Почему многие годы гигантские суммы шли мимо госказны в Казахстане, объяснили эксперты

22651
Асет Калымов
По оценкам экспертов, гигантские суммы, сопоставимые с ВВП Казахстана, шли мимо госказны в карманы неких уполномоченных операторов, имеющих статус неприкасаемых.

Результат не за горами
Выступая на заседании Мажилиса Парламента 11 января, Президент Касым-Жомарт Токаев отметил, что значительный потенциал в повышении доходов госбюджета кроется в наведении порядка на таможне, особенно на границе с Китаем.

– Творящиеся там вопиющие безобразия общеизвестны, – напомнил Глава государства. – Машины не досматриваются, налоги и пошлины не платятся.

Расхождения в «зеркальной» статистике с таможенными органами КНР достигают миллиардов долларов. Существуют некие уполномоченные операторы, имею­щие статус неприкасаемых. Страна теряет десятки миллиардов тенге в виде налогов. Так дело не пойдет! Поручаю Генеральной прокуратуре совместно с Минфином, Агентством по финансовому мониторингу и другими заинтересованными органами провести комплексную проверку и обеспечить порядок на таможенной границе.

Недавно в ходе онлайн-саммита «Центральная Азия – Китай» Президент Касым-Жомарт Токаев вновь коснулся вышеуказанной темы, сообщив, что начата решительная работа по наведению порядка на таможенной границе, в том числе ведется борьба с недобросовестными предпринимателями, которые практиковали незаконные схемы и ставили всяческие барьеры для бизнеса. Глава государства выразил уверенность в том, что результаты борьбы с такими противоправными дейст­виями не за горами…

Межведомственная комиссия из столицы уже работает в Панфиловском районе Алматинской области, где расположены сразу три таможенных поста: автомобильный «Нұр жолы», железнодорожный «Алтынколь» и пешеходный переход при Международном центре приграничного сотрудничества (МЦПС) «Хоргос».

По информации Комитета госдоходов Министерства финансов, проверка осуществляется только в отношении импортеров, имею­щих статус уполномоченных экономических операторов. Она не создает препятствий для законного перемещения товаров через таможенную границу, добросовестный бизнес осуществляет внешнеэкономическую деятельность без ограничений.

Между тем первые конкретные результаты проверки не заставили себя долго ждать: на минувшей неделе от занимаемых должностей освобождены начальники приграничных железнодорожных станций «Дос­тык» и «Алтынколь», а также руководитель Департамента государственных доходов по Алматинской области Сырым Дынбаев.

В эти же дни министр финансов Ерулан Жамаубаев, проинспектировав работу пунктов пропус­ка «Нұр жолы» и «Алтынколь», провел встречу с предпринимателями – участниками внешнеэкономической деятельности, в ходе которой рассказал о грядущих кардинальных изменениях на таможенной границе. По его словам, будут жестко пресекаться нарушения закона, в том числе факты недостоверного декларирования ввозимых грузов, уйдут в прошлое фирмы-однодневки. Деятельность таможни должна стать прозрачной, а самое главное – обеспечивать полноту поступлений в бюджет.

Покончить с криминалом
Тем временем бизнесмены, непосредственно занимающиеся импортно-экспортными операциями с Китаем, с большим воодушевлением встретили весть о том, что с таможенным беспределом в печально известном «Хоргосе» наконец-то будет покончено.

В интервью нашей газете глава Ассоциации «Союз промышленников и предпринимателей Iskermen» Тимур Жаркенов перечислил множество барьеров, препятствующих нормальному ведению бизнеса на казахстанско-китайской границе.

– Нас очень радует, что Глава государства обратил внимание на эту проблему, – сказал эксперт. – Давно пора было разобраться с теми, кто установил на таможне нелегальные схемы. Суть дела в том, что с участием государственных органов был создан механизм, позволивший частным компаниям – уполномоченным экономическим операторам – контролировать процедуры провоза грузов через кордон. Получив такие преимущества, эти частники узурпировали весь товарооборот с Китаем.

По словам Тимура Жаркенова, формат пересечения границы через автомобильный пункт пропуска «Нұр жолы» (построен в 2018 году на замену старого КПП «Хоргос». – Прим. авт.) подразумевает несколько процедур. Это досмотр транспорта, логистичес­кое обеспечение, таможенное оформление груза, паспортный контроль.

Есть еще услуги СВХ – складов временного хранения, погрузки-разгрузки машин, страхования. Контроль над каждым из этих элементов как раз и поделили между собой разные структуры, получившие «зеленый коридор» по проходу через границу.

– Допустим, вы хотите официально завезти из Китая в Казах­стан товары народного потреб­ления, – приводит пример глава ассоциации Iskermen. – На границе вас направят к одному из уполномоченных экономических операторов, услугами которого вам придется воспользоваться за определенную плату. И тогда ваш груз пройдет через «зеленый коридор», его никто досматривать не будет. То же самое касается физического перехода границы и других процедур, там за все надо платить операторам и другим аффилированным структурам. Схема непрозрачная, причем в обход частных контролеров у вас не получится провезти товар через кордон.

