Трансферты общие, ответственность – ничья?

448
Лаура Тусупбекова
специальный корреспондент

По мнению мажилисменов, в бюджетной политике регионам проще «сидеть на трансфертах», чем развивать экономику

Фото: Kazpravda.kz / Адильбек Тауекелов

Проблемам межбюджетных отношений был посвящен правительственный час в Мажилисе. По теме заседания перед депутатами выступил заместитель Премьер-министра – министр национальной экономики Серик Жумангарин. Он отметил, что сегодня основными приоритетами в совершенствовании бюджетной системы являются создание условий для реализации регионами своего потенциала и экономичес­кой самостоятельнос­ти и недопущение критических разрывов в базовой инфраструктуре и в целом в развитии.

Сегодня из 20 регионов 17 яв­ляются субвенционными, зависимость регионов от центра сохраняется на уровне 49%. Остальные три региона являются донорами – города Алматы и Астана и Атырауская область.

– Но необходимо признать, что все эти вещи условные, – из центра дополнительные трансферты получают и регионы-доноры. Прак­тически большинство крупных проектов в городах и областях реализуются из центра. Дальнейший акцент работы Правительства будет направлен на обеспечение экономической самостоятельности регионов через развитие потенциала институтов развития, внебюджетных инструментов финансирования инфраструктурных проектов, мер господдержки, – сказал вице-премьер.

Как известно, в стране начала действовать новая методика определения трансфертов общего характера (ТОХ), которая учиты­вает поручения руководства страны об усилении социальной направленности, внедрении элементов выравнивания по обеспеченности, расширению охвата до районного уровня. Это – позитивные шаги. Однако анализ, проведенный Комитетом по финансам и бюджету, показывает: ряд принципиальных задач остается не до конца решенным. Речь идет о мотивации регионов к наращиванию собственной доходной базы, адекватности расчетов, учете долговой нагрузки, а также устойчивости финансовых потоков на разных уровнях бюджета.

– Комитет провел детальные обсуждения со всеми регионами, и каждый высказал свои боли. В малонаселенных регионах – проб­лема высоких затрат на базовые услуги. В развитых агломерациях – обратная тревога: рост доходов грозит снижением трансфертов, возникает наказание за эффективность. Почти все указали на неучет долговых обязательств и отсутствие компенсаций на реализацию новых поручений, – озвучила проблемы глава комитета, депутат Татьяна Савельева.

Между тем регионы как раз считают, что без трансфертов не обойтись. Заместитель акима области Улытау Жанибек Нупиров, в частности, считает, что для молодой области трансферты общего характера – это основа выполнения базовых государственных функций. По его словам, эти средства нужны для решения проблем региона. Так, в Улытау 70% бюджета развития области направляется на ремонт подземных коммуникаций.

– Народ задается вопросами: почему с момента образования области облик центрального города остается без изменений, почему при расчете объема трансфертов принимаются во внимание климатические условия, но не учитывается износ необходимой инфраструктуры и энергозатраты для устойчивой работы в зимний период? Предлагаем рассмотреть возможность включения климатической и технической уязвимости для регионов с высокой степенью износа важной инфраструктуры, – высказался Жанибек Нупиров.

Депутаты подтверждают, что пока бюджеты осваиваются по принципу «что быстрее, то и важнее», мы не уйдем от инфраструктурных разрывов. Кроме того, методика не учитывает реального доходного потенциала регионов. Депутаты считают необходимым учитывать доходный потенциал при расчете ТОХ, однако в регио­нах воспринимают эту инициативу как угрозу: мол, если регион работает хорошо, его «накажут» сокращением трансфертов.

– Если быть объективными, почти каждый бюджетный цикл демонстрирует одну и ту же закономерность: в первый год трехлетки – скромное перевыполнение, во второй – уже заметное, а в третий – прирост на десятки, а то и сотни миллиардов. Это стало устойчивой практикой. Почему так происходит? Потому что зак­ладывается заниженная стартовая база. И потом удивляемся огромным остаткам и неумению Правительства управлять финансовыми потоками в стране. Пока региону выгоднее занижать прогноз, чем развивать экономику. Мы не стимулируем рост, а закрепляем текущий уровень отставания, – считает Татьяна Савельева.

На текущий момент 9 из 20 регионов страны остаются дотацион­ными. Причем в числе таких регио­нов – не только отдаленные, но и крупные области, такие как Кызылординская и область Жетысу, где доля трансфертов в бюджете достигает 85%. Однако вместо активного поиска точек роста и привлечения инвестиций там наблюдается крайне пассивная экономическая политика со стороны местных исполнительных органов.

– Акиматы, по сути, становятся просто распределителями рес­публиканских средств, не мотивированными на развитие. Причина – в самой архитектуре нашей системы межбюджетных трансфертов. Сегодня регион, увеличивший собственные доходы, теряет часть трансфертов. То есть его фактически наказывают за успех. В результате мы видим парадоксальные ситуации, когда регионы с мизерным прирос­том субъектов МСБ получают трансферты общего характера на душу населения больше, чем те, кто демонстрирует рост, – говорит депутат Адиль Жубанов.

Депутаты считают, что сложившаяся практика не только несправедлива, но и неэффективна, она демотивирует акимов, не создает ответственности за экономическую стагнацию и игнорирует качество управления. В то же время в стране нет системного мониторинга, поз­воляющего оценивать эффективность использования трансфертов и реальные усилия регионов по снижению дотационности.

Так что же делать, как мотивировать акимов?

