​Дорога без конца

512
Моисей ГОЛЬДБЕРГ

– В прошлое пассажирские авто не ходят. Счетчики спидометров ныне отсчитывают километры на трассах удивительных перемен, вдоль которых развернулись грандиозные стройки нового могучего Казахстана. Каждый из нас, выпускников этого факультета, не выпускает из рук шоферскую баранку, гордится доблестными делами и свершениями, – заметил Кадырбек Какуевич.

– Довольно часто слышу вопрос: что дал вам автофакультет политеха? Отвечаю: в любой ситуации оставаться непреклонным, ни при каких бедствиях и поражениях не терять уверенности в себе, никогда не сомневаться в том, что технический прогресс является постоянной восходящей линией. Пожалуй, главное, он научил нас быть людьми. Наш политех – один из авторитетнейших учебных центров бывшего Союза. И два моих сына, Каиржан и Темиржан, получили здесь первичную фундаментальную индустриальную подготовку.

После института я стал рядовым инженером таксопарка Караганды. Но уже через год был назначен главным инженером этого транспортного предприятия. Спустя четыре года занял пост директора автопредприятия, в штате которого числилось 2,5 тысячи человек. Мне тогда было 30 лет. Вскоре был приглашен работать в Алма-Ату руководителем технического управления Министерства автомобильного транспорта и шоссейных дорог.

Довольно успешная работа авто­мобилистов республики была омрачена в середине 80-х годов бессмысленным заказом опорочить казахстанское руководство. Все хорошее, что было сделано в этой сфере, было очернено. Около 100 специалистов были осуждены московскими умельцами стряпать «громкие дела» в братских респуб­ликах. Но само время сняло вину с каждого.

По возвращении в Караганду меня пригласил на разговор тогдашний аким области Петр Нефедов:

– Время дури прошло. И шахтеры, и строители требуют, чтобы транспорт­ная сфера заработала по-умному. Нужны твой опыт и твоя напористость.

– Коль доверяете мне, позвольте вернуть в автобазы, пришедшие в упадок в результате перестроек и развала страны, старую директорскую гвардию.

Я получил согласие. И произошло чудо – все автомобильные предприятия заработали на полную мощность. На площадках машины стояли по линеечке, отремонтированные, готовые выполнять любые рейсы. Здания офисов засверкали свеженькой белизной покраски. В условиях разорвавшихся связей, с пустым бюджетом, нехваткой запасных частей это было труднейшим возрождением. Но на базы вернулись все ушедшие прежде из этой сферы. Численность работающих в автоуправлении достигла 14 000 человек. В сутки мы перевозили 100 тысяч шахтеров с учетом двухсменной работы, 103 000 строителей, 35 000 металлургов и десятки тысяч горожан. За честную работу многие удостоены были высоких государственных наград. Каждый работник выполнял свое дело настойчиво, достойно. Мы были связаны единой трудовой цепью. Не помню, чтобы на нашу работу поступали жалобы, но зато слышали много похвал.

Огромные усилия в деле подготовки высококвалифицированных кадров автотранспортников проявил руководитель факультета Владимир Ли. Он сам был блестящим производственником, свою техническую мудрость передал очень многим своим выпускникам. И не случайно специалистов, подготовленных в Караганде, приглашали на работу во все братские республики тогдашней страны. Великую роль в подготовке индустриальных кадров сыграл ректор Политехнического института, видный ученый, Герой Социалистического Труда Абылкас Сагинов. Он взрастил мощное древо науки, специалистов, умеющих ясно видеть перспективу. Руководил он институтом 33 года. Представьте, какую теплоту своих чувств он передал людям. Транспортную сферу он всегда рассматривал как ускоритель экономического успеха, потерю внимания к этой структуре рассматривал как большую опасность и глубокое заблуждение.

Казахстан с его грандиозными территориями самим Всевышним определен стать уникальной авто­державой. Протяженность автодорог уже сегодня достигла почти 200 тысяч километров. В этой цифре – международные трассы, дороги республиканского значения. Продолжается строительство новых автомагистралей, воплощается в реальность указание Президента, чтобы от новой столицы во все концы страны расходились лучами современные автомагистрали. Ведется реконструкция старых дорог с разнообразным покрытием, численность мостов превышает уже 3 100 единиц. Среди них немало повышенной технической надежности. 42 тысячи километров дорог пролегли к различным предприятиям, новым рудникам, элеваторам, лесным массивам и другим зонам отдыха. Куда ни глянь – автопотоки нарастают. Кадры автомобилистов обеспечивают людям безопасность, новые удобства. Так что разговоры о снижении интереса к профессии автомобилиста не имеют никакой почвы.

