В плену у смога

849
Айгуль Турысбекова, Алматы

В процессе возникновения промышленной дымки над городами много составляющих, и каждая из них требует принятия конкретных мер.

фото Юрия Беккера

На внеочередной IX сессии мас­лихата Алматы VIII созыва депутаты согласовали Комплексный план развития Алматинской агломерации до 2029 года. Документ нацелен на обеспечение устойчивого социально-экономического роста мегаполиса и содержит проекты в рамках 16 стратегических направлений по территориальному, социальному, дорожно-транспортному, инженерному, экономическому, экологическому и цифровому развитию.

По словам заместителя акима Алматы Аскара Амрина, планом предусмотрена интеграция городского общественного транспорта в пригородные зоны, пробивка четырех радиальных и семи внут­ренних магистральных улиц до БАКАД, расширение системы пригородных железнодорожных пассажирских перевозок.

Действительно, проблемы Алма­ты уже невозможно решать без учета его тесной взаимо­связи с пригородами. Одним из немаловажных факторов этой интеграции является ежедневная «миграция» автотранспорта.

Ранее ряд СМИ уже облетело сообщение с громким заголовком о том, что в Алматы еже­дневно въезжает «целая» Латвия. Так, согласно данным дорожной полиции, по десяти основным магистралям на территорию мегаполиса в рабочие дни въезжает в среднем свыше 400 тыс. автомобилей.

По дополнительным 17 дорогам, ведущим из области в город, заезжает еще более 300 тыс. автотранспортных средств. «Входящий транспортный поток в Алматы превышает 700 тысяч машин, что составляет примерно треть всего населения города – 2,147 млн человек. Эти цифры получены на основе мониторинга дорожной ситуации с использованием возможностей аппаратно-прог­раммного комплекса «Сергек» в пятницу, 6 октября 2023 года», – говорится в информации акимата.

Помимо входящего транспорт­ного потока, в самом Алматы зарегистрировано около 617 тыс. автомобилей. Более 400 тыс. машин регулярно передвигаются по городу вместе с теми, кто приезжает из области, то есть суммарно более 1 млн 100 тыс. автотранспортных средств. Таким образом, армада «железных коней» колесит по дорогам мегаполиса, ежедневно выбрасывая в атмосферу тонны вредных веществ, ухудшая его экологию.

При этом автомобильный парк города, да и всей страны, довольно быстро стареет. По данным агентства Energyprom.kz, в Казахстане каждый второй автомобиль старше 20 лет, а старше 10 лет и вовсе семь из десяти авто. О том, как коптят «уставшие» автомобили 80–90-х годов прошлого столетия, было сказано не раз. Так, по данным 2022 года, общие выбросы в окружающую среду Алматы составили 127 тыс. тонн. Из них 55% приходится на автотранспорт, 36% – на ТЭЦ-2 и промышленные предприятия.

Напомним, что с 2022 года в городе вернули экологические пос­ты, и сегодня на основных въез­дах работают 19 стационарных пунктов, где ведется контроль норм токсичности и дымности автотранспорта. Вместе с тем в июле текущего года аким Алматы Ерболат Досаев высказался о необходимости пересмотра их деятельности, поскольку эффективность такой работы оставляет желать лучшего.

Кроме того, аким предложил наделить город особым экологическим статусом. По его мнению, необходимо ужесточить техосмотр машин и общие экологичес­кие стандарты. Градоначальник отметил, что каждый день воздух Алматы загрязняют выхлопы порядка 800 тыс. автомобилей, однако, согласно свежим данным, эта цифра даже выше.

Большую угрозу для экологии несет большегрузный транспорт. Ерболат Досаев заверил, что все меры, касающиеся возможности дополнительных проверок и ужес­точения экологических стандартов, начиная от бензина и самого технического состояния машин, уже разработаны. Нынешней осенью они будут направлены в Мажилис.

