С любовью к каждой ноте

4256
Юлия Миленькая, Алматы

Высокий уровень исполнительского мастерства и бесконечно уважительное отношение к академической инструментальной музыке демонстрирует трио «Ренессанс». Профессиональный коллектив был создан скрипачом, композитором, солистом Казахской государственной филармонии им. Жамбыла Ашимом Унайбековым незадолго до его трагической гибели.

фото Елены Петровой

– Он рос любознательным и очень ответственным музыкантом, – вспоминает сегодня детст­во и юность Ашима его отец, скрипач, дирижер, педагог Габдул Унайбеков. – Бессменным его учителем была Ольга Николаевна Данилова, которую он очень ценил и уважал. Однако нередко на уроках сын отстаивал свою точку зрения в вопросах исполнительства, в нем словно просыпался внутренний «художник», желавший заниматься музыкой по-своему.

Ашим Унайбеков, родившись в семье известных музыкантов-профессионалов, унаследовал у них самое главное – умение слушать и слышать великие творения бессмертных гениев. С самого детства в доме, где рос юный скрипач, звучала качественная и самая разнообразная музыка.

– Когда сын был еще маленьким, в 90-е годы, в Алма-Ату с концертами приехали сестры Накипбековы, которые в 70-х иммигрировали за рубеж. Их музыкальное трио продолжило строить профессио­нальную карьеру в европейском пространстве. Элеонора, Альфия и Эльвира по сей день успешны в своем деле, – рассказывает Габдул Жунусович. – Тогда сестры Накипбековы подарили нам практически все свои записи исполненных произведений, включавшие музыку Брамса, Равеля, большое количество популярных пьес для струнного трио. Все эти диски с неподдельным интересом слушал мой сын.

Ашим Унайбеков прошел недолгий, но насыщенный путь профессионального музыканта. Отучившись семь классов в Алма­тинской музыкальной школе им. С. Прокофьева у Ольги Даниловой, молодой скрипач продолжил занятия у своего педагога уже в стенах Республиканской средней специализированной музыкальной школы-интерната для одаренных детей им. К. Байсеитовой.

– Он уже в школе отличался необычайной волей. Однажды заявил своему педагогу, что исполнит «Фантазию» Шумана. И впоследствии с успехом сделал это. Нина Михайловна Патрушева (один из основателей скрипичной школы в Казахстане, заслуженный деятель РК. – Авт.) поставила ему твердую пятерку, – продолжает Габдул Жунусович. – Не понаслышке зная о нелегкой судьбе скрипачей, я хотел, чтобы Ашим был пианистом. Став скрипачом, он прекрасно владел и фортепиано. Его пианистическое исполнительство выходило далеко за рамки уровня, который соответствует общему предмету для струнников в музыкальной школе.

Как-то Ашиму, еще юному, я процитировал слова великого пианиста Генриха Нейгауза: «Ученик, который сыграл пять сонат Бетховена, – далеко не тот, кто сыграл тридцать две его сонаты». Ашим понял меня в буквальном смысле и начинал разучивать все сонаты Бетховена, следом шли сонаты Прокофье­ва – благо 40-градусные морозы Астаны позволяли сидеть дома и заниматься целыми днями в свое удовольствие.

Габдул Унайбеков был очень горд тем, когда его сын на выпускном школьном экзамене исполнил первую часть Второго концерта Дмитрия Шостаковича.

– Я неплохо знаю концертную жизнь Казахстана и никогда не слышал, чтобы в нашей стране кто-то исполнял это произведение, – заметил Габдул Жунусович. – Даже ноты Концерта мне прислали по моей просьбе из библиотеки Мариинского теат­ра. В июне 2016 года в столице состоялась премьера Второго концерта Шостаковича в исполнении Ашима.

В старших классах молодой скрипач начал интересоваться композицией. По всей видимос­ти, у Ашима проявлялись способности, унаследованные от его дедушки, – Сыдыка Мухамеджанова, выдающегося казахского композитора, народного артиста СССР. Габдул Жунусович всячески поддерживал его в этом, делился с ним своими знаниями. Так, спус­тя некоторый период времени, Ашим написал с десяток дуэтов для двух скрипок.

