Исторически Центральная Азия и Индия взаимодействовали более 2 тыс. лет. Так, постоянная угроза нашествий на Индию сыграла немалую роль в деле консолидации образовавшегося здесь в начале XIII века Делийского султаната, правящая верхушка в котором была представлена главным образом тюркской военно-феодальной знатью, завоевателями и выходцами из Центральной Азии.
Первый султан Делийского султаната был в детстве рабом, однако благодаря тому, что его купил известный ученый и судья, он получил отличное образование и умел превосходно владеть оружием. После смерти хозяина его сыновья продали его другому человеку. Талантливого и образованного раба покупает последний султан династии Гуридов Шихаб ад-дин Мухаммад Гури и дает ему свободу.
Отрядами Айбека были завоеваны многие территории, в том числе Дели. Он сам уже не просто свободный человек, а доверенный полководец султана Мухаммада Гури. В благодарность за верную службу султан поставил его наместником Северной Индии. Также Кутб уд-дин становится наместником султана в Дели.
Скорее всего, средневековые авторы имели в виду так называемую страну тюрков, в земли которой входила и часть территории современного Казахстана. В большинстве случаев историки утверждают, что он происходит из тюркского племени кипчаков. В то же время вопрос происхождения самих кипчаков довольно сложный. Важно подчеркнуть, что кипчаки стали объединяющим термином других тюркских племен. Географически практически вся территория современного Казахстана была областью владений кипчаков, которая называлась Дешт-и-Кипчак (Кыпчакская Степь). После того, как кипчаки стали переселяться на Запад, пришедшие на земли Дешт-и-Кипчак другие тюркские племена продолжали именоваться соседними народами кипчаками по названию населяемой ими территории.
В июне 1206 года после смерти султана Шихаб ад-дин Мухаммада Гури власть в государстве ослабла настолько, что династия прервалась. В то же время
Кутб уд-дин объявляет себя султаном независимого Делийского султаната.
Несмотря на то, что суверенным правителем он был только четыре года, Айбек много успел сделать для своей страны. Он ввел щедрую оплату для военнослужащих, за что они даже прозвали его «Лакх бахш» (дающий сотни тысяч монет), существенно уменьшил налоги для мусульманского населения страны. Айбек усовершенствовал административную систему, несмотря на недовольство многих аристократов. Официальным языком страны становится фарси. В его правление создается много произведений литературы, архитектуры. В частности, дошедшими до наших дней стали Лал Кот (Красная крепость) и Кутуб Минар, ставший символом Дели и Индии в целом.
Кутуб Минар – это 73-метровое сооружение, построенное несколькими поколениями правителей Делийского султаната. