Династия Мурзахановых: два века на железной дороге

355
Юлия Пулина
собственный корреспондент по области Ұлытау

В этом году казахстанские железные дороги отмечают 120-летие со дня основания. Юбилейную дату отмечает и Жанааркинское локомотивное депо ТЧЭ-15 – 85-летие со дня первого пуска локомотива. Первый паровоз как память о тех временах сейчас установлен рядом с депо.

фото автора

– Мой отец Муслим пришел на железную дорогу 15-летним мальчишкой, – рассказывает Бауржан Мурзаханов, машинист тепловоза ТЧЭ-15, общественный инспектор по охране труда. – Начинал кочегаром. Работа трудная, времена суровые. Представьте, чтобы довести паровоз из Жанаарки до станции Жарык, всего-то 91 километр, требовалось подать в печь до 10 тонн угля! Нас, детей, у него было шестеро: четыре сына и две дочери. Трое сыновей, я и мои братья Серикбай и Рамазан, пошли по стопам отца. Он настолько любил свое дело, так рассказывал о работе, что и мы загорелись и даже не сомневались в том, кем станем в будущем. Позже отец работал машинистом паровоза, инструктором, потом был назначен начальником восстановительного поезда. Но, знаете, как пилота тянет за штурвал, так и машиниста – в локомотив. И он вновь вернулся в машинисты. Он говорил, что в жизни самое главное – не ошибиться в двух вещах: выборе жены и профессии. Со всей ответственностью говорю, что профессию мы выбрали по душе. Железная дорога у нас в крови – это наше призвание, наша гордость.

Все Мурзахановы начинали с азов, с рабочих специальностей. Первыми за отцом в депо пришли братья Баур­жана Серикбай и Рамазан, они уже ушли из жизни. А семейное дело продолжается новыми поколениями. Общий трудовой стаж династии уже 200 лет.

– Сам я счастливый отец четырех дочек, они выбрали другую трудовую стезю, – рассказывает Бауржан Мурзаханов. – Со мной работают дети Серикбая – Нурлан, Ерлан, Мейрам Мурзахановы и Муслим Маргулан, сыновья Рамазана – Ергали и Нургали. Все начинали слесарями в ремонтном депо. Такой старт дает большие преимущества: знаешь каждый винтик, нужный звук, каждую деталь помнишь наи­зусть даже на ощупь.

Чтобы стать машинистом, требуется семь лет подготовки. Сначала присваивают третий класс, а самый высший – первый – зарабатывается большим трудом, нужно зарекомендовать себя ответственным специалистом.

Бауржан Мурзаханов вспоминает, что, когда устраивался после службы на Северном флоте, его наставником стал старший брат Серикбай.

– 1991 год. Наставления, советы брата были очень важны для меня, – отмечает он. – Брат говорил: если выбрал эту профессию, значит, не имеешь права подвести семью, отца и старших братьев, обязан планку держать. Вот я и старался изо всех сил. А потом мы так же учили своих преемников. Почти все мои племянники работают машинистами, водят грузовые, пассажирские поез­да. Только Мейрам – заместитель начальника восстановительного поезда. Хочу подчеркнуть, что мы все любим свое дело, гордимся своей профессией.

Бауржан Мурзаханов припомнил такую притчу: пастух передает посох сыновьям, чтобы они продолжили его дело. Так и отец передал им в наследство частичку своей любви к железной дороге, хотел видеть их железнодорожниками. Это было несложно. В памяти свежи яркие детские воспоминания о том, как с братьями бегал к отцу на работу, как он брал их с собой в поездки.

– Конечно, воспитание и порядок – прежде всего, – говорит Баур­жан Мурзаханов. – Отец был строг, приучал к пунктуальности, ответственности. Именно потому мы не видим каких-то трудностей в своей профессии. Мы как солдаты. У нас есть свои задачи. Первая – обеспечить безопасность движения поез­дов. Вторая – мы обязаны любой поезд довести из пункта А до пунк­та В несмотря ни на что.

Железная дорога по праву считается самым безопасным средством передвижения, машинисты – глаза и уши всего коллектива, на их контро­ле многое. И одна из важнейших задач – безопасность людей. Маршрут и скорость расписаны по секундам. Племянник Бауржана Мурзаханова Нурлан водит «Тальго» по маршруту от Жезказгана. Дорога от города извилистая, серпантин, потому и скорость на первых километрах всего 50 км⁄час. А вообще ему нравятся новые тепловозы класса Evolution, они очень комфортные и легкие в управлении. Работать на них одно удовольствие. Еще один бонус – постоянный медицинский контроль.­ До и после 12-часовой смены измеряют давление, пульс, общее состояние.