– Сын напишет, и мы сразу же вдвоем исполняем созданные сочинения, – вспоминает Габдул Унайбеков.

К сожалению, многие произведения Ашима так и остались в домашнем архиве его семьи. Но есть одно, которое сегодня входит в репертуар учащихся музыкальных учебных заведений, – это «Марш Трурля». Это сочинение, которое при помощи нот великолепно «вырисовы­вает» характер остроумного, находчивого и доброго андроида, молодой скрипач-композитор создал, вдохновившись чтением произведения Станислава Лема. В прошлом году «Марш» был исполнен на концерте в столице квартетом деревянных духовых инструментов.

Нескучный Брамс и любимый Шуман

Ашиму Унайбекову сегодня бы было 42 года. После окончания РССМШ им. К. Байсеитовой он продолжил образование в Казахском национальном университете искусств одновременно на двух факультетах: очно – на композиторском и заочно – на струнном.

В 2019 году молодой скрипач успешно сотрудничал с пианис­том Аскаром Кульшариповым, много выступал вместе с ним. Параллельно с работой в дуэте музыкант лелеял идею создать трио.

– Долго Ашим вместе с Аскаром искали третьего участника для своего коллектива и наконец нашли. Им стал виолончелист, выпускник Казахской национальной консерватории им. Курмангазы Эльдар Айтбеков, – рассказывает Габдул Жунусович.

В декабре 2019-го акимом города Алматы был подписан приказ о создании трио, идейным вдохновителем и художественным руководителем которого стал Ашим Унайбеков. Подобранный репертуар для их первого совместного концерта ждал своего слушателя в 2020 году, но пандемия не дала планам свершиться. А спустя год в горах по причине снежного шторма оборвалась жизнь Ашима…

Прошло некоторое время, и Габдул Унайбеков вместе со своей женой – музыковедом, членом Союза композиторов РК Ляйлей Мухамеджановой – решили возродить детище сына.

– Мы хотим, чтобы дело Ашима продолжало жить, и очень прият­но, что город Алматы теперь имеет свое трио, в составе которого работают высококлассные профессиональные музыканты, – говорит Габдул Жунусович, ставший художест­венным руководителем трио «Ренессанс».

Исполнять скрипичную партию в трио пригласили известного казахстанского скрипача, солиста Казахской государственной филармонии им. Жамбыла Еркебулана Сапарбаева.

– Познакомившись с Ашимом, я сразу отметил для себя ряд его замечательных качеств. Они касались не только профессии, но и его человечности, отзывчивости, – отметил Еркебулан Сапарбаев. – Нередко в беседах Ашим делился со мной своими мыслями по поводу тех или иных исполняемых произведений. Он был по-настоящему увлеченным своим любимым делом музыкантом!

Первый концерт и презентация трио «Ренессанс» состоялись в апреле 2022 года в Алматы, а спустя пару месяцев – в столице. Помимо Гайдна и Шумана в программу вечера было добавлено произведение английского композитора Фрэнка Бриджа.

– Руководство «Алматы әуендері», поддерживающее трио «Ренессанс», планировало организовать коллективу концерт в Турции с целью презентации наших национальных самобытных произведений. При подготовке к этому событию я обратился к современному казахстанскому композитору Ольге Хромовой за созданием лирического трио на тему романса Сыдыка Мухамеджанова. Это произведение уже прозвучало на одном из концертов «Ренессанса» в прошлом году, но зарубежным гастролям пока так и не удалось случиться. Возможно, для них придет время чуть позже, – поделился Габдул Жунусович.

Меж тем в 2023 году с успехом состоялась вторая концертная программа трио «Ренессанс» под названием «Камерная музыка великих симфонистов». Выступ­ления коллектива прошли в Алма­ты, Караганде и Астане. На музыкальных вечерах прозвучали произведения Бетховена, Брамса и Шостаковича.

