Станут «умными» маяки

1083
Элина Зироян, Актау

Сегодня 5 маяков казахстанского сектора Каспийского моря оборудованы по последнему слову техники. Как рассчитывают в службе гидрографического обеспечения, в дальнейшем флагманов морского побережья коснется цифровизация.

С 2008 года за обеспечение безо­пасного мореплавания в бассейне Каспийского моря казахстанского сектора отвечает служба гидрографического обеспечения Военно-морских сил РК. Подведомственная территория от мыса Суе до границ Российской Федерации, протяженность которой составляет более 1 850 км.

Как рассказывает врио начальника службы гидрографического обеспечения Военно-морских сил РК капитан 3-го ранга Данияр Давишев, в августе 2011 года кас­пийские маяки были оснащены новым светотехническим оборудованием. Кроме того, установлено несколько навигационных буев – плавучих ограждений, основное назначение которых заключается в указании безопас­ных путей, минующих затонувшие суда, мели, рифы. Буи также начинены современным навигационным оборудованием. Маяки и буи создали единую систему безопасности плавания.

Прежнее изношенное оснащение маяков требовало постоянного наблюдения за электро­двигателем, из-за перепадов напряжения оно давало сбои. Старые движки не позволяли прожекторам крутиться с нужной частотой – нарушался интервал между сигналами, что вводило в заблуждение мореплавателей.

– До 2011 года там находилось светооптическое оборудование. Его включали и выключали вручную согласно таблице времени восхода и захода солнца. Технические характеристики вращающегося маяка устарели, зачастую луч не пробивал туман. В новой аппаратуре используются светодиодные лампы, превышающие прежнее свечение в несколько раз и выполняющие свое основное предназначение – выдачу света определенной мощности на указанную дистанцию, – рассказывает капитан 3-го ранга.

С момента установки нового светотехнического оборудования маяки не давали сбоев. Моряки хорошо знают, что каждый из 5 маяков в казахстанском секторе Каспия обладает индивидуальным световым «почерком». У каждого своя характеристика: белый⁄красный или белый⁄проблесковый огни. Характеристика огней маяка не повторяется.

Все 5 казахстанских маяков занесены в реестр исторических мест Мангистауской области.

Маяки на крышах можно наблюдать как на постсоветском пространстве, так и за его пределами. И все же путеводный огонь для судов, водруженный на кровлю, увидишь далеко не везде. Казалось, разговоры о наличии маяка на крыше дома в Актау несколько приелись. Но что поделать, ведь маяк «Меловой», указывающий путь судам в порт Актау, действительно является символом морских ворот Казах­стана. Да и расположен дом на открытом всем ветрам одноименном мысе Меловом, откуда и началось строительство города Шевченко – ныне Актау. Чем не символ?

Когда-то маяк стоял непосредственно на мысе: работал, указывая правильный путь морякам и рыбакам. Но вырос город, и в 1974 году путеводный луч водрузили на высотный дом № 9 в 4-м микрорайоне. На крыше была построена восьми­гранная приз­матическая башня с фонарным сооружением. Здесь, находясь на высоте 73 м над уровнем моря, маяк и продолжает выполнять свою функцию.

Маяк «Верхний Тюб-Караган» из всех 5 самый мощный: дальность его действия – 28 миль. Он расположен в прибрежной зоне, в 12 км от города Форт-Шевченко. Белая восьмигранная каменная башня с фонарным сооружением 1864 года постройки в высоту достигает 14 м. На площади в треть гектара, окруженной стенами и по­этому напоминающей крепость, разбросаны постройки, в числе которых жилище смотрителей, которые жили здесь семьями, конюшня, склады и колодец. Коренные жители поговаривают, что в 30-е годы прошлого века на маяк было совершено вооруженное нападение, при котором пострадало его оборудование. В селе Баутино Тупкараганского района расположен маяк «Ниж­ний Тюб-Караган». Строительство маяка с цилиндрической каменной башней и прилегающим служебным помещением датируется 1863 годом.

Наличие сразу двух маяков в Тупкараганском районе – необходимость, продиктованная особенностями ландшафта.

– При заходе в Тупкараганский залив верхний маяк светит в определенном секторе, имея передний створный знак. И судно заходит именно по этому створу. После точки поворота в заливе перестраивается нижний створ. После этого судно заходит в порт Баутино, – поясняет Данияр Давишев.

Если эти два маяка необходимы для успешного захода судов в залив, то маяк «Кызыл-Озен», построенный южнее, предназначен для ориентира. Он расположен в прибрежной зоне на небольшом удалении от села Кызыл-Озен Тупкараганского района. Сооружение представляет собой каменную восьмигранную башню высотой от основания 4 м. Ему сегодня около 60 лет.

