На дорогах «цифра» в помощь

6274
Асель Муканова

Одной из проблем Казахстана остается низкое качество дорог.

Многие эксплуатируемые асфальтные и грунтобетонные автомобильные дороги на сегодняшний день пребывают в не­удовлетворительном состоя­нии. Это отмечают как специалисты, так и непосредственные участники дорожного движения.

Последствия дорожных ремонтов, как правило, недолговечны, так как дорожниками зачастую используется недостаточно вяжущих материалов, минеральных составляющих, или они низкого качества, что приводит к регулярным незапланированным финансовым расходам.

Об этой непростой ситуации шла речь на заседании специальной секции по повышению качества автомобильных дорог в рамках XVIII Международной выставки Kaztraffic 2022, состоявшейся на прошлой неделе в Астане. Ее организаторами выступили Министерство индустрии и инфраструктурного развития, РГП «Национальный центр качества дорожных активов», АО «КаздорНИИ» и АО «НК «КазАвтоЖол».

В Международном выставочном центре EXPO были представлены современные научные и технические разработки более ста ведущих автодорожных компаний Казахстана, США, Германии, Франции, Украины, Турции, Азербайджана, России, Беларуси и других стран. Участники делились своими наработками, технологиями и открытиями в области дорожного строительства, ремонта, содержания и экспертизы состояния магистралей. Впервые в программе выставки была развернута ярмарка вакансий.

Мониторинг состояния дорог в Казахстане с 2019 года осуществляет Национальный центр качества дорожных активов. Его 17 филиалов во всех регионах страны укомплектованы испытательными лабораториями, аккредитованными в соответствии с требованиями международных стандартов.

Немаловажен и тот факт, что национальный центр одним из первых в Казахстане прошел сертификационный аудит и получил сертификат соответствия международному стандарту «Система менеджмента противодействия коррупции» с областью применения при экспертизе качества работ и материалов.

Как сообщил в своем докладе заместитель генерального директора НЦКДА Арман Каирбеков, центром проведена оценка около 88 тыс. проб дорожно-строительных материалов, в среднем по 25 тыс. в год. Из них в пределах 21 тыс. (или каждая четвертая проба) оказались не соответствующими требованиям нормативной документации. 80% всех несоответствий пришлись на дороги местного значения.

– Национальный центр качества дорожных активов планомерно внедряет проекты в сфере цифровизации для обеспечения высокой эффективности и прозрачности всех бизнес-процессов предприятия, – подчеркнул Арман Каирбеков.

Во-первых, для повышения прозрачности и автоматизации процесса контроля разработана система KazRoadLab, в которой отображаются результаты лабораторных испытаний материалов, контрольно-измерительных мероприятий на объектах. Все работы производятся в электронном формате без применения бумажного носителя.

Благодаря внедрению функций прослеживаемости изменений и корректировок со стороны испытательной лаборатории минимизируются коррупционные риски. Также повышается ответственность сотрудников за легитимность проводимых ими испытаний, так как они каждый раз при входе в систему подтверж­дают свою личность с помощью ЭЦП, а GPS-привязка планшетов позволяет отследить точку отбора проб на участках.

В центре пошли дальше и решили усовершенствовать систему, запустив в Алматинской области тестовый вариант KazRoadLab, когда все параметры дорожных материалов при проведении испытаний автоматически заносятся в систему, и затем уже она самостоятельно формирует и выдает результат испытаний.

– Еще одним направлением нашей деятельности является ведомственная экспертиза технической документации для проведения работ по среднему ремонту автодорог. На сегодняшний день выдано более 1 000 заключений на проекты с общей протяженностью 18 тысяч километров, – сообщил замдиректора центра качества автодорог.

Здесь тоже все взаимодействие между заказчиком и исполнителем осуществляется в электронном формате. Разработан портал ведомственной экспертизы, который обеспечивает прозрачность, экономию времени и финансов. В последующем его планируется интегрировать с базой Госэкспертизы EPSD.

Также ежегодно национальный центр диагностирует участки, находящиеся на гарантии и содержании, паспортизирует автодороги, что позволяет определить их фактическое состояние и назначить ремонтные работы. Для исключения человеческого фактора при диагностике разработано программное обеспечение SRDS, которое представляет собой систему автоматического распознавания дефектов покрытия на основе искусственного интеллекта и сокращает обработку данных с четырех дней до четырех часов на участке протяженностью в 100 км. На программу получены авторские права, подписан договор о платном использовании SRDS в дорожных лабораториях Российской Федерации.

Продолжаются научные исследования. Совместно с «КаздорНИИ» по заданию Комитета автомобильных дорог проводятся исследования по распределению температуры и влажности в дорожной одежде и земляном полотне. В различных регионах Казахстана установлено 28 комплектов измерительных датчиков, по которым создана база данных об ежечасных изменениях.

Наполнение базы данных результатами мониторинга изменений температуры и влажности позволит пересмотреть и актуализировать нормативные документы по морозостойкости щебня и гравия, картам промерзания грунтов, определения расчетных максимальной и минимальной температур асфальтобетонных покрытий для более точного подбора битума в соответствии с реальными эксплуатационными температурами в регионах.

Одним из проблемных вопросов является качество применяемого дорожного битума. В прошлом году лабораториями центра испытано более 1 400 проб, из которых 300 признано не отвечающими нормативным требованиям.

Из испытанных в нынешнем году 900 проб не отвечающими нормам качества признано 232, или 26%.