– Я спросил после концерта своих студентов: «Какое произведение вам больше всего понравилось?» И они выбрали трио Брамса. Представляете? Вот что значит постичь истинную ценность «скучного» для многих композитора Брамса и очаровать его музыкой публику. Ради этого стоит жить и заниматься своим делом! – признался Габдул Унайбеков. – Нередко современных детей буквально силком загоняют на концерты классической музыки, и они часто не получают на них то, что должны получать в идеале. Уверен, что исправить эту ошибку подвластно хорошим музыкантам, коим является сегодня в том числе и трио «Ренессанс».

Сейчас в активе коллектива уже есть награда – первое место в номинации «Инструментальный ансамбль» международного онлайн-конкурса Golden Time Talent в Великобритании. И это, конечно, далеко не предел для профессиональных музыкантов трио. Талант, работоспособность и интересный репертуар у «Ренессанса» уже есть, остается дело за малым – найти финансовые возможности для зарубежных гастролей.

Популярное

Все
Сносить нельзя оставить
На грани закрытия оказались частные детсады Петропавловска
Кызылординский «Кайсар» будет играть без легионеров
Он жизнь свою Отчизне посвятил
В Алматы ученые обсуждали историко-культурное наследие Золотой Орды
Скоро на экраны выйдет продолжение культового фильма «Менің атым – Қожа»
Фронтовик дал бата гвардейцам
Создать устойчивую экосистему
Как укрощается сталь
Когда отходы превращаются в доходы
Моя профессия – мое будущее
А за весною спешит лето...
От сердца к сердцу
Браконьеры наносят огромный ущерб
Основа стабильного будущего
Любые конфликты можно разрешить за столом переговоров
Танцующие тени степей
Возраст спорту не помеха
Молодежь продвигает экологические инициативы
Без коррупционных рисков
Возврат к историческому времени
Астана переходит в «умный» режим
В Атырау запланирована реконструкция центрального моста
Рассматривается возможность освобождения микро- и малого бизнеса от уплаты НДС
Мангистау составит конкуренцию мировым курортам
В стране раскрывается половина киберпреступлений
Дженерики, замещающие импорт
Два золота завоевала женская команда Казахстана по борьбе на турнире в Минске
Картофель по 1340 тенге хотел купить ясли-сад в Павлодаре
Пешком и без денег путешествует Аскар Серикпаев
Приоритеты климатической повестки
Саудовская Аравия готова принять переговоры о мире в Украине
Взрыв на шахте имени Костенко: 10 человек предстанут перед судом
Зеленский заблокировал сделку Трампа о природных ресурсах
В каком размере получают пособия по уходу за ребенком в Казахстане
Казахстанские спортсмены впервые завоевали два исторических золота на Азиаде
Усилить потенциал страны
Бейбит Жукаев впервые выиграл «Челленджер» в парном разряде
Односменка стала реальностью
Прагматичный подход – основной принцип модернизации
«Проблема из пальца высосана»: вице-министр – о прогреве автомашин более пяти минут
Кызылорда – наша гордость, слава, история
Горжусь тем, что говорю по-казахски
Буренки нынче довольны
В столичных торговых сетях сняли ограничения по реализации картофеля
Институциональное становление Академии наук завершено
Печальное событие произошло в семье Баян Алагузовой
Почти 30 млн тенге похитили чиновники из сферы образования в Туркестанской области
Арабская компания запускает новый проект в Казахстане
Парикмахерские услуги подорожали в Казахстане
Как в гимназии № 27 Алматы воспитывают всесторонне развитых личностей
Общественный туалет с уникальным дизайном построили в Шымкенте
Сбежавшего от полиции водителя привлекли к ответственности по 8 статьям в Таразе
Ученые исследовали происхождение казахских собак породы тобет
Резюмируя поручения Президента
Инфляция в Казахстане: в какой области растут цены
Бизнес в Семее сетует на бесконтрольное повышение тарифов
Сколько пенсионеров в Казахстане и какую пенсию они получают
История Каргалинского клада: в 1939 году республику взбудоражила весть о находке клада с золотом
Северный Казахстан демонстрирует успехи в АПК

Читайте также

Наградили профессионалов своего дела
В ожидании «голубого огонька»
Аэропорт возобновит свою работу
Разрабатывается проект генплана Туркестана

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]