Байбол Ораков – один из первых казахов, ставших почетным железнодорожником

1397
Серик Кабдулов
собственный корреспондент по Атырауской области

Высокую награду – знак «Почетный железнодорожник» – он получил в октябре 1944 года от Министерства путей сообщения СССР. Об этом рассказывает его сын Мерген Байболов.

– Я проводил исследование в столичном архиве Министерства транспорта и коммуникаций, где и нашел приказ за подписью наркома путей сообщения генерала Лазаря Кагановича, в котором значатся фамилии 51 награжденного, и среди них только одна казахская – моего отца Оракова Байбола, – рассказывает Мерген-ага.

Как написано в архивных документах, «за образцовую работу и успешное выполнение задания правительства и военного командования по перевозке оборонных и народно-хозяйственных грузов в период Великой Отечественной войны приказом народного комиссара путей сообщения СССР наградить дорожного мастера Казан­джикской дистанции железнодорожных путей Б. Оракова знаком отличия «Почетный железнодорожник».

Сам Байбол Ораков родился в 1900 году в городе Форт-Александровске (Шевченко) ныне Мангистауской области. В то время из-за неблагоприятных климатических условий и безработицы многие жители покидали Мангышлак и мигрировали в Узбекистан, Туркменистан, Иран. И Байбол Ораков с двумя братьями пешим ходом отправился в Туркмению.

Братья устроились на строи­тельство Среднеазиатской железной дороги Красноводск – Ташкент – Оренбург. Это было в 1932-1933 годах.

По воспоминаниям потомка почетного железнодорожника, его отца перебрасывали с одной дистанции пути на другую. Красноводск, Небитдаг, Казан­джик, Ашхабад... И везде он отличался трудолюбием, смекалкой и добросовестностью.

Руководство, заметив способности Байбола, в 1938 году направило его в Москву на шестимесячные курсы при Министерстве путей сообщения СССР. После окончания учебы молодой железнодорожник получил удостоверение мастера путей сообщения за подписью министра Лазаря Кагановича. Вернувшись, продолжил работать на Ашхабадской железной дороге на дистанции «Казанджик». А вскоре началась Великая Отечественная война.

– Если говорить о работе железнодорожников в те годы, это был бессонный и, можно сказать, каторжный труд. Но при этом в самых экстремальных ситуациях железнодорожники умели сохранять хладнокровие. В одну из ночей 1942 года пришло срочное сообщение, что через станцию пройдут литерные поезда, которые всегда имели неоспоримый приоритет и сопровождались сотрудниками НКВД. Отец, как обычно, пошел проверять рельсы и обнаружил, что в некоторых местах «костыли» расшатались, и их срочно нужно как следует забить. Иначе катастрофа неминуема, – рассказывает Мерген Байболов.

Байбол-ага, не чувствуя под собой ног, побежал за молотком: времени нет, поезд уже приближается, а ему еще нужно успеть закрепить шпалы. Собрав все силы, бесстрашный мастер, чувствуя едва заметные вибрации рельсов, вызванные приближением поезда, начал забивать костыли.

Вот он уже слышит шум приближающегося поезда, а потом и гудки, крики помощника машиниста, который, заметив на рельсах человека, стоя на подножке кабины, интенсивно размахивал руками.

Мастер, хладнокровно забив последний костыль, успевает в последний момент спрыгнуть с путей и несколько минут неподвижно лежит на земле, переводя дыхание. Поезд, обдав горячим потоком воздуха, пронесся мимо.

В 1944 году ответственного сотрудника дистанции «Казанджик» Байбола Оракова наградили знаком «Почетный железнодорожник». На этом отрезке железнодорожных путей сообщения ветеран тыла проработал до конца войны.

– Потом отца перевели на другую станцию, и в 1955-м он получил еще одну награду – медаль «За трудовую доблесть», также у него есть знак «Ударник сталинского призыва», медаль «За трудовое отличие». Когда папа вышел на пенсию, в 1963 году мы с семьей вернулись в Казахстан, в поселок Жетыбай Мангистауской области, – рассказал Мерген-ага.

