Байбол Ораков – один из первых казахов, ставших почетным железнодорожником

1039
Серик Кабдулов
собственный корреспондент по Атырауской области

Высокую награду – знак «Почетный железнодорожник» – он получил в октябре 1944 года от Министерства путей сообщения СССР. Об этом рассказывает его сын Мерген Байболов.

– Я проводил исследование в столичном архиве Министерства транспорта и коммуникаций, где и нашел приказ за подписью наркома путей сообщения генерала Лазаря Кагановича, в котором значатся фамилии 51 награжденного, и среди них только одна казахская – моего отца Оракова Байбола, – рассказывает Мерген-ага.

Как написано в архивных документах, «за образцовую работу и успешное выполнение задания правительства и военного командования по перевозке оборонных и народно-хозяйственных грузов в период Великой Отечественной войны приказом народного комиссара путей сообщения СССР наградить дорожного мастера Казан­джикской дистанции железнодорожных путей Б. Оракова знаком отличия «Почетный железнодорожник».

Сам Байбол Ораков родился в 1900 году в городе Форт-Александровске (Шевченко) ныне Мангистауской области. В то время из-за неблагоприятных климатических условий и безработицы многие жители покидали Мангышлак и мигрировали в Узбекистан, Туркменистан, Иран. И Байбол Ораков с двумя братьями пешим ходом отправился в Туркмению.

Братья устроились на строи­тельство Среднеазиатской железной дороги Красноводск – Ташкент – Оренбург. Это было в 1932-1933 годах.

По воспоминаниям потомка почетного железнодорожника, его отца перебрасывали с одной дистанции пути на другую. Красноводск, Небитдаг, Казан­джик, Ашхабад... И везде он отличался трудолюбием, смекалкой и добросовестностью.

Руководство, заметив способности Байбола, в 1938 году направило его в Москву на шестимесячные курсы при Министерстве путей сообщения СССР. После окончания учебы молодой железнодорожник получил удостоверение мастера путей сообщения за подписью министра Лазаря Кагановича. Вернувшись, продолжил работать на Ашхабадской железной дороге на дистанции «Казанджик». А вскоре началась Великая Отечественная война.

– Если говорить о работе железнодорожников в те годы, это был бессонный и, можно сказать, каторжный труд. Но при этом в самых экстремальных ситуациях железнодорожники умели сохранять хладнокровие. В одну из ночей 1942 года пришло срочное сообщение, что через станцию пройдут литерные поезда, которые всегда имели неоспоримый приоритет и сопровождались сотрудниками НКВД. Отец, как обычно, пошел проверять рельсы и обнаружил, что в некоторых местах «костыли» расшатались, и их срочно нужно как следует забить. Иначе катастрофа неминуема, – рассказывает Мерген Байболов.

Байбол-ага, не чувствуя под собой ног, побежал за молотком: времени нет, поезд уже приближается, а ему еще нужно успеть закрепить шпалы. Собрав все силы, бесстрашный мастер, чувствуя едва заметные вибрации рельсов, вызванные приближением поезда, начал забивать костыли.

Вот он уже слышит шум приближающегося поезда, а потом и гудки, крики помощника машиниста, который, заметив на рельсах человека, стоя на подножке кабины, интенсивно размахивал руками.

Мастер, хладнокровно забив последний костыль, успевает в последний момент спрыгнуть с путей и несколько минут неподвижно лежит на земле, переводя дыхание. Поезд, обдав горячим потоком воздуха, пронесся мимо.

В 1944 году ответственного сотрудника дистанции «Казанджик» Байбола Оракова наградили знаком «Почетный железнодорожник». На этом отрезке железнодорожных путей сообщения ветеран тыла проработал до конца войны.

– Потом отца перевели на другую станцию, и в 1955-м он получил еще одну награду – медаль «За трудовую доблесть», также у него есть знак «Ударник сталинского призыва», медаль «За трудовое отличие». Когда папа вышел на пенсию, в 1963 году мы с семьей вернулись в Казахстан, в поселок Жетыбай Мангистауской области, – рассказал Мерген-ага.

По словам сына ветерана железной дороги, Байбол Ораков умер в 1987 году в возрасте 87 лет. Его старший сын задался целью оставить потомкам память об отце – первом казахе, строившем в Туркмении железную магистраль и удостоенном высокого звания «Почетный железнодорожник СССР» в годы войны.

Популярное

Все
Учиться учитывать принципы гендерного равенства
В Астане почтили память легендарного Бауыржана Момышулы
Застраховать риски
Приоритеты и возможности казахско-корейского взаимодействия
«Обещалкиных» лишат лицензий
Зачем конкурсы, если победитель заранее известен?
К дальнейшему усилению гарантий независимости судей
Сила и ловкость в пожарном кроссфите
В Таразе широко отметили 100-летие сатирика Шоны Смаханулы
У меня зазвонил телефон...
В шестой раз прошел театральный фестиваль «Алматинская осень»
Посол США впечатлен работой казахстанских реставраторов
С чего начинается «Родина»
Почувствуй себя флористом!
Экологичная упаковка завоевывает рынок
Новейшие технологии как фактор высокого качества
Казахской государственности – 12 веков, 12 столетий
Водителя арестовали из-за стикера на госномере в Жамбылской области
Директоров школ и завучей в Караганде лишили доплаты
До золота рукой подать
Больничный теперь не подделаешь
Мы будем привлекать инвестиции в туристическую отрасль ВКО для ее продвижения на международном уровне
Кто и как охотится за нашими детьми?
Димаш Кудайберген выступил в Елисейском дворце
Движение ограничили на трассе в Карагандинской области
Осмысливая «Средний коридор»
Казахстанский борец возглавил мировой рейтинг UWW
Шесть рейсов не могут вылететь из аэропорта Астаны
Первый приговор по делу о вовлечении школьницы в секс-рабство вынесли в Кызылорде
Строительство завода будет возобновлено
Адлет Барменкулов покидает пост президента КФФ
На трассе Балхаш – Сарышаган задержали военного с крупной партией наркотиков
Успешные педагоги вдохновляют на успех
Чувство – главное оружие поэта
Санжар Адилов назначен заместителем министра внутренних дел РК
В Египте перевернулся автобус с туристами из Казахстана
Второе рождение трассы
Продукцию из четырех областей везут на очередную ярмарку в Астану
Более 30 лет «пряничный домик» привлекает горожан и туристов в Семее
Отключения света и подачи воды стали обыденным явлением в Алматинской области
Реконструкция близится к завершению
Премий для госслужащих больше не будет
Пассажир в Шымкенте – «заяц» поневоле?
Обувная фабрика мощностью 200 тысяч пар в год появится в Шымкенте
Россельхознадзор нарушает условия Договора о ЕАЭС - депутат Ходжаназаров
Чеченка с казахской душой
Ставки по депозитам населения снижаются – аналитики
Этот день изменил судьбу
Какой должна быть новая концепция национальной истории
Восстановить утраченную популяцию куланов в Костанайской области пытаются ученые
Последняя в этом году сельскохозяйственная ярмарка проводится в Астане
Метель и гололед прогнозируются в Казахстане до пятницы
В Казахстане утвердили нормы потребления тепловой энергии
Резкое похолодание ожидается в Казахстане в эти выходные
Засоряют Большой Алматинский канал
Президент прибыл с рабочим визитом в Казань

Читайте также

Новейшие технологии как фактор высокого качества
Экологичная упаковка завоевывает рынок
Посол США впечатлен работой казахстанских реставраторов
В Таразе широко отметили 100-летие сатирика Шоны Смаханулы

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]