Еще я бы хотел отметить высокую техническую культуру. В свое время эту интеллигентность и творческий дух принесли в Караганду сосланные ГУЛАГовцы. Достаточно назвать имя Александра Чижевского, занимавшегося здесь в годы своей ссылки проблемой космоса, новейшими открытиями в биофизике. Он дружил с Эдуардом Циолковским. Многие открытия сделали ученые, связанные с крестьянским трудом. Жизненная философия этих ученых-интеллигентов избавила нас от обывательщины, равнодушия, высветила ярко такие понятия, как труд, нужда, добро, горе, порядочность. 

Популярное

Все
Уверенный рост экономики Приаралья
Пройдемся по индустриальной Караганде
И Полтава, и Коломак, и Червоний шлях
«Пешком по шпалам в зной и непогоду...»
Певец свободы
Чистый посыл доброты
KPI сельских акимов должен быть реалистичным
Стереотипы оставим в прошлом
Опередивший время
Первый урожай томатов поспел накануне зимы в современном тепличном комплексе
Высокий потенциал востока страны
«Для развития народа необходимы прежде всего свобода и знание...»
Надежда Лушникова: дар поэтической души
50 тыс. работников защитили свои права благодаря проверкам инспекторов
Трудный рост и рекордные прорывы
От инициатив – к реализации
Высокий старт Татьяны Третьяковой
Сила улыбки
Как прекрасен этот мир!
Когда национальное становится международным
Тестирование по Qaztest провели в командовании Нацгвардии
Школьники из Семея изготовили EcoBox из пластиковых крышек
По следам Великого шелкового пути: как провести отпуск в Узбекистане
Метель, туман, гололед: 20-градусные морозы надвигаются на Казахстан
Зима будет теплой
В основе успехов отечественных аграриев лежит самоотверженный труд и государственная поддержка
Алматы и Шымкент связала четырехполосная трасса
Сегодня – День бурильщика
Когда традиции и инновации работают на общее благо
Указ Президента Республики Казахстан О присвоении звания
Президент подписал закон об искусственном интеллекте
«Важный политический и практический шаг» – эксперт о госвизите Токаева в Узбекистан
«Не нужно ехать за рубеж»: уникальные технологии объединил онкоцентр в Астане
На 50 млн тенге оштрафованы предприниматели за необоснованные цены
Касым-Жомарт Токаев подписал закон об изменениях в КоАП
Объявлена победительница национального конкурса «Қазақ Аруы»
Невесты, ангелы и гобелены: что посмотреть на выставке «Вечная любовь» в Астане
В Жамбылской области дан старт строительству парогазовой электростанции
Это другой мир: казашка рассказала о том, каково быть волонтером в Африке
Легенда Google: "Казахстан совершает один из самых смелых переходов — от нефтяной экономики к экономике ИИ"
Международный день анимации: гвардеец создал военный мультфильм
Сюрприз на сцене: гвардейцы приготовили для родителей трогательный подарок
Отрасль, где гостеприимство – фактор успеха
Гвардеец завоевал золото на чемпионате Евразии по пауэрлифтингу
Жители Усть-Каменогорска построили мост методом асар
Новую школу на 1 200 мест открыли в ЗКО
Зампред КНБ отправлен в отставку
В Таразе продолжается обновление парка городских автобусов
Ошибка, которую нужно исправить: мажилисмен о запрете самосвалов на автодорогах
В Астане состоялся показ фильма «Капитан Байтасов»
Шымкент растет и уверенно смотрит в будущее
Марат Ирменов назначен зампредом КНБ
Кайрат» продолжает удивлять Европу и нас
В Жамбылской области выявили свыше 500 нарушений миграционного законодательства
Павлодарский «Иртыш» вернулся в КПЛ
Все строго по правилам
В Астане еще один жилой массив подключили к природному газу
Одну из улиц в Астане закроют на 2 недели
Мегапроект Саудовской Аравии «Зеркальная линия» – на грани провала
В Кокшетау открылась еще одна инновационная школа

Читайте также

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]