По словам сына ветерана железной дороги, Байбол Ораков умер в 1987 году в возрасте 87 лет. Его старший сын задался целью оставить потомкам память об отце – первом казахе, строившем в Туркмении железную магистраль и удостоенном высокого звания «Почетный железнодорожник СССР» в годы войны.

Популярное

Все
Распоряжение Главы государства о назначении
21 предприниматель оштрафован в этом году в Костанае за превышение торговой надбавки
Прощай, Владимир Иванович!
«Кайрат» стал лучшим клубом страны в 21-й раз!
На восстановление лесов потребуется около 10 лет
Факультету журналистики ЕНУ – 15 лет
Мир, который принимает тебя
Территория впечатлений
Ведущие нейрохирурги мира собрались в Астане
Путешествие в закулисье
Здесь финансируют стратегические бизнес-идеи
Обсуждены вопросы коллективной безопасности
Указ Президента Республики Казахстан о назначении
Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования правоохранительной службы, жилищного обеспечения и социальной защиты сотрудников правоохранительных, специальных государственных органов, органов гражданской защиты и военнослужащих, а также исключения излишней законодательной регламентации в сфере деятельности органов внутренних дел
Рыбаки приветствуют путешественников
Рейды против загрязнения города
Указ Президента Республики Казахстан О мерах по совершенствованию системы государственного управления
Закон Республики Казахстан О территориальной обороне Республики Казахстан
Библиотеки нового поколения
Закон Республики Казахстан О фондах целевого капитала и эндаумент-фондах (целевых капиталах)
День столицы: сколько дней отдохнут казахстанцы в начале июля
Закон Республики Казахстан
В Павлодаре выявлены грубые нарушения в работе филиала Национального центра экспертизы
На краю пропасти: как остановить человека от последнего шага
Очередной циклон с дождями и грозами надвигается на Казахстан
Президент подписал закон об амнистии к 30-летию Конституции РК
Из Рабочего поселка – в Париж
Когда региональная сила становится мировым аргументом
Три молочно-товарные фермы построили в Костанайской области за год
«Голос Турана-2025» собирает друзей
В Казахстане дети все чаще рождаются с врожденными патологиями
К 1 января 2026 года Минтруда пересмотрит размер минимальной заработной платы
Введена в строй новая подстанция
Состоялся телефонный разговор Президента Казахстана с Эмиром Катара
55 млн сеянцев высадили в лесном фонде Костанайской области за 4 года
Премии, гранты и благодарности получили журналисты от Президента
В Казахстане стремительно растет интерес к исламским финансовым инструментам
Спасатели учат детей правилам поведения при ЧС
Фарид Алиев: Реализация концепции «Закон и Порядок» должна носить системный характер
Международный фестиваль детских театральных коллективов завершился в Таразе
Новая трикотажная фабрика работает на полную мощность
В Семее суд вынес решение о сносе 12 новых жилых комплексов
В Костанайской области строится завод по производству автокомпонентов
Антикор отреагировал на жалобы водителей фур в Актюбинской области
Алматинские врачи столкнулись с редчайшей патологией в мире
Назначен новый министр обороны Казахстана
Аграрии Туркестанской области собирают первый урожай арбузов
Закон и Порядок – основа созидания Справедливого Казахстана
В Атырауской области начался прием заявок на льготную ипотеку для медиков
Жителя области Жетісу пожизненно лишили водительских прав
Новый завод открыли в Атырау
Алматинцев предупредили о неспокойной ночи
Годовая мощность ветряной станции в Жезказгане составит 330 млн кВт·час
В Приаралье появится сеть метановых автозаправок
Новый рекреационный парк открыли в Сатпаеве
В Жезказгане построят современный Дворец школьников
В Уральске реконструируют набережную
Главе государства показали пассажирский вагон казахстанского производства
Развитие химической отрасли в Жамбылской области набирает темпы
В Актобе построен новый завод по производству агрохимикатов

Читайте также

В пилотном режиме
Юные спасатели Казахстана — в числе лучших на соревнованиях…
МЦРИАП упростил участие отечественных стартапов в госзакупк…
Вызовы современности: милитаризация и ядерная безопасность

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]