Они прошли на сцене Государственного академического русского театра драмы им. М. Ю. Лермонтова. Гастроли были организованы Федеральным центром поддержки гастрольной деятельности при содействии Министерства культуры РФ. И хотя программа, в рамках которой был осуществлен приезд прославленного московского театра, называется «Большие гастроли», алматинцы увидели всего два спектакля – «Дом» по пьесе Евгения Гришковца и Анны Матисон и «Прошлым летом в Чулимске» Александра Вампилова, оба в постановке режиссера Сергея Пускепалиса.
Как пояснил генеральный директор Федерального центра поддержки гастрольной деятельности Антон Прохоров, говоря о больших гастролях, в первую очередь имеется в виду сам масштаб проекта, который охватывает порядка 10 государств. Только в нынешнем году в рамках проекта будет сыграно свыше 550 спектаклей.
– Что же касается нашего Федерального центра поддержки гастрольной деятельности, то это – структура молодая, он был создан Министерством культуры Российской Федерации всего 2 года назад. Первоначально основная задача, которая стояла перед ним, – это помощь в координации, планировании и реализации полномасштабных гастролей самых крупных и авторитетных театров внутри страны. Но мы решили запус-тить еще очень важную для нас программу по взаимодействию с русскими театрами за рубежом, в первую очередь на территории бывшего Союза. Она получила поддержку и одобрение на Конгрессе русских театров зарубежья осенью прошлого года, где собирались представители более 20 государств, в том числе дальнего зарубежья. Они утвердили нас в мысли, что мы движемся в правильном направлении, – сказал Антон Прохоров.
Примечательно, что именно на этом конгрессе, который проходил в старейшем Тбилисском русском театре им. А. С. Грибоедова, и состоялось знакомство директора нашего русского театра им. М. Ю. Лермонтова Юрия Якушева с руководством Федерального центра поддержки гастрольной деятельности, благодаря чему родилась прекрасная идея пригласить в Алматы МХТ им. А. П. Чехова.
Надо отметить и то, что программа Федерального центра поддержки гастрольной деятельности развивается сразу по двум направлениям – с одной стороны, это гастроли лучших театральных коллективов в странах ближнего зарубежья, а с другой – гастроли русских театров ближнего зарубежья в России, причем не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в других городах.
– И все это стало возможным благодаря помощи, которую оказывает нашему проекту Министерство культуры Российской Федерации, – отметил первый заместитель художественного руководителя МХТ им. А. П. Чехова Юрий Кравец. Он передал привет алматинцам от художественного руководителя театра народного артиста СССР Олега Табакова и выразил благодарность театру им. М. Ю. Лермонтова, который принял участие в софинансировании гастролей.
– Ведь это не коммерческий проект, а государственная программа. Более того, вся выручка от продажи билетов останется в распоряжении алматинского театра. Вместе мы стараемся делать так, чтобы наши спектакли были доступны всем категориям населения. Это еще одно свидетельство того, что, несмотря на границы, которые нас разделяют, мы вместе – Россия и Казахстан. У нас много общего, и это воодушевляет на новые дела на благо и нашей страны, и Казахстана, – сказал Юрий Кравец.
– Земля Казахстана и для меня родная, – вступает в разговор заслуженный артист РФ ректор школы-студии МХТ Игорь Золотовицкий, – я сам ташкентский парень, вся моя юность связана с центральноазиатскими республиками и, конечно же, с Казахстаном. Первые мои гастроли в середине 80-х годов, которые проходили под лозунгом «Молодые актеры МХАТа – целине», состоялись в городе Есиле, я вспоминаю об этом так, как будто это было вчера. 30 дней мы колесили по целинному краю, тогда еще не было Астаны, а был Целиноград, был Кокчетав, с невероятной красоты природой, в сравнении с которой Швейцария буквально отдыхает. Разве такое можно забыть! Поэтому несколько символично, что я играю на вашей сцене в спектакле «Дом», получается, что действительно я дома, ведь дом – это не только стены и крыша, а нечто большее. Кстати сказать, и моя жизнь в кино начиналась с «Казахфильма», где я снимался у режиссера Сергея Бодрова-старшего, и этот фильм «Непрофессионалы», как мне сказали, вошел в золотую коллекцию «Казахфильма», что очень приятно, – подчеркнул Игорь Золотовицкий.
Эти гастроли стали особыми и для актрисы Кристины Бабушкиной, которая, по ее словам, в первый раз приехала на свою малую родину, – в Казахстане родился ее отец, много родственников в Алматы, поэтому она с особым чувством играла на алматинской сцене.
– Как бы нас ни разделяли границами, мы остались близкими, родными людьми. И эти связи надо укреплять, – убеждена она.
– Действительно, в искусстве нет границ, театр – понятие интернациональное, – добавляет Антон Прохоров. – Что же касается русских театров на пространствах СНГ, то все они – воспитанники одной русской театральной школы, и уже это нас объединяет. Если ваше Министерство культуры проявит заинтересованность, то и мы готовы плотно сотрудничать с Казахстаном, ведь наша программа предусматривает и обмен гастролями. В нынешнем году, например, к нам в Москву приезжал русский театр драмы имени М. Горького из Астаны. Мы им оплачивали дорогу, они участвовали в театральном фестивале в Москве и Петербурге. Надеемся, что в следующем году к нам приедет и лермонтовский театр, – сказал генеральный директор Федерального центра поддержки гастрольной деятельности.
Что же касается дальнейшего сотрудничества с Казахстаном, то, по словам Игоря Золотовицкого, здесь не обязательно замыкаться лишь гастрольными рамками.
– Мы готовы принимать к себе на учебу казахстанских ребят. У нас был опыт, когда у нас учились эстонцы. Более того, сейчас наше Министерство культуры требует, чтобы внутри бюджетных мест был определенный процент целевого набора, это может быть и какой-то провинциальный российский театр, и тот же Казахстан. Причем мы готовим не только актеров, но и художников-технологов, например, что очень важно для театра, потому что сейчас таких специалистов готовят только три вуза на постсоветском пространстве. Так что если есть желание, если Министерство культуры Казахстана пойдет навстречу, мы можем сотрудничать и в этом плане. Более того, мы готовы играть казахскую драматургию. Театр – понятие интернациональное, он может стать прочным мостом, соединяющим народы.