Муслим Базарбаев: Литературоведение и дипломатия

6662
​​​​​​​Наталья Гапонова

В том, что Институт литературы и искусства носит имя Мухтара Ауэзова, большая заслуга доктора филологических наук, профессора Муслима Базарбаева. В Казахстане в этом году отмечают 95-летие известного ученого.

Времен связующая нить

28 июня 1961 года после убедительного выступления Мус­лима Базарбаева на заседании отделения общественных наук Академии наук Казахской ССР с концептуальным докладом об Ауэзове – академике, литературоведе, писателе мировой величины – Институт литературы и искусства стал носить имя Мухтара Омархановича.

Говоря о Мухтаре Ауэзове, Муслим Базарбаев отмечал его выдающийся художественный талант, блестящий ум, энцик­лопедические знания, широту взглядов и большую человечность.

Размышляя о романе «Путь Абая», литературовед подчеркивал: «Писатель тонко и с большим мастерством передает внутренний мир поэта, малейшие нюансы его настроения и чувств… Когда М. Ауэзов повествует о том, как создавались Абаем шедевры, и без того богатый язык романа напоминает тонкий узор, сотканный рукой мастера». Художник-психолог Ауэзов «соз­дал галерею героев, отличных друг от друга не только взглядами на вещи, поступками, но и обычаями, традициями, психическим складом…» Муслим Базарбаев писал о Мухтаре Ауэ­зове – драматурге, сценаристе, переводчике, крупном лингвис­те и литературоведе, большим научным трудом считал книгу Ауэзова «Мысли разных лет».

Муслим Базарбаев дважды был директором Института литературы и искусства им. М. О. Ауэзова – в 1961–1970 и 1981–1985 годах.

– Он вложил много сил в открытие в 1967 году мемориального Дома-музея писателя, научные сотрудники которого занимаются изучением творческого наследия мастера художест­венного слова. Муслиму Базарбаеву принадлежит авторство «Предисловия» к 12-томному собранию сочинений писателя, он же стал и главным редактором издания, – говорит генеральный директор Института литературы и искусства им. М. О. Ауэзова, доктор филологических наук, член-корреспондент Национальной академии наук РК Кенжехан Матыжанов. – 26 мая 2022 года наш институт провел республиканскую научно-практическую конференцию «Әдебиеттану мен өнертанудың өзекті мәселелері», посвященную 95-летию со дня рождения Муслима Базарабаева.

Он родился 15 мая 1927 года в селе Кекирели Кызылординской области. В 1948-м окончил филологический факультет Казахского государственного университета и был принят в аспирантуру Института языка и литературы Академии наук Казахской ССР. В 1955 году защитил кандидатскую диссертацию. В 1956–1961 годах был заместителем директора Института языка и литературы Академии наук Казахской ССР, в 1961–1970 и в 1981–1985 годах возглавлял его.

Талантливый ученый и организатор науки, Муслим Базарбаев был министром культуры (1970–1976), министром иност­ранных дел Казахской ССР (1976–1981), внес значительный вклад в развитие дипломатии, сферы культуры, академичес­кой науки, литературоведения и литературной критики. Его перу принадлежат два десятка крупных исследований и монографий, среди них – «Живые традиции», «Литература и эпоха», «Национальные традиции и новаторство в казахской поэзии», «Эстетическое богатство нашей литературы», «Көрікті ойдан – көркем сөз», «Казахская поэзия: художественные искания (К традициям Абая)», «Замана тудырған әдебиет».

В книге «Өлең – сөздің патшасы, сөз сарасы», научных статьях «Гордость казахского народа», «Казахский поэт-просветитель», «О поэтическом мас­терстве Джамбула» и других Мус­лим Базарбаев, рассматривая особенности казахской поэзии от лиро-эпического эпоса «Қыз Жібек» до творчества Туманбая Молдагалиева, обращает внимание на тематическое содержание и поэтическую форму произведений, раскрывает своеобразие поэтического дара Абая и Жамбыла, пишет о взаимосвязи литератур.

