В течение 2015-го и с начала текущего года в КТЖ проведена большая подготовительная работа по выполнению программы трансформации. Актуализированы стратегия развития бизнеса, операционная модель на основе реинжиниринга и интеграции всех процессов с учетом стратегических, финансовых и маркетинговых целей компании в новых и традиционных сегментах рынка. На сегодня КТЖ совместно с фондом «Самрук-Казына» завершила разработку портфеля проектов, планов и «дорожных карт», провела оценку необходимых ресурсов и инвестиций.
В своем приветственном слове к собравшимся – а это около тысячи руководителей, вплоть до линейного уровня, в совещании участвовали также представители госорганов и министерств – председатель правления АО «Самрук-Казына» Умирзак Шукеев отметил, насколько актуальной и важной представляется для компании программа трансформации, запущенная в стране Президентом РК в октябре 2014 года.
– Мир меняется кардинальным образом. Очень быстро меняются рынки, технологии, идет процесс цифровизации. Поэтому необходимо приспосабливаться к этим изменениям, находить резервы, участвовать в конкуренции и выигрывать ее, – подчеркнул глава фонда.
Он заметил, что даже в такой отрасли, как железная дорога, которая, казалось бы, стабильно работает десятилетиями, существует жесточайшая конкуренция на рынке. И для того чтобы выжить, необходимо меняться, приспосабливаться, быстро принимать кардинальные меры. Никто не мог подумать даже 5 лет назад, что такие направления деятельности, как перевозка угля, металла, руды, нефти, могут оказаться неэффективными и главной ставкой для отечественной железной дороги станет транзит грузов из Китая в Европу. Причем это направление на сегодня – очень конкурентный рынок. И руководство компании, по словам У. Шукеева, правильно восприняло инициативу фонда о трансформации, проделало огромную работу за прошедшие 2 года. Он подчеркнул, что мало осознать ее цели, провести тщательный анализ всех бизнес-процессов, но главное – воплотить намеченное на практике, с широкой вовлеченностью коллектива и особенно менеджеров компании.
О практической реализации изменений, предусмотренных программой трансформации, проинформировал президент АО «НК «КТЖ» Аскар Мамин. На сегодня вследствие снижения ценовой конъюнктуры традиционный для компании сегмент рынка экспортных перевозок массовых генеральных грузов демонстрирует негативную динамику. Несмотря на это, своевременный выбор стратегии, нацеленной на завоевание позиций на рынке трансконтинентальных транзитных перевозок, позволил КТЖ за 5 лет нарастить объем контейнерных перевозок в сообщении Китай – Европа – Китай.
Глава КТЖ подробно остановился на проведенной компанией масштабной модернизации активов, реализации стратегии развития транзитных перевозок, программы повышения эффективности.
Высокая конкуренция альтернативных маршрутов на рынке транзитных перевозок требует трансформации структур, процессов и технологий для удовлетворения клиентов. Поэтому, по его словам, сегодня назрела необходимость структурных сдвигов и глубокой трансформации деятельности АО «НК «КТЖ».
Ключевой инициативой недавно актуализированной стратегии развития компании является программа трансформации бизнеса КТЖ, предусматривающая реинжиниринг и интеграцию процессов, реструктуризацию системы управления и портфеля активов, имплементацию новой организационной структуры, создание эффективной технологической платформы, изменение корпоративной культуры.
На сегодня компания завершила подготовительную работу по переходу к новой операционной модели, в процессе подготовки которой совместно с консультантами изучен лучший мировой опыт по трансформации бизнеса железнодорожных и транспортно-логистических компаний.