Династия Мырзахановых: два века на железной дороге

1350
Юлия Пулина
собственный корреспондент по области Ұлытау

В этом году казахстанские железные дороги отмечают 120-летие со дня основания. Юбилейную дату отмечает и Жанааркинское локомотивное депо ТЧЭ-15 – 85-летие со дня первого пуска локомотива. Первый паровоз как память о тех временах сейчас установлен рядом с депо.

фото автора

– Мой отец Муслим пришел на железную дорогу 15-летним мальчишкой, – рассказывает Бауржан Мырзаханов, машинист тепловоза ТЧЭ-15, общественный инспектор по охране труда. – Начинал кочегаром. Работа трудная, времена суровые. Представьте, чтобы довести паровоз из Жанаарки до станции Жарык, всего-то 91 километр, требовалось подать в печь до 10 тонн угля! Нас, детей, у него было шестеро: четыре сына и две дочери. Трое сыновей, я и мои братья Серикбай и Рамазан, пошли по стопам отца. Он настолько любил свое дело, так рассказывал о работе, что и мы загорелись и даже не сомневались в том, кем станем в будущем. Позже отец работал машинистом паровоза, инструктором, потом был назначен начальником восстановительного поезда. Но, знаете, как пилота тянет за штурвал, так и машиниста – в локомотив. И он вновь вернулся в машинисты. Он говорил, что в жизни самое главное – не ошибиться в двух вещах: выборе жены и профессии. Со всей ответственностью говорю, что профессию мы выбрали по душе. Железная дорога у нас в крови – это наше призвание, наша гордость.

Все Мырзахановы начинали с азов, с рабочих специальностей. Первыми за отцом в депо пришли братья Баур­жана Серикбай и Рамазан, они уже ушли из жизни. А семейное дело продолжается новыми поколениями. Общий трудовой стаж династии уже 200 лет.

– Сам я счастливый отец четырех дочек, они выбрали другую трудовую стезю, – рассказывает Бауржан Мырзаханов. – Со мной работают дети Серикбая – Нурлан, Ерлан, Мейрам Мырзахановы и Муслим Маргулан, сыновья Рамазана – Ергали и Нургали. Все начинали слесарями в ремонтном депо. Такой старт дает большие преимущества: знаешь каждый винтик, нужный звук, каждую деталь помнишь наи­зусть даже на ощупь.

Чтобы стать машинистом, требуется семь лет подготовки. Сначала присваивают третий класс, а самый высший – первый – зарабатывается большим трудом, нужно зарекомендовать себя ответственным специалистом.

Бауржан Мырзаханов вспоминает, что, когда устраивался после службы на Северном флоте, его наставником стал старший брат Серикбай.

– 1991 год. Наставления, советы брата были очень важны для меня, – отмечает он. – Брат говорил: если выбрал эту профессию, значит, не имеешь права подвести семью, отца и старших братьев, обязан планку держать. Вот я и старался изо всех сил. А потом мы так же учили своих преемников. Почти все мои племянники работают машинистами, водят грузовые, пассажирские поез­да. Только Мейрам – заместитель начальника восстановительного поезда. Хочу подчеркнуть, что мы все любим свое дело, гордимся своей профессией.

Бауржан Мырзаханов припомнил такую притчу: пастух передает посох сыновьям, чтобы они продолжили его дело. Так и отец передал им в наследство частичку своей любви к железной дороге, хотел видеть их железнодорожниками. Это было несложно. В памяти свежи яркие детские воспоминания о том, как с братьями бегал к отцу на работу, как он брал их с собой в поездки.

– Конечно, воспитание и порядок – прежде всего, – говорит Баур­жан Мырзаханов. – Отец был строг, приучал к пунктуальности, ответственности. Именно потому мы не видим каких-то трудностей в своей профессии. Мы как солдаты. У нас есть свои задачи. Первая – обеспечить безопасность движения поез­дов. Вторая – мы обязаны любой поезд довести из пункта А до пунк­та В несмотря ни на что.