– Одним из первых Муслим Базарбаевич стал заниматься изучением творчества Шакарима Кудайбердиева, – отмечает Кенжехан Матыжанов. – Составленный им сборник произведений Шакарима с сопроводительным письмом после обсуждения на научно-координационном совете института 10 декабря 1969 года направлен в секретариат Цент­рального Комитета КПСС. Более того, одна из глав докторской диссертации Базарбаева, успешно защищенной в Москве, была посвящена Шакариму.

В последующих письмах, адресованных Первому секретарю ЦК КП Казахстана Д. А. Кунаеву (от 14 мая 1985 года), заведующему отделом науки и учебных заведений ЦК С. Муканову, Муслим Базарбаев настоятельно рекомендовал продолжать работы по сбору, исследованию и изданию наследия Шакарима Кудайбердиева, с горечью вспоминая, что не дожил до этого времени сын акына – Ахат Жаксыбаев, много сделавший для того, чтобы произведения отца донести до родного народа. В 1988 году Шакарим был повторно официально реабилитирован.

Дар слова

– Муслим Базарбаев не жалел ни душевных сил, ни времени для восстановления истории казахской литературы в полном объеме, принимая непосредственное участие в разработке новой концепции изучения и преподавания казахской литературы, в издании с новых позиций и в новых исторических условиях творческого наследия Алихана Бокейхана, Магжана Жумабаева, Жусупбека Аймаутова и других ярких представителей казахской интеллигенции, деятелей «Алаш». Им художественно воссозданы творческие портреты Магжана Жумабаева и Шакарима Кудайбердиева, – говорит завотделом международных связей и мировой литературы Института литературы и искусства им. М. О. Ауэзова, член правления Союза писателей Казахстана Светлана Ананьева. – В область научных интересов известного литературоведа входил и художественный перевод. Муслим Базарбаев блистательно перевел на казахский язык произведения Аристофана, повести Ивана Тургенева «Первая любовь», «Вешние воды», «Ася» и другие. Особо значим его вклад в исследование литературного процесса второй половины ХХ века.

Дипломату-исследователю были присущи широта охвата, доказательность суждений и новые подходы в изучении и осмыс­лении не только литературы, но и ведущих тенденций культуры и искусства. Ему принадлежит идея издания «Истории современной казахской литературы (20–30-х годов ХХ века)». В казахском литературоведении и культуре останутся шеститомная «История казахской литературы» (1960–1967), «Очерки истории казахской литературы» и «История многонациональной советской литературы», вышедшие на русском языке в Москве в 1970 году, одним из ведущих авторов изданий был Муслим Базарбаев.

Литературу он считал духовной летописью народа, поскольку именно в ней отражены его многовековая мечта о счастливом будущем и духовный мир. Тепло и высокопрофессионально пишет исследователь о Ибрае Алтынсарине, Султанмахмуте Торайгырове, Спандияре Кобее­ве, Сакене Сейфуллине, Сабите Донентаеве, Хамзе Есенжанове и многих других.

А вот как он писал о поэзии – древнейшем и вместе с тем вечно молодом искусстве слова: «Поэзия всегда была предметом духовного поклонения людей всех времен и эпох, она привлекала к себе постоянное внимание исследователей. По степени изученности с поэзией не может сравниться ни один род литературы, ни одно другое искусство. К далекому прошлому относится появление таких понятий, как история и теория стиха.

О постоянстве научного интереса к поэзии свидетельствуют имена Аристотеля, Леонардо да Винчи, Буало, Лессинга, Шеллинга, Белинского, Чернышевского и многих других. О поэтическом искусстве, роли и месте поэта в обществе высказывались Фирдоуси, Навои, Гете, Пушкин, Маяковский. О поэзии как о высшем роде словесного искусства Абай говорил: «Поэзия – властитель языка», «Всем пресытиться может душа, только песня всегда хороша». Просветителем и ученым Чоканом Валихановым записана легенда о преклонении казахов перед поэзией. Легенда утверждает, что поэзия пришла к людям с небес».

Муслим Базарбаев подчеркивает тяготение поэзии к музыке, ее необычную ритмико-мелодичес­кую систему и звуковые законы, преемственность в историческом развитии, многообразие и богатство форм, связь с литературами народов мира. Важны, по мнению ученого, поэтика казахского стиха и современное его состояние, а национальную специфику поэзии определяют язык и лексика.

