​Такси вызывали?

750
Юлия ПОЛОНСКАЯ
рисунок Владимира КУРЯТОВА

За последние три года, не выдержав конкуренции с частными извозчиками, в главном городе страны закрылись 17 таксопарков. Оставшиеся восемь свое положение называют критическим.

– Из 475 единиц подвижного состава официальных таксомоторных парков 30% не работают, – рассказывает председатель Ассоциации транспортников Астаны Медет Курманов. – К примеру, компания «Сарыарка» передала автомобили в аренду, «Тумар» думает о закрытии, в «Эко такси» и «Жебе» часть автомобилей прос­таивает из-за отсутствия квалифицированных водителей.

Для предоставления услуг такси компании-перевозчики должны заключать договор с управлением пассажирского транспорта Астаны. Но он нам, по сути, ничего не дает, кроме, разве что, внимания контролирующих органов. Поэтому подавляющее большинство наших «коллег» предпочитает работать без регистрации – несколько автопарков имеют в собственности автомобили с внешней атрибутикой такси, но по разными причинам не желают заключать договор с акиматом. Ну а большинство водителей просто работают на себя, занимаясь частным извозом.

Граждане, пользующиеся услугами таких нелегальных такси, подвергают свое здоровье и жизнь угрозе, рискуют быть обманутыми или лишиться ценных вещей, но все равно прибегают к услугам «бомбил», ведь это дешевле, да и быстрее, чем вызвать такси через диспетчера.

Частный извозчик, действительно, чаще всего не несет никакой ответственности – ни перед законом, ни перед пассажиром. Доказать факт нелегального трансферта практически невозможно, привлечь такого водителя можно лишь за сопутствующие нарушения. Так, по итогам рейдов, которые проводит УАП ДВД Астаны совместно с департаментом государственных доходов и инспекцией транспортного контроля, с марта этого года зарегистрировано 3 200 нарушений. В их числе назойливое приставание – 156 фактов, игнорирование требований дорожных знаков (чаще всего – остановка в неположенном месте) – 1 000 штрафов, неудовлетворительное состояние автотранспорта – 200 приводов. С начала года сотрудникам департамента государственных доходов удалось составить на «бомбил» 12 административных протоколов, и лишь двух водителей привлекли к ответственности за нелегальный извоз.

– Чаще всего пассажиры не дают свидетельских показаний, говорят, что их подвозит родственник или знакомый, – отмечает старший инспектор по особым поручениям УАП ДВД Астаны Алтубай Бахытжан.

Рынок такси требует принятия правил, регламентирующих порядок оказания этих услуг, говорят официальные перевозчики. И это не только вопрос вскрытия огромного теневого финансового и человеческого ресурса, но и безопасности граждан, имиджа столицы, которой скоро предстоит встречать гостей ЭКСПО-2017.

– Развитие высоких технологий за пос­ледние 5 лет серьезно изменило сферу перевозок. Появились интернет-агрегаторы, платформы и мобильные приложения. При этом нелегальные диспетчерские службы и интернет-сервисы увеличивают обороты теневой экономики. В погоне за сверхприбылями нелегал экономит на всем: отсутствует предрейсовый медицинский осмотр водителей, конт­роль режима их труда и отдыха, надлежащий технический осмотр подвижного состава, – продолжает Медет Курманов.

Солидарны с ним эксперты палаты предпринимателей Астаны, по мнению которых, развиваться официальным перевозчикам мешает несовершенство нормативно-правовой базы в транспортной отрасли и неудобство городской инфраструктуры.

Поиску путей выхода из сложившейся ситуации здесь посвятили заседание Совета по защите прав предпринимателей столицы, куда пригласили представителей бизнеса и ответственных государственных органов. В итоге сделали вывод: выжить без поддержки государства таксопарки сегодня действительно не смогут. Ведь по средним оценкам между нелегальными диспетчерскими службами и интернет-сервисами распределяется порядка 60% из ежемесячно выполняемых рейсов.

– Мы об этих проблемах знаем, – отвечает руководитель департамента пассажирского транспорта «Астана LRT», что в ведомстве акимата, Бейбут Есжанов. – И совместно с Ассоциацией транспортников уже разработали предложения по внесению изменений и дополнений в законодательные акты, регламентирующие отношения в этой сфере. Например, предусмотрели 49 специальных стоянок для таксистов, разрабатываем единые стандарты оказания услуг, экипировки и даже тарифов. Но главный воп­рос – закуп подвижного состава. Таксопарки сегодня просто не располагают необходимым количеством авто, чтобы обслужить город. А для покупки новых машин нужно искать инвесторов.