– К сожалению, существующая методика проектирования не полностью учитывает реальные условия работы асфальтобетона в различных регионах. Как показывает зарубежный опыт, одним из основных способов повышения качества и долговечности асфальтобетонных покрытий является модификация битума полимерными материалами, которые позволяют снизить его старение, увеличить эксплуатационные свойства и срок службы автодорог, уменьшить темпы образования колейности, улучшить механические показатели при низких температурах, – подчерк­нул Арман Каирбеков.

Проблемы возникают из-за неправильного хранения полимер-модифицированных битумов, отсутствия специальных резервуаров и плавильных печей. К их производству не приспособлены асфальтобетонные заводы. Инженерные службы и подрядчики не имеют необходимой материальной оснащенности для надлежащего контроля качества.

Центр разработал и довел до всех заинтересованных организаций инструкцию по правильной транспортировке, хранению и применению полимер-битума. До конца года будут утверждены соответствующие рекомендации.

Кроме того, на базе центра качества в Караганде создана цент­ральная лаборатория по глубокому исследованию битумных и полимерно-модифицированных битумных вяжущих, которая оснащается современным оборудованием.

Совместно с научными сотрудниками Назарбаев Университета начата работа по изучению и внедрению технологии Суперпейв (Суперасфальт), которая позволит на порядок улучшить все прочностные характеристики асфальтобетона, увеличить срок его службы до 5–7 лет, межремонтный срок – до 16–20 лет и значительно снизить затраты на ремонт и содержание дорог.

С учеными Евразийского нацио­нального университета исследуются дефекты автомобильных дорог с цементобетонным покрытием, по результатам будут определены причины их появления и выработаны предложения по внесению изменений в нормативную документацию.

В ходе сессии выступили ученые и практики автодорожного строительства. Директор научно-исследовательского центра прикладной химии Карагандинского университета им. Е. Букетова Едиге Мустафин представил инновационную разработку научных технологий для улучшения качества автодорог с использованием современных модифицирующих и стабилизирующих добавок. Все составляющие компоненты имеют казахстанское содержание, подчеркнул он.

С предложениями по развитию и улучшению проектирования и строительства автодорог выступил технический директор ТОО «AsiaGeoCentre» Евгений Орлов, а также другие участники.

Популярное

Все
Переход к однопалатной модели ускорит процесс принятия законов: политолог о парламентской реформе
Депутат озабочен навязыванием в стране «родоплеменной психологии»
Продажу удешевленной говядины через торговые сети масштабируют в Казахстане
Гражданам еще пяти государств ограничили въезд в США
В Казахстан впервые поставлено авиатопливо мирового стандарта
Илон Маск стал первым человеком в истории с состоянием $600 млрд
ФИФА назвала лучшего футболиста года
Мажилисмен требует приравнять к госизмене поддержку атаки БПЛА на КТК
Рост ВВП Казахстана за 11 месяцев 2025 года составил 6,4%
Токаев поздравил работников энергетической отрасли с профессиональным праздником
Победителей конкурса «Отанды сүю – жүректен» наградили в Астане
Крупнейший в мире электропаром прошел первые испытания
Минздрав внедряет новую электронную систему управления ресурсами
Бектенов поручил проработать перечень новых промышленных проектов
Премьер поручил акимам использовать меры для сдерживания цен на продукты
Президент вручил госнаграды работникам энергетической отрасли
Обязать агрегаторов такси страховать пассажиров и водителей требует депутат
725 малышей родились в День независимости Казахстана
С появлением АЭС Казахстан перейдет на новый уровень экономического развития - Президент
Депутаты разграничили угрозу и применение насилия к медикам
Накануне Нового года в супермаркетах начнется продажа по низким ценам
Стипендии повысили студентам в Казахстане
В столице в честь Дня Независимости пройдет республиканская ярмарка ремесел
SMS-коды 1414 больше не используются в Казахстане
Президент Ирана прибыл в Акорду
В тройке лидеров
Жители села Шамши Калдаякова активно участвуют в преобразованиях
Костанайские предприниматели просят отложить запрет на эксплуатацию трехосных самосвалов на 3 года
Мечта, ставшая реальностью благодаря Президенту Касым-Жомарту Токаеву
Иранская компания построит молочный завод в Казахстане
Завершен второй этап строительства проспекта
Итоги большого общественного пути
Хосе Антонио Каст победил на выборах президента Чили
Американские чиновники отметили День Независимости Казахстана в Хьюстоне
Первая победа
Хоккеиста осудили на 3 года за смерть вратаря молодежной команды в ВКО
В Астане с начала года ликвидировали два мошеннических колл-центра
Следим за финалом, ожидаем побед
Казахстан построит транспортно-логистический терминал в иранском порту Шахид Раджаи
Волки все ближе к селу
Началось строительство сталелитейного завода
В армию со своей гитарой: история талантливого солдата
Какой будет зима в Казахстане, рассказали синоптики
Новые авто вручили гвардейцам в Караганде
«Закон и порядок»: уроки цифровой грамотности организовали для столичных студентов
Тестирование по Qaztest провели в командовании Нацгвардии
Ключевой ориентир – человекоцентричность
Из казармы в кампус
Устроившие погром на остановке нарушители получили по 10 суток ареста в Астане
«Райская птица» зацвела в Северном Казахстане
Политика здравого смысла
Сильнейшие бадминтонисты мира соберутся в Астане
В Нацгвардии запустили курс подготовки операторов БПЛА
Полицейские с помощью дрона зафиксировали грубое нарушение на трассе в Акмолинской области
Зима будет теплой
Талгар будет расти и вширь, и ввысь
Уверенный рост экономики Приаралья
Метель, туман, гололед: 20-градусные морозы надвигаются на Казахстан
Как лечить ОРВИ и грипп у детей: столичный врач обратилась к родителям
Запущен завод по переработке мяса птицы

Читайте также

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]