– Качество художественных переводов, культурные и литературные связи, театр и теат­ральная критика, книгоиздание и многое другое – таков круг научных проблем, волновавших Муслима Базарбаева, – продолжает Светлана Ананьева. – Он подчеркивал огромную роль в развитии культуры Казахстана во время Великой Отечественной войны русских и украинских театров, особенно театра имени Моссовета, киностудий «Мосфильм» и «Ленфильм», а также весомый творческий вклад Сергея Эйзенштейна, Всеволода Пудовкина, Ивана Пырьева, Фридриха Эрм­лера, Григория Рошаля, Юрия Завадского, Веры Марецкой, Николая Мордвинова, Алексея Николаевича Толстого, Михаила Шолохова, Константина Паустовского, Сергея Сергеева-Ценского, Константина Симонова и многих других. Знаменательным событием было и открытие в годы войны Казахской консерватории.

– В истории казахского литературоведения ученый выделяет литературную критику, историю литературы, теорию и методологию. Литературные традиции основываются на особенностях художественного, образного восприятия народом окружающей его жизни. Это убедительно подтверждает проза Зейноллы Кабдолова, Тахави Ахтанова, Сафуана Шаймерденова и многих других писателей. С особой теплотой Муслим Базарбаев пишет о военных поэтах Мукагали Макатаеве, Жубане Молдагалие­ве, Жумекене Нажимеденове, – знакомит Светлана Ананьева с научными взглядами Муслима Базарбаева.

Так, у каждого из названных писателей «свое видение войны и ее последствий и свой поэтический почерк, высокое художественное мастерство в изображении виденного и пережитого». Поэты 50–60-х годов внесли в поэтическую традицию много нового, «обогатили не только содержание поэзии, расширив ее горизонты, но и форму стиха. Новое поколение поэтов внесло в казахский стих с его высоким и глубоким содержанием новые стихотворные размеры, новые мелодико-интонационные, ритмические и паузально-певучие особенности, показав исключительные свои возможности, оставляя образцы поэтического мастерства для будущих поколений».

Появление литературоведов, критиков и ученых новой формации – тенденция, безусловно, положительная. Но настораживает появление «однотипных работ, по содержанию повторяющих друг друга и отличающихся только по заглавию». Умалчивая о персоналиях, Муслим Базарбаев все же обращает внимание на нестыковки, предельную простоту отдельных суждений, крайне узкий кругозор, ограниченность эстетических представлений, наб­людаемые в работах некоторых литературоведов и критиков, как на недостаток теоретических обобщений и типологических сопоставлений.

– Задача литературной науки – правдиво, точно и критически показать историю литературного процесса. Этому он учил молодых литературоведов, театроведов и музыковедов Института литературы и искусства, – вспоминает Светлана Ананьева. – Он говорил, например, что драматургия порой лишается динамичности, мобильности, сценической эффективности. Преобладают фольклорные и исторические темы. На один сюжет ставятся балет, театральный спектакль, опера и снимается фильм…

Муслим Базарбаевич принимал меня в аспирантуру, внимательно, доброжелательно и по-отечески опекал, предложил остаться на работе в институте, в отделе русской литературы Казахстана, которым заведовал мой научный руководитель – доктор филологических наук, профессор Илеукен Габдиров. Последние годы своей яркой, насыщенной многими знаменательными событиями жизни Муслим Базарбаевич возглавлял отдел современной казахской литературы нашего института. Был полон творческих планов, работал над реализацией научных проектов, готовил к изданию рукописи, книги… Как много должно было осуществиться!

Во всех книгах и статьях блис­тательный ученый-литературовед, историк литературы Муслим Базарбаев уделял особое внимание раскрытию своеобразия стиля и языка авторов анализируемых произведений, композиции и сюжету, поэтике художественного текста. Высокая культура литературоведения возможна только тогда, когда анализ проведен с тонким знанием материала. В этом был убежден Муслим Базарбаев и этому тактично учил своих учеников – последователей, преемников, продолжателей идей, – заключает Светлана Ананьева. – Он успешно сочетал научную и организационную деятельность, был разносторонне одаренным исследователем, обладал активной жизненной позицией и благодаря этим качествам многим открывал горизонты науки.

