

– Конечно, ей все нравилось.

– У Вас, кстати, есть портреты родителей? Вы рисовали их?

– Нет. Я еще душевно не готова, потому что... это больно. Маму писать больно.

– А свои первые уроки рисования помните?

– Это самые прекрасные мгновения детства. Мама доставала рулон хозяйственной бумаги, расстилала его на полу и хорошо поставленной рукой начинала рисовать и приговаривать: «Вот папа идет с работы. А вот…»

Это было так увлекательно. Мы, дети, ложились на корпешки и начинали дорисовывать. Потом этот рулон я снова разворачивала и дальше рисовала. Тот урок с тех пор для меня и не заканчивается. И это тоже одна из причин, почему нынешнюю выставку посвящаю маме. Она как продолжение истории, которая началась в детстве.

– Теперь Вы сами стали учителем…

– Я преподаю, наверное, лет десять. У меня есть ученики, которые получили гранты. Обучаются в Казахстане и Европе. Думаю, они – хорошее продолжение.

– Среди Ваших картин особое место занимают пейзажи. Вы много путешествуете по Казахстану?

– По Казахстану – да. У меня есть этюды из Кызылорды, Павлодарской и Акмолинской областей, есть Баянаул, Северный Казах­стан, Боровое, Зеренда… Мне нравится писать у истоков природы. У озера, например. Мне нравится, чтобы была естественная палитра цветов, чтобы солнце отражалось. Писать в мастерской и наедине с природой – большая разница.

58cb56f57635a1489721077.jpeg

– Вы долго искали свой стиль, почерк, предпочтения?

– Знаете, даже имея колоссальный опыт и приличный стаж, хочется творчески меняться. Конечно, рука моя узнаваема. Кисть тоже. Но мне интересно импровизировать. Хочется попробовать себя и в абстракции, и в импрессионизме. Эта одна из ветвей творчества. Маленький каприз художника. Потом все равно возвращаешься к своему любимому жанру и почерку.

– Папа сказал, что у Вас в семье все рисуют. Получается, критиков много?

– Да, рисуют, даже не могу сразу всех перечислить. Но у нас, думаю, не критиков, много, а творческих людей.

– Некоторые из детей, приходя к Вам на обучение, не умеют даже держать карандаш. Но ведь одного желания мало, чтобы стать художником?

– Желание первично. В обучении детей нужно быть хорошим психологом. Необходимо чувствовать их. Нужно желание развивать, главное – не отпугнуть ребенка. Очень люблю деток и, рисуя с ними, даю им азы на «клеточном уровне». Всегда чувствую, с каким настроением ученик пришел. Ведь дети сейчас очень устают, у них большая нагрузка. Стараюсь снять стресс, а потом, когда у ребенка появится хорошее настроение, приступать к работе.

– А что Вас вдохновляет?

– Природа. Без нее невозможно. У меня даже есть проект «Путешествие с этюдником». Пока он – только у истоков, но я его обязательно продолжу. С этюдником была в Париже, в Орлеане, в европейских странах, во многих местах Казахстана. Еще не была в Усть-Каменогорске и Атырау. Есть желание туда поехать. Нельзя на достигнутом останавливаться.

– А как Вы относитесь к комп­лиментам?

– Я принимаю комплименты. Это же приятно!

– Один из журналистов написал, что Вы разгадали загадку Моны Лизы.

– У меня есть портрет казахской девушки. Она влюблена. У нее душа поет. Нет, я неправильно сказала. Плачет! Ей настолько больно, что, глядя на нее, понимаешь, что у нее есть какая-то тайна. Очень глубокий смысл в этом. И когда я передаю такие глубокие чувства в портретах, говорят об улыбке Моны Лизы и еще что-то подобное. Потому что в портрете есть загадка, разгадать которую сложно. Потому и картина запоминается.

– Рисуя портреты, Вы идеализируете людей или стараетесь показать то, что человек может сам о себе не знать?

– Я пишу интуитивно.

– Важен душевный контакт с человеком, портрет которого пишите?

– Каждый портрет – это отдельная история...

– Вы однажды сказали: не надо бояться красок. Что это значит?

– Секрет скрыт в самом слове «живопись». Это значит, живо пишешь, то есть жизнью пишешь. Жизнерадостно пишешь. Быстро пишешь. Энергетически пишешь. В этом слове и таится подсказка, как писать и почему не надо бояться красок.

И это все о ней

Открытие выставки-посвящения проходило в особой теплой и дружеской атмосфере. Доброту излучали картины Гульмиры и сама виновница торжества.

– Мы рады, что Гульмира нашла время и возможности выставиться на площадке Российского центра науки и культуры, – сказал на вернисаже посол России в Казахстане Михаил Бочарников. – Уверен, что эти работы принесут всем радость. Каждая такая выставка вносит вклад в наше духовное родство, сотрудничество творческих людей, которое плодотворно развивается.

Рядом с Гульмирой тепло и солнечно. Это ощущает даже тот, кто с ней встречается впервые. По­истине счастливы те, кто имеет возможность общаться с ней не просто годы, а десятилетия. Что и подтвердила большой друг художников Астаны Нелли Шиврина, многие годы возглавлявшая Музей современного искусства.