По данным предпринимателей-импортеров, стоимость проезда одного грузового автомобиля через казахстанско-китайскую границу доходила до 40 тыс. долларов (!). И бизнесмены платили такие непомерные суммы, не видя альтернативы. Затем завышенные ставки «таможенного оформления» ложились в конечную цену товаров для обычных покупателей.

– В итоге гигантские суммы шли мимо госбюджета в карманы недобросовестных людей, – подчеркнул эксперт. – На мой взгляд, эту проблему можно легко решить. Прежде всего нужно покончить с криминалом, то есть убрать монополии в лице всевозможных экономических операторов, имеющих высокие связи «наверху».

Затем общими усилиями госор­ганов и бизнес-структур следует выстроить понятный механизм прохождения товаров через границу с учетом требований законодательства по налогам и таможенным пошлинам с соблюдением системы учета рисков. Эта система определяет, по какому коридору должен идти груз на таможне – «желтому», «красному» или «зеленому».

– Сейчас из-за нелегальных схем страдают законопослушные бизнесмены, а другие провозят контрабанду без досмотра, через «зеленый коридор», – поясняет Тимур Зеилович. – Все это можно упорядочить, установить прозрачную и удобную шкалу расчетов, и тогда будет соблюдаться закон, госбюджет наполнится налогами и пошлинами. Бизнес-сообщество двумя руками за это.

Кроме того, считает собеседник, для наведения порядка на границе необходимо наладить диалог с китайской стороной. Для этого предлагается создать межправительственную комиссию с участием как представителей госорганов, так и коммерческих структур двух стран.

Если помните, в прошлом году были большие заторы грузовых автомобилей на границе из-за карантинных ограничений, введенных Китаем. В электронной очереди простаивало свыше 10 тыс. машин.

К концу года усилиями ассоциации Iskermen 80–90% импортных товаров, застрявших на китайской территории, завезли в Казахстан. Если все вышеназванные задачи будут выполнены, откроются большие перспективы не только в части наполнения госбюджета, но и для развития бизнеса законопослушных предпринимателей-импортеров.

Реки и ручейки контрабанды
В свою очередь глава Казах­стан­ской ассоциации таможенных брокеров Геннадий Шестаков рассказал нам, что сейчас ведется расследование в отношении около двух десятков компаний, допустивших огромную недоплату в бюджет страны.

– В их числе – уполномоченные операторы, торговые и брокерские компании, – сообщил Геннадий Алексеевич. – Все они между собой взаимосвязаны, причастны к реализации нелегальных схем. К примеру, ввоз товаров осуществлялся только через определенных лиц, контрагентов. По-другому невозможно было это сделать. Чтобы навес­ти порядок на границе, думаю, не следует вводить какие-то законодательные новшества. Просто надо соблюдать закон всем сторонам: как государственным органам, так и тем лицам, которые, находясь близко к властям, хотят иметь «медовые пряники».

Вместе с тем, по словам экс­перта, разница в статистичес­ких данных таможенных служб Казах­стана и Китая сложилась не только по причине неуплаты налогов и пошлин. Есть разные подходы в таможенном оформ­лении грузов и определении статуса хозяйствующих субъектов – индивидуальных предпринимателей, малого бизнеса. Китайская сторона, к примеру, оценивает товары по упрощенной схеме, наши фискалы – по общей.

Кроме того, когда из Китая груз отправляется в третью страну, к примеру, в Узбекистан, китайские таможенники в документах указывают пересечение границы с Казахстаном, и получается, что это – экспорт в нашу страну. Тем самым допускаются определенные ошибки в составлении статистических данных.

К слову, о проблемах на таможне «Хоргос» наша газета сообщала не раз. Этот печально известный контрольно-пропускной пункт долгие годы сотрясали коррупционные скандалы, связанные с созданием ОПГ, конт­рабандных схем. Выявлялись факты сращивания контрабандистов с сотрудниками силовых структур, таможенниками и руководителями МЦПС «Хоргос», часть которых была осуждена за взятки и хищение бюджетных средств.

Еще в 2012 году, побывав на границе, мы подробно описали нелегальный бизнес «несунов». Ежедневно челноки из числа безработных местных жителей проходили через КПП на китайскую сторону, фасовали в сумки одежду и обувь, а затем переправляли мелкими партиями в Казахстан. При этом каждый несун за один раз проносил груз весом до 50 кило как ручную кладь, который не подлежал растаможке. После прохождения границы товар передавался хозяину-оптовику.

И хотя правоохранительные и фискальные органы приняли тогда меры по противодействию контрабанде, бизнес несунов продолжал процветать еще долгие годы.