Воспоминания об отце

– Отец как ученый, государственный деятель состоялся рано. В 33 года по предложению президента Академии наук Казахстана Каныша Сатпаева и академика, писателя Мухтара Ауэзова он возглавил Институт литературы и искусства, – рассказывает Зейнеп Базарбаева, академик НАН РК, доктор филологических наук, главный научный сотрудник Института языкознания им. Ахмета Байтурсынулы, член Национальной комиссии при Правительстве РК по переходу казахского языка на латинскую графику, профессор Казахского университета международных отношений и мировых языков им. Абылай-хана, основатель научной школы по казахской фонологии и интонологии. – Отец был очень близок с Мухтаром Омархановичем, дорожил дружбой с известным писателем, ученым. Уход из жизни Мухтара Ауэзова воспринял как личную трагедию. Помню, как поднял телефонную трубку, услышал трагическую весть и не смог скрыть слезы.

Два последних письма Мухтар Омарханович прислал отцу: «Дорогой Муслим! Спасибо за хорошие слова и теплые пожелания. Лежу в хорошей больнице, в надеж­ных руках». Не думали, что это будут прощальные строки…

Наша мама Гульбараш Байтогаева, кандидат филологических наук, всю жизнь занималась педагогической деятельностью, преподавала русский язык и литературу в ЖенПИ. Дома у нас была огромная библиотека, собраны лучшие сочинения отечественной и зарубежной классики, родители выписывали журналы «Наука и жизнь», «Знание – сила» и другие. Так что от мамы у нас – любовь к языкам, от папы – любовь к науке.

В 1970 году я стала студенткой Московского государственного института иностранных языков имени Мориса Тореза (сейчас Московский государственный лингвистический университет). Учиться было ответственно, сложно и интересно. Кандидатскую диссертацию «Интонация вводных единиц в языках различного типа (на материале французского, казахского и русского языков)» защитила в 1983 году, докторскую диссертацию «Интонационная система казахского языка» – в 1997-м.

– Будучи министром культуры Казахской ССР, папа часто прилетал в Москву, выезжал за рубеж, по поручению министра культуры СССР Екатерины Фурцевой выступал с докладами, – продолжает Зейнеп Муслимовна. – Помню, как он представил меня Екатерине Алексеевне – высокой, статной, обаятельной. Внимательно посмотрев на меня, Фурцева произнесла: «Вы очень похожи на отца».

В свободное время мы посещали балетные и оперные спектак­ли в Большом театре, гуляли по Москве, папа непременно приглашал в ресторан. Помню, как восхищалась мастерством Майи Плисецкой, Людмилы Семеняки, Екатерины Максимовой, как на международном конкурсе молодых артистов балета в 1973 году зажглась звезда юной Надежды Павловой…

Для меня и моей сестры Жанны, кандидата биологических наук, папа всегда оставался молодым и красивым. Наш дом был гос­теприимным, и мы поражались, с каким уважением относились к отцу его старшие друзья – Габит Мусрепов, Габиден Мустафин и многие другие, которые видели в нем преемника, последователя. Бережно хранила учебник русского языка под редакцией члена-корреспондента АН СССР Степана Бархударова с его автографом. Степан Григорьевич в один из приездов в Казахстан также посетил нашу гостеприим­ную квартиру.

– Папа научил играть нас в шахматы. Помню красивые большие точеные фигуры, покрытые лаком. Отец «уважал» коня, обращал внимание на то, как он ходит по шахматной доске. С мамой мы играли в шашки, – делится воспоминаниями Зейнеп Муслимовна. – Папа научил и плавать. Посадив нас с сестрой на плечи, плавал в Иссык-Куле, в озере Иссык. Переплывал Приютские озера…

Добавим, что недавно Комитет науки Министерства науки и высшего образования, Институт языкознания им. А. Байтурсынулы провели в Алматы в Центральной научной библио­теке «Ғылым ордасы» меж­дународную научно-теоретическую конференцию «ХХI ғ. тiлтанымдық ойдың даму үрдiсi мен болашағы», посвященную 70-летию Зейнеп Муслимовны Базарбаевой. В адрес известного ученого-лингвиста поступили поздравления от Президента РК Касым-Жомарта Токаева, минист­ра науки и высшего образования Саясата Нурбека, президента НАН РК Мурата Журинова. На конференции был презентован пятитомник научных трудов Зейнеп Базарбаевой: «Интонология», «Қазақ фонологиясының негiздерi», «Казахская интонация», «Типологическое исследование интонации вводных единиц», «Тұлғалар».