Еще предлагается введение для такси регистрационного номера, например, желтого цвета. В России, например, такая практика существует с 2002 года и дает возможность учитывать количество такси, представляет право заезда на платные парковки и городские стоянки, облегчает работу органам транспортного контроля.

Также столичным таксистам будет предоставлено право пользоваться полосами, выделенными для автобусов. Это должно сделать услуги официальных перевозчиков более привлекательными, ведь таким образом можно значительно сократить время в пути.

Представители государственных органов предлагают и другие, более кардинальные меры регулирования таксомоторного рынка, например, введение лицензирования на оказание услуг. Но тогда за бортом останется та категория водителей, для которых частный извоз – не основное занятие, но при этом – значительное подспорье к небольшому доходу. Ведь «таксуют» у нас чаще всего не от хорошей жизни, сетуют «бомбилы». Не лучше ли представителям государственных органов и руководителям таксопарков подумать о том, как сделать нелегальных перевозчиков партнерами, а не конкурентами. От такого решения выиграют все участники рынка.

Популярное

Все
В области Жетысу прошел инвестиционный форум
Талгар будет расти и вширь, и ввысь
В Индии прошел заключительный этап Кубка мира
Гордость Мангистау
Традиции – в современность
Масштабные проверки в жилом секторе
Поддержка для кандасов
FWA-технология – драйвер цифровой трансформации Шымкента
Дорога ошибок не прощает
Финансовый капкан: быстрые деньги без шанса на возврат
Будущее судебной экспертизы в эпоху ИИ
Миллиарды – в доход государства
Наращивая транзитный потенциал страны
Дворец спорта открыт в Щучинске
Мы строим энергетику нового поколения, отвечающую вызовам времени
Целевой контур качественного роста
Бюро Мажилиса
50 медалей накануне финала!
Казахстан – Армения: выход на уровень стратегического партнерства
Залипаем...
Тестирование по Qaztest провели в командовании Нацгвардии
В Нацгвардии запустили курс подготовки операторов БПЛА
Зима будет теплой
Метель, туман, гололед: 20-градусные морозы надвигаются на Казахстан
В основе успехов отечественных аграриев лежит самоотверженный труд и государственная поддержка
На 50 млн тенге оштрафованы предприниматели за необоснованные цены
Алматы и Шымкент связала четырехполосная трасса
Сегодня – День бурильщика
Когда традиции и инновации работают на общее благо
Указ Президента Республики Казахстан О присвоении звания
Уверенный рост экономики Приаралья
Президент подписал закон об искусственном интеллекте
«Не нужно ехать за рубеж»: уникальные технологии объединил онкоцентр в Астане
Касым-Жомарт Токаев подписал закон об изменениях в КоАП
Запущен завод по переработке мяса птицы
Это другой мир: казашка рассказала о том, каково быть волонтером в Африке
В Правительстве начнут устранять разрыв между ростом экономики и зарплатами казахстанцев
В Жамбылской области дан старт строительству парогазовой электростанции
Легенда Google: "Казахстан совершает один из самых смелых переходов — от нефтяной экономики к экономике ИИ"
Победный выезд «Барыса»
Международный день анимации: гвардеец создал военный мультфильм
Сюрприз на сцене: гвардейцы приготовили для родителей трогательный подарок
Отрасль, где гостеприимство – фактор успеха
Гвардеец завоевал золото на чемпионате Евразии по пауэрлифтингу
Жители Усть-Каменогорска построили мост методом асар
Зампред КНБ отправлен в отставку
В Таразе продолжается обновление парка городских автобусов
Ошибка, которую нужно исправить: мажилисмен о запрете самосвалов на автодорогах
В Астане состоялся показ фильма «Капитан Байтасов»
Шымкент растет и уверенно смотрит в будущее
Марат Ирменов назначен зампредом КНБ
Кайрат» продолжает удивлять Европу и нас
В Жамбылской области выявили свыше 500 нарушений миграционного законодательства
Павлодарский «Иртыш» вернулся в КПЛ
Все строго по правилам
Одну из улиц в Астане закроют на 2 недели
Мегапроект Саудовской Аравии «Зеркальная линия» – на грани провала
В Кокшетау открылась еще одна инновационная школа
Школьники из Семея изготовили EcoBox из пластиковых крышек
«Ход королевы»: Почему женщины из Казахстана успешнее в шахматах, чем мужчины?

Читайте также

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]