​Он грациозно в воздухе парит

663
Дулат Молдабаев

– Следующая техническая революция – за электрическими пилотируемыми мультикоптерами, – говорит Умирзак Касымов, профессор кафедры «Космическая техника и технологии» ЕНУ им. Л. Гумилева.

Умирзак Тажигалиевич – выпускник конструкторско-механического факультета МВТУ им. Н. Баумана, учился по специальности «ракетно-стартовый комплекс». В его богатой биографии был и такой «экзотический» даже для нашего просвещенного века период, как многолетняя работа ведущим конструктором самых разных по функциональному назначению технических устройств, в том числе оперативно-тактических и крылатых ракетных комплексов в оборонной отрасли Советского Союза. Сегодня он входит в научно-технический совет Аэро­космического комитета Министерства оборонной и аэрокосмической промышленности РК и выступает в роли эксперта Национального агентства технологического развития, Аэрокосмического комитета МОАП РК и Национального центра Государственной научно-технической экспертизы.

Но есть у Умирзака Касымова еще одно «дело всей жизни» – он руководит специальным конструкторско-технологическим бюро «Аэрокосмическое и специальное машиностроение» на общественных началах при ЕНУ им. Л. Гумилева. Ученик академика Владимира Бармина, генерального конструктора ракетно-стартовых комплексов всех космодромов, построенных на шестой части суши, профессиональный конструктор в области аэрокосмического и специального машиностроения, принимавший участие в опытно-конструкторских разработках и выводе в серию оперативно-тактических ракетных комплексов и «крылатых ракет», уверен, что производство отечественных транспортных средств вертикального взлета-посадки позволит поднять технический и интеллектуальный уровень молодежи.

Производство ТСВВП даст стимул развитию производства микроэлектронной техники и технологий, композитных материалов, выпуску аккумуляторных батарей большой емкости и вентильных электродвигателей средней и большой мощности, позволит освоить сверхсовременные технологии непосредственно в стране, вести подготовку высокопрофессиональных кадров в самом Казахстане. В его команде полтора десятка инженеров-конструкторов, выпускников аэрокосмических университетов России, Украины, Франции, США и казахстанских КБТУ, КазНУ им. Аль-Фараби, ЕНУ, КазНТУ им. Сатпаева.

Автор этих строк посетил лабораторию, в которой под руководством Умирзака Касымова колдовали над микросхемами студенты и магистранты. В тесном коридоре мне продемонстрировали полет небольшого размера квадрокоптера.

– ТСВВП считается самым безопасным видом летательных аппаратов, поскольку высота его полета не превышает 10 метров, а при аварийной ситуации аппарат просто спланирует на землю, – расказывает профессор. – Пропеллеры аппарата строго фиксированы по углу атаки и не имеют автомата перекоса, как в вертолете. Смена направления полета достигается изменением количества оборотов соответствующих пропеллеров.

В Австралии разрабатывают принципиально новый вид общественного транспорта, проект получил рабочее название Сopterbus. Такой летательный аппарат снабжен четырьмя винтами вертикального подъема и двумя малыми хвостовыми винтами управления и парит вдоль контактной сети. «Летающий троллейбус» не требует строительства эстакады, при этом сможет перевозить до полутора тысяч человек, кроме того, в нем планируется разместить бары и магазины. Курсировать он будет между городами. Интересное изобретение, если учесть, что ландшафты Зеленого континента и Казахстана очень схожи. А в Голландии создали летающий автомобиль, трехколесный автожир со складными лопастями за 5–10 минут переходит в летный режим, чтобы поднять его в воздух, нужна взлетно-посадочная полоса.

Гумилевцы предлагают несколько прототипов сверхлегкого летательного аппарата – ТСВВП с электрическим движителем и литий-ионным аккумулятором для демонстрационных и развлекательных полетов, для функциональных полетов, полнофункциональный аппарат как индивидуальное транспортное средство с закрытой пилотной кабиной, комбинированным гибридным двигателем и литий-ионным аккумулятором для длительных полетов и ТСВВП с двигателем внутреннего сгорания. Высота полета не будет превышать 10 метров, при наличии графенового аккумулятора дальность полета может достигнуть 1 000 километров. Малогабаритные летательные аппараты вертикального взлета и посадки можно использовать как индивидуальное воздушное транспортное средство или как грузопассажирское, для агрохимической обработки сельхозугодий, как воздушное транспортное средство служб экстренного реагирования, наблюдения и контроля дорожного движения.

– Варианты применения коптеров безграничны, – делится Умирзак Касымов. – Их можно использовать для быстрой доставки малых грузов, оказания срочной медицинской помощи, проведения воздушной разведки, обеспечения связи.