…Сегодня исследования Мус­лима Базарбаева при всей их академичности привлекают внимание полемичностью и современностью многих суждений. Аристократизм, харизма, умение оперативно решать все возникающие спорные моменты в пользу молодых ученых, вера в молодежь и будущее литературы и культуры страны, забота о развитии гуманитарных наук в Казахстане – таким останется Муслим Базарбаев в памяти тех, кто имел счастье работать с этим удивительным, высоко­образованным и эрудированным литературоведом-мыслителем. И таким будут узнавать его читатели XXI века.

Популярное

Все
В зоосаду Бурабая радуются пополнению
Гран-при айтыса «Столица трех эпох – Кызылорда» завоевала акын из Астаны
В Алматы открылась выставка народного художника СССР Урала Тансыкбаева
В Псковской области почтили память казахстанских героев
Свой фронт в тылу
Искусство вопреки репрессиям
Подвиг капитана Кудагельдинова
Воспитать из мальчиков мужчин
Игорный бизнес – сфера особого внимания
Любимые песни и... стулья в проходе
Каникулы-каникулы – веселая пора!
Атырауский завод выпустил 100-й грузовой вагон
Три междугородних автобуса арестовали на трассе в Акмолинской области
Впервые в Атырауской области для борьбы с саранчой задействуют беспилотники
Директор и бухгалтер школы в Шымкенте осуждены на 8 лет каждый
Тайны городского парка
Истоки тюркской письменности
Новые правила регистрации мобильных телефонов
В Атырауской области почти вдвое увеличены посевные площади
Похолодание прогнозируют в Казахстане
ЕАЭС продлил сроки регистрации лекарств по нацправилам
Начались масштабные работы по благоустройству Талдыкоргана
Центральная Азия – регион больших перспектив и возможностей
Мажилисмен обеспокоился подорожанием автостраховки на 200 процентов
Цифровая трансформация транспорта – путь к экономическому росту
Новый сервис запустили в мобильном приложении «ЦОН»
Определены 100 лучших школ Казахстана по итогам года
21 мая – День специалиста инженерно-авиационного обеспечения
Кызылординским студентам вручили направления на учебу в зарубежные заведения
Бесплатные кружки на грани закрытия
Объявлен обладатель «Золотой бутсы» сезона 2024-2025
Полководец. Писатель. Патриот
Строительство десяти крупных заводов по производству хлопка начали в Туркестанской области
Прокуроры на фронте и в тылу – на страже закона и порядка
Костанайская область – лидер РК по производству и экспорту продуктов питания
Служебные собаки Нацгвардии отличились на международной выставке
Нацгвардия МВД РК отметила 80-летие Победы масштабной патриотической акцией
В Казахстане резко изменится погода
Мажилис принял новый Налоговый кодекс
Три перекрестка временно закроют на ремонт в Астане
Дорога Атырау-Астрахань: завершающий этап
Будущее – за цифровыми активами
Семья – духовный код нации
Железные дороги – национальное достояние и стратегический актив страны
Трассу Жезказган – Петропавловск начали капитально ремонтировать в СКО
NASA подтвердило предсказание Стивена Хокинга о конце света
Блогеров арестовали в Астане за неудачную шутку в лифте
Жару сменят дожди в Казахстане
Аэропорт Уральска увеличивает количество рейсов
Свыше 4 тыс. военнослужащих приняли участие в военном параде в честь 80-летия Великой Победы
Будет ли в столице новый сквер?

Читайте также

Обработку полей от саранчи начали в Карагандинской области
Нацелены на развитие взаимодействия
Залог успеха – в верности целям и приоритетам
На волне мировых трендов

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]