Стоит напомнить, что и экс­перты не первый год говорят о мерах, которые необходимо принять. Это регулярный контроль качества ГСМ на АЗС, снижение утильсбора, возможность льготного приобретения электромобилей, оснащение выхлопных труб фильтрами с катализаторами для уменьшения вредных выбросов. В процессе возникновения смога немало составляющих, и каждая из них требует пристального контроля, принятия институцио­нальных и конкретных мер. На фоне непрекращающейся высотной и бессистемной застройки на проветриваемости города можно ставить крест, однако имеется еще одно направление работы.

К примеру, в Алматы, который буквально задыхается от смога, существует единственный в стране цех по производству отечественных каталитических нейтрализаторов, имеющих повышенную механическую прочность, высокую термическую устойчивость. По словам кандидата технических наук Болатхана Хусаина, выхлопные газы транспортного средства без катализатора содержат в сотни раз больше токсичных компонентов.

Другими словами, токсичные компоненты, проходя через катализатор, превращаются в безвредные, при этом степень очистки составляет 98%. Вместе с тем анализ проверки автотранспорта показывает, что из десяти проверенных машин только одна имеет катализатор, хотя это техническое средство, по сути, является расходным материалом.

О необходимости их внедрения на автотранспорте Алматы говорилось еще в начале нулевых, тогда же ученые пытались их массово внедрить на практике, но отсутствие законодательных мер не позволило это сделать в условиях рыночной экономики. Так что же сделано в этом направлении спустя 20 лет? Этот факт является наглядным показателем бездействия исполнительных и представительных органов Алма­ты, которые за прошедшие годы так и не сдвинули вопрос с мертвой точки.

Пока наличествует только констатация того, что экологическая ситуация в Алматы катастрофичес­ки ухудшается. Проблему необходимо решать на законодательном уровне, так как без принятия жестких и непопулярных мер не обойтись. В связи с этим стоит заранее проводить разъяснительную работу среди населения. Следует помнить: обратная связь с общест­вом является одним из важных элементов работы властей.

Ну а пока в акимате обещают, что к 2030 году валовые выбросы в атмосферу города снизятся до 78 тыс. тонн, или на 39% от текущего уровня. Однако создается впечатление, что смог, который зловеще нависает над городом, становится обыденным явлением, и горожане, кажется, смирились с его присутствием.

Экологические активисты и неравнодушные жители время от времени возвращаются к этой теме, пытаясь донести до властей всю серьезность ситуации. По данным статистики, по уровню заболеваемости органов дыхания Алматы занимает первое место в республике. Хотя чувствуется, что градус общественного возмущения по поводу вялотекущей работы городского акимата в борьбе со смогом снизило решение Правительства о переводе ТЭЦ-2 на газ.

Но нельзя забывать о том, что и транспорт, который ежедневно передвигается по городу, наносит огромный ущерб экологии.

Возмутителем спокойствия не так давно стал инженер-рационализатор Руслан Саринов, эксперт транспортного комитета общественного совета Алматы. Он готов внедрить на практике эффективные логистические решения и без больших материальных затрат устранить пробки на дорогах мегаполиса, так как именно в период торможения и ускорения выбрасывается больше всего вредных газов.

Однако все его попытки наладить конструктивный диалог с чиновниками из акимата города оказались безуспешными, и он обратился к Президенту через социальные сети. Почему инженер вынужден обращаться к первому лицу государства? Может, причина кроется в том, что у нас отсутствует независимое и профессиональное сообщество инженеров и технических специа­листов, которое бы обсуждало подобные проекты и давало бы свое заключение на предмет их практической полезности?

Почему к решению этого жизненного вопроса не привлекается интеллектуальный потенциал Алматы, города, считающегося научным и образовательным центром страны? Почему в бюджет города закладываются огромные суммы на ремонт одних и тех же улиц, но не выделяются целевые гранты на конкретные разработки по борьбе со смогом? Ведь именно госорганы должны быть драйвером такого процесса и неустанно работать по всем направлениям, а не закрывать глаза на проблему.