СЛА будут широко использоваться в нефтегазовой отрасли, в армии, для поиска потерпевших бедствие и наведения аварийно-спасательных команд на объекты поиска, разведки и подрыва ледяных заторов, мониторинга окружающей среды с применением различных вспомогательных технических средств, обработки заданных районов химическими и биохимическими препаратами. И конечно же, частные лица в служебных и развлекательных целях.

В отличие от самолетов и вертолетов ТСВВП не нуждается в аэродромном обслуживании, они более мобильны, им не нужны стационарные аэронавигационные и взлетно-посадочные системы, а также обустроенные дороги. Электрический вариант СЛА с аккумуляторной батареей экологичен, не требует расхода горюче-смазочных материалов, прост в управлении и обслуживании, снабжается автономной системой навигации.

ТСВВП будет иметь три варианта управления: ручное с пилотом на борту, беспилотное и автоматическое с заложенной программой маршрута полета. В летательный аппарат встраивается микросонарная система сканирования маршрута полета, что позволяет аппарату безопасно облетать все препятствия на пути. Стоит ли говорить, что стоимость ТСВВП и расходы на техническое обслуживание будут намного ниже по сравнению с самолетами и вертолетами.

Профессор мечтает, что освоение выпуска летательных аппаратов позволит наладить параллельное производство комплектующих – вентильных бесколлекторных электрических двигателей, полетных контроллеров и систем управления СЛА, аккумуляторных батарей. Пока же все это приходится покупать, причем импортного производства, а потому за немалые деньги.

Недавно купили в складчину комп­лектующие для квадрокоптера, однако мощности электродвигателя не хватает, чтобы оторвать от земли полезную нагрузку. Потому работы продолжаются.

– Главное, – говорит профессор Умирзак Касымов, – удалось собрать и увлечь идеей талантливую молодежь.

Популярное

Все
Токаев поздравил христиан с праздником Пасхи
Более трех тысяч человек посетили Дни культуры Казахстана в Армении
Неформальная встреча Токаева и Бердымухамедова состоится в Туркестане
Милад Карими стал двукратным победителем этапа Кубка мира
Штормовое предупреждение вновь объявлено в Казахстане
Движение на двух проспектах Астаны ограничат в связи со строительством LRT
Акимат Алматинской области ответил на жалобу автомобилистов
В Талдыкоргане 15 человек уже год ждут купленные «по предзаказу» телефоны
Ответственность за «овербукинг» вводят в Казахстане
Личный состав Нацгвардии перешел на летнюю форму одежды
В лицее Шымкента хотели закупить 45 тысяч пачек бумаги на 90 млн тенге
Незнание законов не освобождает от... профессии
Акмолинец выехал на встречную полосу прямо перед полицейскими
Граждан Китая вызволили из солончаковой западни в Костанайской области
Взорвавшая мировые чарты башкирская группа Ay Yola удостоена почетных званий
Продвижение казахского языка и культуры обсудил Президент с главой «Яндекс Global»
Астана становится центром ивент-туризма
Казахстанские хирурги научились удалять опухоль молочной железы
Нет дружбы крепче фронтовой
Говорят правнуки солдат Победы
Рекордные заморозки зафиксировали в Турции
Спортивные звёзды Казахстана получат всемерную поддержку государства
В ВКО из-за дефицита сырья под вопросом оказалась реализация важных инвестпроектов
В Астане открылась выставка «Художник своего времени»
Более тысячи вывесок демонтировали в Астане
Штормовое предупреждение объявлено в Казахстане
Как отдохнут казахстанцы на майские праздники
Казахстан – драйвер укрепления сотрудничества ЕС и ЦА
Жительница Карагандинской области отсудила 10 млн тенге за проданный ей автомобиль с дефектом
В хаосе городской застройки Уральска разбирался Антикор
В Атырау растет интерес к национальным видам спорта
Ветерана войны поздравили со 100-летним юбилеем
Когда наступит светлый праздник Ораза айт
Центр детского творчества «Самғау» открыли в Экибастузе
Китай обсуждает с ЕС отправку миротворцев в Украину
В честь 180-летия Абая на родине поэта состоялась церемония тұсаукесер для 180 детей
В Уральске трое неизвестных украли деньги из терминала
Мощное землетрясение зафиксировано в Таиланде и Мьянме
Самый отдаленный район Жамбылской области получит новый импульс развития
Туристический сезон стартовал в Туркестане
Экономическое развитие двух областей рассмотрели в правительстве РК
Результаты нужны, но переформатирование важнее
Qarmet подключится, и газ подешевеет
Ставка на справедливость и доверие
Улицы в честь ветеранов Великой Отечественной войны планируют назвать в Шымкенте
Инновационный завод в Мангистауской области: от науки к практике

Читайте также

Астана становится мировым центром аквариумистики
С огнем шутить опасно!
В центре надежды
Противоправный контент будет заблокирован

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]