К любимому празднику готовятся воспитанники павлодарской Школы национального возрождения – каждый год они встречают День единства народа Казахстана необычными акциями, концертами, конкурсами. И карантинные ограничения не смогли заставить ребят отказаться от веселья: многие из них участвуют в проекте «Куклы этносов Прииртышья».
В детских руках при помощи опытных неравнодушных педагогов оживают ткани и нитки, солома и веточки, папье-маше и пенопласт – материалы превращаются в нежных красавиц, ярких веселух, народных добряков. И нет ничего удивительного в том, что ко Дню единства главными героями в Школе национального возрождения решили сделать кукол.
– В этом конкурсе глубокое содержание. Сопричастность к миропониманию идет у ребенка от матери – через игру и игрушку, – рассказывает заместитель директора школы Жамал Байманова. – Представители наших отделений вложили в эти поделки самые разные смыслы: кто-то делает бытовую куклу, кто-то традиционную, которую передают в семьях по наследству, например, добрая традиция чечено-ингушского народа по изготовлению куклы невесты имеет многовековую историю. Она является символом семейных ценностей, напоминанием того, что все события жизни имеют преемственную основу. Воспитанники еврейского отделения изготовили кукол, которые веками остаются главными героями театральных постановок сказочного жанра. Другие выбрали былинные и народные поделки. Есть и такая героиня, как кукла по имени Независимость, созданная воспитанниками культурологического казахского центра. Ребята провели исследовательскую работу, изучали легенды, составили концепцию, но всех объединили любовь к Родине и уважение к своим соседям, так они и понимают философию мира и согласия.
Елбасы Нурсултан Назарбаев, на днях выступая на XXIX сессии Ассамблеи народа Казахстана, акцентировал внимание на пяти принципах, в соответствии с которыми должны быть выстроены государственная политика и новая идентичность нации в ближайшие годы. И все эти принципы уже с успехом реализуются коллективом и воспитанниками Школы национального возрождения. Фундамент для всей работы ШНВ – это и казахстанский патриотизм, и гражданское равноправие, и объединяющая роль государственного языка. Ну а принцип единства в многообразии, который фактически активно дополняется принципом интеркультурализма, можно уверенно сделать девизом этого учебного заведения, как и принцип постоянной модернизации нации.
– Лучшей традицией ШНВ можно назвать то, что наши педагоги влюбляют детей в свое дело, в родной язык, в многоголосие культур Казахстана, – продолжает Жамал Байманова. – У нас во многих отделениях сейчас работают наши же выпускники – в татаро-башкирском, украинском, корейском, русском, чечено-ингушском, белорусском. Молодые специалисты окончили вузы, они востребованы на рынке, поскольку активные, разносторонне развитые, владеют несколькими языками, и это штучные спецы, но мы рады, что наши ребята возвращаются именно к нам. Школа хороша еще и тем, что в ней развита межкультурная коммуникация. Изначально многие родители приводят своих детей в ШНВ, желая приобщить их к родному языку, хотя большинство родились в Казахстане, и наша страна для них была, есть и остается Родиной, но корни дают о себе знать, да и школа создавалась как поликультурная площадка – пожалуй, как самый действенный инструмент ассамблеи. И в детях, особенно на первых этапах обучения, когда им не нужны и не интересны политические основы, развиваются истинный патриотизм и уважение к другим народам. Ребенок, видя разноцветие культур, ощущает и себя частью этого единения. У него закладываются маленькие кирпичики правовой культуры, ведь наша родная страна – многонациональная. Все мы разные, но у нас есть общие ценности. И все мероприятия нашей школы всегда ориентированы на это единство, знакомство, обогащение.
В этом учебном году павлодарскую Школу национального возрождения посещают 720 детей в возрасте от 7 до 19 лет – это воспитанники 18 национальных отделений. Но не нужно думать, что здесь они ограничены лишь изучением языков – все с точностью до наоборот. Коллектив школы всегда подчеркивал, что его задача – воспитание казахстанской идентичности. Да, в ШНВ ориентированы на знание родного языка и приобщение к этнокультуре, но эту работу невозможно представить без элементов казахской культуры – она выступает скрепляющим звеном.
