Байбол Ораков – один из первых казахов, ставших почетным железнодорожником

1533
Серик Кабдулов
собственный корреспондент по Атырауской области

Высокую награду – знак «Почетный железнодорожник» – он получил в октябре 1944 года от Министерства путей сообщения СССР. Об этом рассказывает его сын Мерген Байболов.

– Я проводил исследование в столичном архиве Министерства транспорта и коммуникаций, где и нашел приказ за подписью наркома путей сообщения генерала Лазаря Кагановича, в котором значатся фамилии 51 награжденного, и среди них только одна казахская – моего отца Оракова Байбола, – рассказывает Мерген-ага.

Как написано в архивных документах, «за образцовую работу и успешное выполнение задания правительства и военного командования по перевозке оборонных и народно-хозяйственных грузов в период Великой Отечественной войны приказом народного комиссара путей сообщения СССР наградить дорожного мастера Казан­джикской дистанции железнодорожных путей Б. Оракова знаком отличия «Почетный железнодорожник».

Сам Байбол Ораков родился в 1900 году в городе Форт-Александровске (Шевченко) ныне Мангистауской области. В то время из-за неблагоприятных климатических условий и безработицы многие жители покидали Мангышлак и мигрировали в Узбекистан, Туркменистан, Иран. И Байбол Ораков с двумя братьями пешим ходом отправился в Туркмению.

Братья устроились на строи­тельство Среднеазиатской железной дороги Красноводск – Ташкент – Оренбург. Это было в 1932-1933 годах.

По воспоминаниям потомка почетного железнодорожника, его отца перебрасывали с одной дистанции пути на другую. Красноводск, Небитдаг, Казан­джик, Ашхабад... И везде он отличался трудолюбием, смекалкой и добросовестностью.

Руководство, заметив способности Байбола, в 1938 году направило его в Москву на шестимесячные курсы при Министерстве путей сообщения СССР. После окончания учебы молодой железнодорожник получил удостоверение мастера путей сообщения за подписью министра Лазаря Кагановича. Вернувшись, продолжил работать на Ашхабадской железной дороге на дистанции «Казанджик». А вскоре началась Великая Отечественная война.

– Если говорить о работе железнодорожников в те годы, это был бессонный и, можно сказать, каторжный труд. Но при этом в самых экстремальных ситуациях железнодорожники умели сохранять хладнокровие. В одну из ночей 1942 года пришло срочное сообщение, что через станцию пройдут литерные поезда, которые всегда имели неоспоримый приоритет и сопровождались сотрудниками НКВД. Отец, как обычно, пошел проверять рельсы и обнаружил, что в некоторых местах «костыли» расшатались, и их срочно нужно как следует забить. Иначе катастрофа неминуема, – рассказывает Мерген Байболов.

Байбол-ага, не чувствуя под собой ног, побежал за молотком: времени нет, поезд уже приближается, а ему еще нужно успеть закрепить шпалы. Собрав все силы, бесстрашный мастер, чувствуя едва заметные вибрации рельсов, вызванные приближением поезда, начал забивать костыли.

Вот он уже слышит шум приближающегося поезда, а потом и гудки, крики помощника машиниста, который, заметив на рельсах человека, стоя на подножке кабины, интенсивно размахивал руками.

Мастер, хладнокровно забив последний костыль, успевает в последний момент спрыгнуть с путей и несколько минут неподвижно лежит на земле, переводя дыхание. Поезд, обдав горячим потоком воздуха, пронесся мимо.

В 1944 году ответственного сотрудника дистанции «Казанджик» Байбола Оракова наградили знаком «Почетный железнодорожник». На этом отрезке железнодорожных путей сообщения ветеран тыла проработал до конца войны.

– Потом отца перевели на другую станцию, и в 1955-м он получил еще одну награду – медаль «За трудовую доблесть», также у него есть знак «Ударник сталинского призыва», медаль «За трудовое отличие». Когда папа вышел на пенсию, в 1963 году мы с семьей вернулись в Казахстан, в поселок Жетыбай Мангистауской области, – рассказал Мерген-ага.

По словам сына ветерана железной дороги, Байбол Ораков умер в 1987 году в возрасте 87 лет. Его старший сын задался целью оставить потомкам память об отце – первом казахе, строившем в Туркмении железную магистраль и удостоенном высокого звания «Почетный железнодорожник СССР» в годы войны.

Популярное

Все
Треть урожая ушла под снег
Томография для артефактов
Регион делает ставку на туризм
Казахстан на пути от e-gov к AI-gov
Новые вызовы и новые возможности
В учеников надо верить!
Меняя подходы к глобальному диалогу
Маленькая империя для больших начинаний
В Алматинской области приняли меры по факту незаконного демонтажа плотины
Объединенные творчеством
Сердце отдаю детям
Безопасный транзит и борьба с преступностью
Эстафета чистоты от Алматы до Кызылорды
Сделать правильный выбор
Искусственный интеллект в образовании: возможности и вызовы
Почему люди верят фейкам и мошенникам?
Хранитель народной мудрости
Ориентиры для модернизации страны
Итоги встречи с «Реалом»
Вклад педагогов в процветание республики бесценен
Гвардеец завоевал «бронзу» на Кубке мира по боевому самбо
WORLD UNIFIGHT CHAMPIONSHIP – казахстанский гвардеец снова на вершине
Машины в кюветах, перебои с электроэнергией и сломанные деревья: в Костанай пришла зима
Минфин внедряет цифровой контроль господдержки
Холода сменят тепло в Казахстане
Судьба журналиста
Жена по «наследству»: как вековые традиции сочетаются с современными реалиями
Пешеходы против самокатов
Шахматная дипломатия в действии
Борьба с наркоманией дает результаты
Продукты стали дешевле
Основа качества жизни и фундамент стабильности
Творчество известного писателя обсудили в Кызылорде
А я и здесь не промолчала
Суд рассмотрел апелляцию Перизат Кайрат и её матери
Аида Балаева встретилась с министром культуры Франции
Промышленность – это не про прошлое, а про будущее
Экспертные сообщества Казахстана и Китая вносят вклад в развитие межгосударственного взаимодействия
В Шымкенте строят канал Каусар
День труда
35 школ Атырауской области остались без директоров
В Семее студента приговорили к пожизненному сроку
В ЗКО готовят выпуск продукции из сайги
Ремонт пяти мостов начали на популярном туристическом маршруте в ВКО
Отслужил и получил грант: солдат из Нацгвардии стал студентом
Экологический месячник стартует в Астане с 13 сентября
Движение по мосту Арыс частично ограничат в Астане
Президент отреагировал на жалобы граждан по поводу самокатов
Президенту представили производимую в Акмолинской области аграрную продукцию
Строительство индустриального парка начинается в Туркестанской области
Международный университет информационных технологий Усонг открыт в Туркестане
В Костанайской области начались мероприятия, посвященные 140-летию Миржакыпа Дулатулы
Стратегия отрасли: от добычи сырья - к высоким переделам
Началось возведение энергоблока
Началось строительство плодоконсервного завода
Цифровая трансформация судебной системы
Организации образования перешли на единую модель воспитания «Адал азамат»
Генпрокуратура начала расследование в отношении Кайрата Кожамжарова
К строительству крупнейшего завода по производству снеков приступили в Алматинской области
Подсолнечное масло отправили из Казахстана в Китай новым способом перевозки

Читайте также

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]