– Гульмиру Тельгозиеву знаю очень давно, – отметила она, – если говорить точно – с 1992 года, четверть века. Мы познакомились, когда я работала в городском акимате, а Гульмира – в Союзе художников, но ее творчество я еще не знала. Прежде всего она поразила меня своими прекрас­ными глазами. Гульмира – размеренная, спокойная, никогда у нее нет взрыва эмоций, но когда ее узнаешь ближе, знакомишься с произведениями, понимаешь, сколько чувств, страсти «выплескивается» на полотно. Гульмира не просто художник, она хороший организатор. Один из ее учеников тоже выставлялся в Музее современного искусства. Было очень интересно наблюдать, как творчество преподавателя и ученика совпадает и даже созвучно.

– Гульмира всегда была близким и родным человеком для нашего музея, – продолжила Нелли Шиврина. – Мы организовывали ее выставки, и после каждой она говорила: «Я вам дарю вот эту работу…» При этом мы могли сказать: «А вот эту Гульмира?» «И эту», – тут же отвечала она. Произведения Гульмиры узнавае­мы. Талант у нее яркий, а темы, которые ее волнуют, настолько разнообразны, что все и не перечислишь. А как она передает дух казахского народа, дух общения женщин... На этой выставке есть очень трогательная картина, где изображен только-только появившийся на свет верблюжонок. Зная характер Гульмиры, понимаю, что для нее этот детеныш – большая ценность. Это то, что связано с ее детством. То, что было ей открыто в детстве, она переживает до сих пор... И работает художник очень много, сама и с учениками. Очень требовательна. Гульмира родилась и выросла здесь. У нее незабываемые пейзажи, в том числе и посвященные Астане. Городские пейзажи даже в пасмурный день не бывают тусклыми. В них много голубого, преобладают светлые тона. Это тоже характер Гульмиры. На ее выставках всегда есть что посмотреть и над чем подумать.

Слушая Нелли Викторовну, вспоминала строки Николая Заболоцкого, которые дополняли замечательные впечатления от выставки:

Любите живопись, поэты,

Лишь ей единственной дано

Души изменчивой приметы

Переносить на полотно…

Популярное

Все
Первая победа
На севере поспели... бананы
Когда вещи говорят
Shymbulak открыл сезон при дефиците снега
Волки все ближе к селу
Золото из Даммама
Великолепная пятерка на Australian Open
Воспитать честных и законопослушных граждан
Станцию скорой помощи ждут уже два года
Формируя неприятие коррупции
Срезан плодородный слой с холма
Вклад Смагула Садвокасова в образование региона
Устойчивость семьи – фундамент общества
Служение Отечеству – дело всей жизни
Миллионы деревьев из семян
Честная служба – важнейший фактор повышения доверия населения
Беречь время и ресурсы
Стартовала олимпиада для сельских школьников
Учительство в контексте глобальной повестки
Новая модель сельского менеджмента
В армию со своей гитарой: история талантливого солдата
Ключевой ориентир – человекоцентричность
«Райская птица» зацвела в Северном Казахстане
В ВКО фотоловушки сняли галерею «портретов» обитателей тайги
Как лечить ОРВИ и грипп у детей: столичный врач обратилась к родителям
Завершена реконструкция автодороги Кызылорда – Жезказган
О погоде в Казахстане на ближайшие три дня сообщили синоптики
Водитель из Талдыкоргана установил шокирующий антирекорд по ПДД
Партию «запрещёнки» пытались доставить в уральскую колонию
Новая аграрная политика Токаева меняет правила игры для бизнеса на селе
Стартовал отбор в элиту Нацгвардии
Инструмент противодействия манипуляциям и фейкам
Первую красавицу Казахстана выбрали в Алматы
Не только помощь, но и образ жизни
Жанибека Алимханулы лишили боя за три титула: WBO сделала заявление
Добро без громких лозунгов и камер
Европейский Союз и Казахстан: Превращая общие вызовы в общие возможности
«Небо открыто для инвестиций»: эксперт в сфере о том, как превратить аэропорты Казахстана в глобальные грузовые хабы
Охотничьи испытания казахского тазы провели в Алматинской области
Армия усиливает подготовку допризывников
Началось строительство сталелитейного завода
Какой будет зима в Казахстане, рассказали синоптики
Новые авто вручили гвардейцам в Караганде
Тестирование по Qaztest провели в командовании Нацгвардии
«Закон и порядок»: уроки цифровой грамотности организовали для столичных студентов
Ошибка, которую нужно исправить: мажилисмен о запрете самосвалов на автодорогах
Из казармы в кампус
Политика здравого смысла
Все строго по правилам
В Нацгвардии запустили курс подготовки операторов БПЛА
Мегапроект Саудовской Аравии «Зеркальная линия» – на грани провала
Полицейские с помощью дрона зафиксировали грубое нарушение на трассе в Акмолинской области
Устроившие погром на остановке нарушители получили по 10 суток ареста в Астане
Зима будет теплой
Школьники из Семея изготовили EcoBox из пластиковых крышек
Сильнейшие бадминтонисты мира соберутся в Астане
Талгар будет расти и вширь, и ввысь
Режут провода, портят светильники: Шымкент страдает от вандалов
Метель, туман, гололед: 20-градусные морозы надвигаются на Казахстан
Уверенный рост экономики Приаралья

Читайте также

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]