Solo не будет

805
Игорь Прохоров

Проект «Один пояс – один путь» стал брендом, объединяющим инфраструктурные проекты по всей Евразии и ее морской периферии. Масштабы впечатляют. Данные о финансировании приближаются к 900 млрд долларов, китайские источники их округляют до триллиона. Впрочем, речь идет не только об инфраструктуре.

Не только дороги

Экономический пояс планируется развивать по семи направлениям: транспортному, энергетическому, торговому, информационному, научно-техническому, аграрному и туристическому. Таким образом, дороги – это только первый шаг проекта.

Нурсултан Назарбаев на меж­дународном форуме «Один пояс – один путь», собравшем в прошлом году в Пекине глав государств и правительств более 20 стран, высказал ряд конкретных предложений по реализации этой инициативы.

Президент пояснил, что крайне важно не только облегчить путь товарам через государственные границы и природные препятствия, но и развить аграрный сектор вдоль нового Шелкового пути, сконцентрироваться на развитии связанных с проектом инновационных производств, сохранив при этом окружающую среду и доверие между всеми участниками на евразийском пространстве.

Да и Си Цзиньпин не случайно заявляет о возможностях выгодного взаимодействия проекта нового Шелкового пути с ШОС и ЕАЭС. Таким образом, Китай показывает готовность к сотрудничеству с уже действующими интеграционными объединения­ми на евразийском пространстве с тем, чтобы все страны остались в выигрыше. Председатель КНР неоднократно отмечал, что проект «Один пояс – один путь» «не будет соло Китая, а станет настоящим хором всех стран вдоль маршрутов проекта». Эта инициатива создает благоприятную среду для процветания не только Китая, но и соседних государств. Китайские партнеры убеждают, что цель проекта в том, чтобы объединить мир и обеспечить всем взаимную выгоду так, чтобы никто не остался в проигрыше.

География в помощь

Отсутствие выхода к морю стран Центральной Азии и огра­ниченность транспортных путей многие годы тормозили развитие региона. С воссозданием Шелкового пути ситуация меняется коренным образом.

– Наша география играет теперь в нашу общую пользу. Цент­ральная Азия, как и в свой золотой период, столетия назад, сейчас вновь получила стратегическое значение, став главным мостом между крупнейшими рынками, – пояснил Президент Казахстана.

По словам же китайского лидера, сейчас Казахстан можно смело назвать «чемпионом» трансконтинентальных перевозок. На евразийском пространстве это мост между Востоком и Западом. Успехи стали возможными благодаря стратегической дальновидности Президента Казахстана.

Здесь важно отметить, что в рамках проекта «Один пояс – один путь» каждый год осваи­ваются все новые и быстрые маршруты от Тихого океана до Атлантики, благодаря которым объем торговли только в Евразии, как ожидается, превысит 1,2 трлн долларов к 2020 году. Успешно реализуются возможности выхода товаров из Юго-Восточной Азии через Казахстан на рынки Ирана, Афганистана и далее – на Ближний Восток.

На сегодня одним из главных результатов участия Казахстана в проекте стала разработка и реализация своей национальной экономической программы развития «Нұрлы жол», преду­сматривающей ее стыковку с проектом «Один пояс – один путь» в части транспортно-логистического взаимодействия.

Благодаря реализации прог­раммы «Нұрлы жол» осуществ­лены проекты по строительству железной дороги от Алашанькоу через Казахстан в Европу.

Наша страна уже завершила строительство автомобильной магистрали «Западный Китай – Западный Казахстан» протяженностью 2 700 км. Мы получили возможность создать терминал в порту Ляньюньган.

Город Ляньюньган, выступая стартовым местом сухопутной части широкомасштабного проекта экономического пояса Шелкового пути, расположен на северо-востоке провинции Цзянсу у побережья Желтого моря.

Для контраста приведем воспоминания о Шелковом пути Марко Поло в 1295 году: «Возвращение из Китая в Венецию длилось 21 месяц. Выйдя из Поднебесной, мы по побережью Индии достиг­ли Персии, оттуда прибыли в Константинополь...»

Когда усталый путник ступил с галеры на пристань Венеции, никто не спешил его встречать, поскольку о нем все давно забыли. Если бы не странный вид пришельца, одетого в халат из богатой шелковой ткани, на него не обратили бы и внимания.

Теперь контейнеры из Юго-Восточной Азии идут в Европу за 12–15 дней, а морской путь занимает в 2,5–3 раза больше времени. Кроме того, новый сухопутный маршрут позволяет выйти к Каспийскому морю. От Каспия в направлении на юг через Иран транспортные коридоры ведут в Персидский залив.

Получаем дивиденды

Проект нового Шелкового пути по созданию транспортного коридора между Азией и Европой открыл для Казахстана возможности в сфере привлечения прямых иностранных инвестиций и роста экономики. В частнос­ти, заключены соглашения и контракты с Китаем на строительство на своей территории десятков новых предприятий, которые очень необходимы нашей стране.

Китай для Казахстана стал одним из важнейших торгово-экономических партнеров. Сейчас КНР входит в пятерку крупнейших импортеров нашей продукции и занимает лидирующие позиции во внутреннем товарообороте Казахстана.

В 2017 году объемы двусторонней торговли достигли 10,5 млрд долларов, увеличившись на 32,6% по сравнению с прошлым периодом.

– Казахстан стал ключевым центральноазиатским оператором инициативы, провозглашенной в Астане в 2013 году. Концепция, основанная на пяти принципах: «политическое сближение, инфраструктурные связи, свободная торговля, циркулирование капиталов, сближение народов», органично сопряжена с внутриказахстанской программой новой экономической политики «Нұрлы жол», – говорит директор Казахстанского института стратегических исследований (КИСИ) при Президенте РК Зарема Шаукенова.