Маяк «Песчаный» по названию одноименного мыса расположен в прибрежной зоне на территории Мунайлинского района в 70 км от Актау и 40 км от села Курык. Белая восьмигранная железобетонная башня с фонарным сооружением возведена в 1956 году. С южной стороны мыса Песчаного расположен залив Александра Бековича-Черкасского, в шторм корабли заходят в этот залив для укрытия. Ну и как здесь обойтись без маяка?

До конца 2008 года маяки находились в ведении Пограничной службы, сегодня безо­пасность мореплавания обеспечивают военнослужащие гидрографической службы воинской части № 25425. На каждом маяке есть штат, состоящий из четырех воен­нослужащих. Раньше там жили смотрители маяков – граж­данские лица, считавшиеся государственными служащими. Сегодня многие из них вышли на пенсию. Зато на смену пришли их дети. К примеру, на маяке «Кызыл-Озен» Амангелды Утесбаев замещает на посту свою мать. Его призвали на службу. А вот бесперебойную работу маяка на мысе Меловом свыше 20 лет обеспечивала семья Штукатуровых.

Но что же ждет маяки в будущем? Призывников, в особеннос­ти из других областей страны, как и всех молодых людей, манит все, что связано с морем, в том числе и маяки. Их интересует, как они выглядят, как действуют. Однако если вопрос с цифровизацией маяков решится в положительную сторону, надобность в несении службы на данных объектах отпадет сама собой.

– Планируем сделать маяки беспилотными и необитаемыми, – говорит Данияр Давишев. – Чтобы на объекте не присутст­вовал личный состав. Там за надежной оградой будет установлено антивандальное оборудование, работу которого можно будет координировать онлайн. В случае неисправнос­ти специальная группа прибудет для его ремонта и текущей технической профилактики. Эту идею мы предлагаем в Минобороны.

Популярное

Все
Первая победа
На севере поспели... бананы
Когда вещи говорят
Золото из Даммама
Shymbulak открыл сезон при дефиците снега
Вклад Смагула Садвокасова в образование региона
Служение Отечеству – дело всей жизни
Волки все ближе к селу
Великолепная пятерка на Australian Open
Станцию скорой помощи ждут уже два года
Формируя неприятие коррупции
Срезан плодородный слой с холма
Учительство в контексте глобальной повестки
Честная служба – важнейший фактор повышения доверия населения
Воспитать честных и законопослушных граждан
Новая модель сельского менеджмента
С думой о Родине
Указы Главы государства о назначении
Устойчивость семьи – фундамент общества
Беречь время и ресурсы
В армию со своей гитарой: история талантливого солдата
Ключевой ориентир – человекоцентричность
«Райская птица» зацвела в Северном Казахстане
В ВКО фотоловушки сняли галерею «портретов» обитателей тайги
Завершена реконструкция автодороги Кызылорда – Жезказган
Как лечить ОРВИ и грипп у детей: столичный врач обратилась к родителям
О погоде в Казахстане на ближайшие три дня сообщили синоптики
Водитель из Талдыкоргана установил шокирующий антирекорд по ПДД
Партию «запрещёнки» пытались доставить в уральскую колонию
Новая аграрная политика Токаева меняет правила игры для бизнеса на селе
Стартовал отбор в элиту Нацгвардии
Инструмент противодействия манипуляциям и фейкам
Первую красавицу Казахстана выбрали в Алматы
Не только помощь, но и образ жизни
Жанибека Алимханулы лишили боя за три титула: WBO сделала заявление
Добро без громких лозунгов и камер
Европейский Союз и Казахстан: Превращая общие вызовы в общие возможности
«Небо открыто для инвестиций»: эксперт в сфере о том, как превратить аэропорты Казахстана в глобальные грузовые хабы
Охотничьи испытания казахского тазы провели в Алматинской области
Армия усиливает подготовку допризывников
Началось строительство сталелитейного завода
Какой будет зима в Казахстане, рассказали синоптики
Новые авто вручили гвардейцам в Караганде
Тестирование по Qaztest провели в командовании Нацгвардии
«Закон и порядок»: уроки цифровой грамотности организовали для столичных студентов
Ошибка, которую нужно исправить: мажилисмен о запрете самосвалов на автодорогах
Из казармы в кампус
Политика здравого смысла
Все строго по правилам
В Нацгвардии запустили курс подготовки операторов БПЛА
Мегапроект Саудовской Аравии «Зеркальная линия» – на грани провала
Полицейские с помощью дрона зафиксировали грубое нарушение на трассе в Акмолинской области
Устроившие погром на остановке нарушители получили по 10 суток ареста в Астане
Зима будет теплой
Школьники из Семея изготовили EcoBox из пластиковых крышек
Сильнейшие бадминтонисты мира соберутся в Астане
Талгар будет расти и вширь, и ввысь
Режут провода, портят светильники: Шымкент страдает от вандалов
Метель, туман, гололед: 20-градусные морозы надвигаются на Казахстан
Уверенный рост экономики Приаралья

Читайте также

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]