В любом случае каждое обоснованное предложение неравнодушных людей, предлагающих пути решения экологической проблемы нашего города, требует серьезного внимания со стороны исполнительной власти и депутатов маслихата.

Популярное

Все
Сегодня - День пограничника
Бронзовый призер ОИ-2012 возглавил управление в Алматинской области
Новый профессиональный праздник для предпринимателей учрежден в Казахстане
Трамп встретится с Зеленским и лидерами ЕС
Обрабатывающая промышленность в 2025 году выросла на 6,1%
Реализация Послания-2024: рост отечественного производства и поддержка МСБ
В Астане завершились съемки мюзикла к 95-летию Шамши Калдаякова
ИИ применят в борьбе с наркопреступностью в Казахстане
Интерпол выпустил первое «Серебряное уведомление» Республики Казахстан
Более 200 тысяч человек получили выплаты из госфонда в связи с потерей работы
Власти Пакистана расширяют спасательные операции в связи с наводнениями
20 тысяч наркосайтов заблокировали за семь месяцев в РК
Рельсы проложили на основной линии LRT в Астане
Перевести ребенка в другую школу можно онлайн
Маулен Ашимбаев встретился с главой узбекского парламента
Глава государства принял акима Акмолинской области
Казахстанец отличился на Гран-при по прыжкам на лыжах с трамплина в Польше
Более тысячи фактов двойного гражданства установили в Павлодарской области
Нелегальную добычу золота пресекли в ВКО
Организаторов свадебного кортежа наказали в Актобе
Дожди с грозами и ветром ожидаются в Казахстане
Уборку зерновых завершили аграрии Шымкента
Четыре человека погибли в жуткой аварии в Актюбинской области
Определены 100 популярных казахстанских книг
Карагандинский академический театр музкомедии приедет на гастроли в Астану
Среднемесячная зарплата выросла в Казахстане
Как будет расти Караганда
МИД ЕС созывает экстренный саммит по Украине
Фигуристка Софья Самоделкина стала серебряным призером турнира в США
Казахстанские школьники получили 7 наград на чемпионате по робототехнике в Китае
Глава государства о суперкомпьютере и об ИИ: «Расслабляться нельзя»
Производство китайских грузовиков локализуют в Сарани
День спорта отметят в Казахстане
Тренера топ-клуба КПЛ отправили в отставку после поражения в Семее
Мертвые души и трудоустройство
Шапан Танеке Досетулы передан Национальному музею
В Турции землетрясение разрушило дома
Полицейские поймали «рыночных охотниц» в Алматы
Подозреваемого в терроризме экстрадировали в Астану
Майнерам незаконно продавали электроэнергию в ВКО
До конца 2025 года в Казахстане введут обязательную маркировку моторных масел
Десять человек погибли за два дня на трассах Казахстана
На Зеленом базаре арендаторы в очередной раз устроили демарш
Жезказган – Кызылорда: уложены первые километры асфальта
Сильные дожди накроют Казахстан
Сильные дожди сменят жару в Казахстане
Более полумиллиарда тенге выделили на ремонт столетней дороги в ВКО
В Павлодарской области масштабно отметили 125-летие Исы Байзакова
Родители потратили благотворительную помощь на лечение сына: возбуждено дело
В Кызылординской области все больше сёл отказываются от продажи алкоголя
Гвардеец завоевал бронзу на ЧМ по пляжному самбо в Сингапуре
О погоде в Казахстане на первые дни августа рассказали синоптики
Нацбанк начал валютные интервенции
Где и когда посмотреть результаты конкурса грантов?
Гвардеец стал призёром конкурса по популяризации наследия Абая
В Туркестане построят восточную объездную дорогу
В Астане 125 новобранцев дали клятву Родине
Незаконные постройки снесут в Уральске
Налоговый Кодекс Республики Казахстан
Найдены личные вещи членов экипажа пропавшего на Сорбулаке вертолета

Читайте также

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]