– На сегодня Казахстан уже получает дивиденды от функцио­нирования автомобильной трассы Западный Китай – Западная Европа, а также имеет доступ к Мировому океану. Кроме того, согласно прогнозу экс­пертов Price Waterhouse Coopers, к 2020 году транзитная способность перевозок товаров через территорию Казахстана вырастет до 1,7 миллиона единиц в двадцатифутовом эквиваленте. Большие перспективы есть у Казахстана в построении современной производственной площадки для обслуживания новых глобальных цепочек поставок.

Развиваем экспорт

Когда речь идет о площадках по обслуживанию поставок, то в первую очередь рассматривают проекты создания специальных логистических комплексов. Они будут расположены рядом с сортировочными железнодорожными станциями и портами. В центры многофункционального складирования включаются железнодорожные линии, склады контейнеров и стандартные склады.

Все эти сооружения удовлетворят потребности стран Цент­ральной Азии в складировании, распределении и перевозках экс­портной продукции. После этого осуществится соединение морского и железнодорожного транс­порта, что ведет к снижению себестоимости и повышению эффективности перевозок. Эти выгодные проекты позволят улучшить экспортные возможнос­ти и заработать предпринимателям на сокращении расходов.

Сокращение стоимости и времени доставки товаров уменьшает расходы потребителей и предприятий, а сэкономленные средства можно направлять на повышение уровня жизни и экономическую модернизацию.

Кроме того, немаловажное значение имеет плата за транзит. А если учесть огромные затраты на доставку импорта, которые несут страны Цент­ральной Азии, инициатива «Один пояс – один путь», сократив их, придаст дополнительный стимул развитию. Шелковый путь в свое время был не только экономически выгодным для государств, которые были расположены вдоль него, но и выступал своеобразным мостом научного и культурного обмена. Воссоздание его в наши дни на новой основе однозначно выгодно для Казахстана и других стран Центральной Азии.

Популярное

Все
Боевое столкновение произошло на границе Тайланда и Камбоджи
«Олимпиакос» прилетел в Астану на матч с «Кайратом»
«Сельта» обыграла «Реал» в Ла Лиге
Президент Ирана посетит Астану с официальным визитом
Казахстан и Узбекистан договорились об увеличении обмена поездами
Грязная вода затопила Лувр в Париже
Удорожание госконтрактов взяли под контроль: Минфин ужесточил правила закупок
В ОАЭ открыли два новых грандиозных музея
Кафе в здании бывшего кинотеатра Cinema City горело в Астане
Суд обязал костанайский салон вернуть клиентке 1,2 млн тенге
В Атырауской области охота обернулась трагедией
McDonald's выпустил рождественский ролик, полностью сделанный ИИ
Онлайн-казино с операциями на 600 млрд тенге выявило АФМ
Казахстан и Китай открыли фестиваль снежно-ледового туризма
Жительница Актау прокладывает курс гигантских танкеров: история Полины Бектемировой
Токаев обсудил с Сагинтаевым дальнейшее развитие ЕАЭС
Сильные морозы нагрянут в Казахстан
Ртутные отходы хранились в школах и детсадах области Жетісу
Звезда бокса Рой Джонс провел мастер-класс для молодежи в Астане
В Джидде прошел Чемпионат Азии среди юниоров по триатлону
В армию со своей гитарой: история талантливого солдата
Ключевой ориентир – человекоцентричность
«Райская птица» зацвела в Северном Казахстане
О погоде в Казахстане на 2-4 декабря сообщили синоптики
В ВКО фотоловушки сняли галерею «портретов» обитателей тайги
Завершена реконструкция автодороги Кызылорда – Жезказган
О погоде в Казахстане на ближайшие три дня сообщили синоптики
Как лечить ОРВИ и грипп у детей: столичный врач обратилась к родителям
В Алматинской области найдена галерея петроглифов
Партию «запрещёнки» пытались доставить в уральскую колонию
Новая аграрная политика Токаева меняет правила игры для бизнеса на селе
Водитель из Талдыкоргана установил шокирующий антирекорд по ПДД
Стартовал отбор в элиту Нацгвардии
Инструмент противодействия манипуляциям и фейкам
Актюбинская школьница победила в республиканском конкурсе по профилактике мошенничества
Индустриальную зону создают в Сатпаеве
Первую красавицу Казахстана выбрали в Алматы
Не только помощь, но и образ жизни
Экономика Жамбылской области вошла в топ-3 по республике
Жанибека Алимханулы лишили боя за три титула: WBO сделала заявление
Началось строительство сталелитейного завода
Какой будет зима в Казахстане, рассказали синоптики
Новые авто вручили гвардейцам в Караганде
Тестирование по Qaztest провели в командовании Нацгвардии
Ошибка, которую нужно исправить: мажилисмен о запрете самосвалов на автодорогах
Из казармы в кампус
«Закон и порядок»: уроки цифровой грамотности организовали для столичных студентов
Политика здравого смысла
Все строго по правилам
Кайрат» продолжает удивлять Европу и нас
В Нацгвардии запустили курс подготовки операторов БПЛА
Мегапроект Саудовской Аравии «Зеркальная линия» – на грани провала
Полицейские с помощью дрона зафиксировали грубое нарушение на трассе в Акмолинской области
Зима будет теплой
Школьники из Семея изготовили EcoBox из пластиковых крышек
Устроившие погром на остановке нарушители получили по 10 суток ареста в Астане
Талгар будет расти и вширь, и ввысь
Режут провода, портят светильники: Шымкент страдает от вандалов
Уверенный рост экономики Приаралья
Метель, туман, гололед: 20-градусные морозы надвигаются на Казахстан

Читайте также

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]