Между тем, по словам Тимура Жаркенова, такие челночные схемы сейчас не работают в связи с тем, что МЦПС уже 2 года закрыт по причине карантина. Да и объемы контрабанды несунов – капля в море по сравнению с гигантскими партиями товаров, проходящих через КПП «Нұр жолы». В одном случае это река, в другом – ручеек.

Резкой критике деятельность МЦПС «Хоргос» в январе 2020 года подверг Президент Касым-Жомарт Токаев, отметив, что в казахстанской части центра нет необходимых помещений и объектов, тогда как на территории КНР построен целый город. В итоге приграничное сотрудничество превратилось в упрощенный импорт продукции из соседней страны.

Остается добавить, что в ходе недавнего онлайн-саммита «Цент­ральная Азия – Китай» Глава государства заявил о готовности Казахстана нарастить экспортные поставки в КНР по 135 позициям, в том числе органической сельхозпродукции и продовольствия более чем на 1 млрд долларов. Это станет возможным с учетом устранения барьеров и наведения порядка в таможенных делах.

Популярное

Все
Павел Дуров поделился своими впечатлениями от поездки в Казахстан
Женские вагоны запустили еще на трех маршрутах
Пропавшую во время селя семью ищут в Кыргызстане
Новый комитет создали в РК
Авария с пятью погибшими произошла на трассе в Карагандинской области
Акции «Казатомпрома» приобретут для Нацфонда
Полузащитник сборной Испании Родри признан лучшим игроком Евро-2024
Парня с девушкой спасли в горах Баянаула
Скрывающегося в Грузии мужчину экстрадировали в Казахстан
Геннадий Головкин на посту президента НОК работает на общественных началах
Глава комитета медфармконтроля препятствовал проведению госаудита – ВАП
В Турции при пожаре на судне пострадали 17 туристов
Четырехполосное движение открыли на первых участках дороги Караганда - Балхаш
Казахстанский певец Ерназар Жубан вошел в число лидеров на «Славянском базаре»
На беременную жену напал муж с ножом в Актау
В Минфине объяснили покупку акций «Казатомпрома» за счет Нацфонда
Масложировая продукция завоевывает внешние рынки
Дело чиновников из отдела образования Талдыкоргана передано в суд
Аргентина обыграла Колумбию и завоевала Кубок Америки
Казахстан ратифицировал соглашение с ООН по Азиатско-Тихоокеанской министерской конференции
В Таразе продолжают обновлять общественный транспорт
Информацию о похищении судьи в Астане подтвердила полиция
На востоке республики вдвое увеличен объем ремонта дорог
Сколько выпускников набрало пороговый балл на ЕНТ
Казахстан инициирует закон о семейно-бытовом насилии в рамках МПА СНГ
Казахстан занимает шестое место по количеству туристов, приезжающих в Грузию
Гости из Поднебесной ознакомились с туристическим потенциалом края
13 июля стартует прием заявлений для участия в конкурсе образовательных грантов
Неделя добра продолжается в регионах
Эпос Султана Раева
У доброго хозяина и озеро икру мечет
Не сыпьте соль на сердце
Все, что вы еще не знали об ОСМС
Кто из казахстанских легкоатлетов поедет в Париж
Поступившие от компаний деньги не по назначению потратили в Актобе
Жалобы астанчан на работу «скорой» обсудили в акимате
Токаев подписал закон по борьбе с лудоманией
Привокзальную часть города благоустроят в Астане
Минюст запустил пилотный проект по борьбе с мошенничеством
Более 200 мероприятий провели в стране в честь национального дня домбры
Значительного повышения тарифов опасаются жители Северного Казахстана
Шымкентский водоканал, признанный лучшим в стране и СНГ, может стать полностью частным
Новый этап развития системы здравоохранения страны
Личность и наследие Шынгыз-хана остаются в центре внимания ученых
Токаев переговорил по телефону с Путиным
Из почти 40 фонтанов в Атырау работает только один
Строительные рынки переезжают за город
Судебное реформирование: реалии и перспективы
За плечами талантливого хирурга Орала Оспанова десятки тысяч успешных операций
Девушка задушила ребенка и выпрыгнула из колеса обозрения в Алматы
Большую зачистку «мертвых душ» провели  в Костанайской области
WhatsApp-бот против мошенников действует в Астане
Двадцать членов ОПГ доставили в полицию
Казахстан примет участие в саммите животноводства во Франции в качестве почетного гостя
Эпос «Едиге» и топоним «Кушмурун»: неизвестное об известном
Дело Бишимбаева: астанчанку подозревают в присвоении 100 млн тенге
В Караганде из мусора делают антивандальные люки для колодцев
Аlma mater казахстанской спецслужбы отмечает 50-летие
Три человека погибли в воинской части в Арысе
XVII заседание Молодежного совета ШОС прошло в Астане

Читайте также

В правительстве состоялось заседание оперштаба по обеспечен…
У доброго хозяина и озеро икру мечет
Вывоз лома черных металлов ж/д транспортом могут запретить …
Сигареты подорожают в Казахстане

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]