– Правила важны, ведь как первое колесо поедет, так и второе за ним потянется. Так отец любил говаривать, – вспоминает Бауржан Мурзаханов. – Мы полувоенная организация, у нас есть свой устав, приказы, которым подчиняемся. Все для того, чтобы железная дорога работала, как часы, как единый механизм, где каждый специалист четко знает и выполняет свои обязанности.

Популярное

Все
Спасали лосенка всем миром
Астана вновь стала столицей шахматного мира
Надо и апеллировать, и готовиться...
В преддверии грандиозного праздника спорта и культуры
Ветераны труда Приаралья совершили незабываемые туры по регионам страны
Спутник, который построили школьники
Двух беременных женщин из отдаленных сел спасли врачи
В Атбасаре реанимируют земли на поливе
Пищепром: товарный гость в своей стране?
Проект «Ауыл аманаты» многократно доказал свою экономическую и социальную эффективность
Пересохшие краны села Бесагаш
С мечтой о родном шаныраке
В Сарани освоена мелкоузловая сборка автобусов
Чисто там, где не сорят
Сквер «Мир фантазий» возвращен государству
Актюбинская молодежь продолжает наводить чистоту в селах
Первое заседание Казахстанско-Узбекистанского экспертного совета прошло в Астане
«Мы можем и должны обустраивать свою страну»
Расписание выступлений казахстанских атлетов на Олимпиаде на сегодня
Стали известны имена обладателей грантов на 2024-2025 учебный год
Более 520 тыс. штук молоди рыб спасено в Атырауской области
Токаев позвонил триумфатору Олимпиады
Путинцева вслед за Рыбакиной снялась с Олимпиады
В пострадавшем от паводков жилом массиве Актобе строят комфортную школу на 300 мест
Волонтер награжден за активное участие в ликвидации последствий паводков
Трех чеченцев обвинили в Бельгии в планировании теракта
Байден намерен представить план реформы Верховного суда США
Елдос Сметов стал олимпийским чемпионом Парижа
Глава государства поздравил олимпийского чемпиона Елдоса Сметова
В Астане проверили готовность отелей к приему участников Всемирных игр кочевников
Продажи риса в Казахстане выросли почти в полтора раза
Токаев произвел назначения в своей администрации
Всемирные игры кочевников: беркутчи проехались на общественном транспорте по Астане
Париж-2024: кто из казахстанцев сегодня выступит на Олимпиаде
Спорт объединяет нацию
Генеральная прокуратура подвела итоги работы за первое полугодие 2024 года
Казахстанцы поставили рекорд, избавляясь от рублей
Олимпиада: Казахстан завоевал первую медаль
С заботой о многодетных
Яблоневый сад во дворе школы
Шымкентский водоканал, признанный лучшим в стране и СНГ, может стать полностью частным
Три человека погибли в воинской части в Арысе
УЕФА выбрал лучших футболистов Евро - 2024
Возвращение к истокам: как отметили праздник Сабантуй в Астане
Информацию о похищении судьи в Астане подтвердила полиция
На востоке республики вдвое увеличен объем ремонта дорог
Казахстан инициирует закон о семейно-бытовом насилии в рамках МПА СНГ
Сколько выпускников набрало пороговый балл на ЕНТ
Гости из Поднебесной ознакомились с туристическим потенциалом края
Неделя добра продолжается в регионах
У доброго хозяина и озеро икру мечет
Не сыпьте соль на сердце
Эпос Султана Раева
В Таразе открылся филиал российского университета
Представлена концепция развития искусственного интеллекта
Состоялся технический пуск Шатыркольской горно-обогатительной фабрики
Все, что вы еще не знали об ОСМС
«Цифра» на службе у недропользователей
Состоялся областной конкурс школьников «Менің шежірем»
С начала лета с территории заповедника «Бурабай» вывезено 152 тонны мусора

Читайте также

Общий трудовой стаж – 978 лет!
Байбол Ораков – один из первых казахов, ставших почетным же…
Путь офицера
«Мы можем и должны обустраивать свою страну»

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]