Железная дорога по праву считается самым безопасным средством передвижения, машинисты – глаза и уши всего коллектива, на их контро­ле многое. И одна из важнейших задач – безопасность людей. Маршрут и скорость расписаны по секундам. Племянник Бауржана Мырзаханова Нурлан водит «Тальго» по маршруту от Жезказгана. Дорога от города извилистая, серпантин, потому и скорость на первых километрах всего 50 км⁄час. А вообще ему нравятся новые тепловозы класса Evolution, они очень комфортные и легкие в управлении. Работать на них одно удовольствие. Еще один бонус – постоянный медицинский контроль.­ До и после 12-часовой смены измеряют давление, пульс, общее состояние.

– Правила важны, ведь как первое колесо поедет, так и второе за ним потянется. Так отец любил говаривать, – вспоминает Бауржан Мырзаханов. – Мы полувоенная организация, у нас есть свой устав, приказы, которым подчиняемся. Все для того, чтобы железная дорога работала, как часы, как единый механизм, где каждый специалист четко знает и выполняет свои обязанности.

Популярное

Все
Почему ритейлу интереснее торговать импортом?
География инвестиций расширяется
О подвигах, о доблести, о славе
Государство и бизнес создадут «цифровой путь» туриста
Косули показали мастер-класс по плаванию
Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам здравоохранения, игорного бизнеса и исключения излишней законодательной регламентации
Распоряжения Главы государства о назначении
Укрепляя международные спортивные связи
Закон о чувствительных сферах
Ум, компас и дерзновение
Женщины выходят на «тропу войны»
Комплексные меры приносят эффект
Ледовый дворец нового поколения
Деятели «Алаш» о профессионализации казахской молодежи
В Казахстане стартовало профилактическое мероприятие «Безопасная дорога»
Почему огородик в Шымкенте стал дороже сайрамского гектара?
Куриное яйцо продолжает дешеветь в Казахстане
Начато возведение крупного металлургического завода
Гвардеец мечтает озвучить Парад в Астане
В теплице правит бал… агрофотоника
Инвесторы предлагают построить несколько линий ЛРТ между Алматы и областью
Штормовое предупреждение вновь объявлено в Казахстане
Кто в ответе за базар?
Президент Армении и министр культуры Казахстана обсудили вопросы углубления культурных связей
Мастерская у тополиной рощи
Остаться в памяти потомков
Шьется форма для гвардейцев
Кузница кадров
Удивительная судьба Масима Якубова
Президент назначил новых послов в Монголии, Дании и Шри-Ланке
Устраняются последствия падежа сайги
Токаев освободил от должности посла в Монголии
Штормовое предупреждение объявлено в Казахстане
Парк имени Абая открылся в Ереване
Как отдохнут казахстанцы на майские праздники
Казахстан – драйвер укрепления сотрудничества ЕС и ЦА
В хаосе городской застройки Уральска разбирался Антикор
Жительница Карагандинской области отсудила 10 млн тенге за проданный ей автомобиль с дефектом
Ветерана войны поздравили со 100-летним юбилеем
Когда наступит светлый праздник Ораза айт
Центр детского творчества «Самғау» открыли в Экибастузе
Мощное землетрясение зафиксировано в Таиланде и Мьянме
Самый отдаленный район Жамбылской области получит новый импульс развития
В Уральске трое неизвестных украли деньги из терминала
Туристический сезон стартовал в Туркестане
Экономическое развитие двух областей рассмотрели в правительстве РК
Qarmet подключится, и газ подешевеет
Результаты нужны, но переформатирование важнее
Ставка на справедливость и доверие
Улицы в честь ветеранов Великой Отечественной войны планируют назвать в Шымкенте
Акимат Алматинской области ответил на жалобу автомобилистов
Инновационный завод в Мангистауской области: от науки к практике
В Талдыкоргане 15 человек уже год ждут купленные «по предзаказу» телефоны
Нацгвардия отдала дань памяти военнослужащим Казбата

Читайте также

Деятели «Алаш» о профессионализации казахской молодежи
Ледовый дворец нового поколения
Женщины выходят на «тропу войны»
Косули показали мастер-класс по плаванию

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]