Депутат Бакытжан Базарбек предложил ввести двухлетний испытательный срок для руководителей регионов, и одним из ключевых пунктов этого «акимовского KPI» должно стать именно достижение уровня доходности региона, а также степень собирае­мости налогов, индустриальные инновационные нововведения и стартапы, рейтинг экономического роста, инвестиционная привлекательность, количество привлеченных инвесторов, соз­данных рабочих мест и реально введенных в строй промышленных предприятий.

– Нет результатов – аким должен сложить полномочия из-за неэффективности, – считает Бакытжан Базарбек.

Резюмируя правчас, вице-спикер Мажилиса, к слову, опытный финансист, Дания Еспаева выделила еще ряд бюджетных проб­лем. Так, методика определения трансфертов общего характера не учитывает затраты регионов на выполнение долговых обязательств, а это очень важная статья­ расходов, от которой зависит финансовая устойчивость.

– Мое мнение таково: если эти займы брались на инвестиционные проекты, имеющие общественно значимый характер, то их можно брать в расчет при определении ТОХ. По другим затратам должна быть финансовая ответственность самого региона, – считает вице-спикер.

Одним из ключевых вызовов при внедрении новой методики расчета трансфертов общего характера остается отсутствие надежной статистической базы, на которой строятся все расчеты. Официальная и ведомственная статистика не интегрирована и часто противоречит друг другу. Фундаментальные показатели – уровень безработицы, индекс потребительских цен, индекс качества жизни – усечены и методологически искажены, соответственно, не выполняют функцию ориентира. А ведь нереалистичная статистика напрямую мешает формированию обос­нованных транс­фертов. И в этой связи Мажилис предложил провести аудит Бюро национальной статистики…

Популярное

Все
Найдены личные вещи членов экипажа пропавшего на Сорбулаке вертолета
В теплицах спеет урожай
Яблоневый сад на радость людям
Дроппер за все заплатит
Мурал в подарок городу
Славный сын величественного Алтая
Запустят пять заводов
Помогают собраться в школу
«Промелькнула жизнь, как выстрел...»
Что предлагает виртуальный бокс
Полицентризм – не просто модный тренд
Город, где живет история
Казахстан – Турция: стратегическое партнерство выходит на новый уровень
Цветение лотоса в устье реки Кигач
Радоваться самой и вдохновлять других
Талдыкорган – Ушарал: новый газопровод для 66 населенных пунктов
Популярная певица убита в Узбекистане
Слово, возвращенное из прошлого
Первый в мире магазин роботов формата 6S открылся в Шэньчжэне
Миллиард тенге выделили на водоснабжение посевных площадей в Кызылординской области
Жезказган – Кызылорда: уложены первые километры асфальта
Десять человек погибли за два дня на трассах Казахстана
Сильные дожди накроют Казахстан
Сильные дожди сменят жару в Казахстане
В Павлодарской области масштабно отметили 125-летие Исы Байзакова
Родители потратили благотворительную помощь на лечение сына: возбуждено дело
Актау – культурная столица тюркского мира
В Туркестане построят восточную объездную дорогу
В Джакарте откроют showroom казахстанского экспорта
Юрий Дудь заочно арестован в России
Втрое увеличилось количество центров поддержки семьи
Скрытый патруль против лихачей
Вопрос передачи сайгаков Узбекистану будет решаться на межгосударственном уровне — Минэкологии
Звонили «из банка» – ответила полиция
Видео с розовым озером оценили в Казнете
Находившегося в международном розыске казахстанца задержали в Египте
Казахстанский таеквондист завоевал вторую медаль на Универсиаде-2025 в Германии
Как платность дорог влияет на стоимость товаров, проверят в Костанайской области
Казахстанский режиссер – кавалер французского ордена
Определены соперники «Кайрата», «Актобе» и «Астаны»
В Караганде подорожает проезд в автобусе
Три молочно-товарные фермы построили в Костанайской области за год
Очередной циклон надвигается на Казахстан
Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования правоохранительной службы, жилищного обеспечения и социальной защиты сотрудников правоохранительных, специальных государственных органов, органов гражданской защиты и военнослужащих, а также исключения излишней законодательной регламентации в сфере деятельности органов внутренних дел
Первого бесплатного юридического помощника на базе ИИ запустили в Казахстане
Распоряжение Главы государства о назначении
Лесной пожар бушует в пригороде Стамбула
Глава государства ознакомился с деятельностью первой очереди ТЭЦ-3 Астаны
Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) и законы Республики Казахстан          по вопросам введения его в действие
Назначен директор новой Службы КНБ
В Астане сгорел рынок «Big Шанхай»
На Зеленом базаре арендаторы в очередной раз устроили демарш
Асфальтобетонный завод строят в Сатпаеве
Амангельды Нугманов: Защита прав человека – ключевой ориентир в работе полиции
Завод по переработке природного урана запущен в Сузаке
Сенатор Амангельды Нугманов ознакомился с инициативами в сфере высшего образования в Актобе
Более полумиллиарда тенге выделили на ремонт столетней дороги в ВКО
21 предприниматель оштрафован в этом году в Костанае за превышение торговой надбавки
Сенаторы обсудили с военными Жетысу реализацию закона о территориальной обороне
​​​​​​​Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам оптимизации уголовного законодательства Республики Казахстан

Читайте также

Сенаторы обсудили развитие инфраструктуры и поддержку сел К…
Депутат Мажилиса посетила центр для детей с особыми потребн…
Сельчане области Абай пожаловались депутату на проблемы с в…
Ход строительства детского сада за счёт возвращённых активо…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]