– Вот только на днях приезжала для обмена опытом коллега из Усть-Каменогорска, которая удивлялась нашим идеям. Почти везде в ШНВ только два предмета – родной язык и знакомство с традициями. Нам же учебный план помогали составлять специалисты педагогического вуза, поэтому удалось его расширить. Есть три обязательных предмета – язык, страноведение и музыка. Причем страноведение мы наполнили тоже различным содержанием – ребята изучают элементы географии, истории (без глубокого погружения в политику), межкультурной коммуникации, учителя стараются рассказывать об особенностях быта и жизни в стране, о сотрудничестве с Казахстаном, поддержке диаспор и так далее, – говорит Жамал Сапаровна.
Есть и так называемый вариативный план, который включает в себя хореографию, театр, календарно-обрядовые традиции, литературно-музыкальный салон, развитие речи – школьники выбирают, что им по вкусу.
Четыре года здесь работают и в рамках программы «Рухани жанғыру». Взяли для себя три новых направления. Первое – развитие детей через театр. В финно-угорском отделении ставили спектакль «Снежная королева», в украинском делали постановки по народным сказкам, в еврейском отделении развивали разножанровый спектакль с элементами пальчикового театра. В общем, педагоги делают все, чтобы мотивация у детей была на высоком уровне, ведь просто ходить и учить язык порой бывает скучно.
Второе направление, по которому работает павлодарская ШНВ в рамках «Рухани жанғыру», – «Великие имена Великой степи», курирует его казахский культурологический центр школы. Здесь активно проявило себя и белорусское отделение, которое возглавляет выпускница школы, она же преподает язык и руководит ансамблем шумовых инструментов, – Анастасия Ильченко.
Ну и, конечно, не могли оставить без внимания волонтерское направление. Школьники сотрудничают со своими старшими напарниками – членами этнокультурных объединений региональной ассамблеи, впрочем, как и по всем остальным проектам. Ребята для начала получили основу знаний – кто такие добровольцы, ведь важно было понять, что волонтерство – это не только благотворительность, и многим людям из нашего окружения нужна не столько материальная помощь, сколько физическая или даже душевное тепло. Школьники начали работу с телефонного волонтерства – обзванивали пенсионеров, одиноких членов диаспор, расспрашивали о нуждах и откликались на них. Кому-то дома прибрать, кому-то в магазин сходить, а кому-то просто книги почитать.
В этом учебном году Школа национального возрождения, как и обычные школы, тоже переводилась на дистанционный режим. И педагоги дополнительного образования заранее посещали необходимые курсы, чтобы не отставать от требований времени – 80% коллектива ШНВ прошло такое обучение.
И в некоторой степени дистанционка открыла новые возможности для ШНВ. Ребята стали чаще участвовать в олимпиадах и конкурсах, которые проводят для диаспор в разных странах, например, часто это делают в Татарстане, Чечне. В активе этого года – 9 призовых мест на международных творческих конкурсах.
В качестве эксперимента чечено-ингушское отделение школы стало проводить онлайн-уроки чеченского языка и культуры для «сборной» группы из 20 детей, которые живут не в Павлодаре, а в районах области и раньше не имели возможности посещать Школу национального возрождения.
В мае ученикам отделений предстоит сдать тестирование по языку и культуре, а летом традиционно ассамблея проводит много мероприятий, и ученики Школы национального возрождения всегда в авангарде. Как будут развиваться события и в каком формате все будет проходить, пока не ясно, но ребята, как никто другой, легко трансформировались – соцсети, Интернет, челленджи для них не вызов, как для старшего поколения, а образ жизни. Ну а интерес к родной культуре и стремление жить в мире и согласии – веление сердца.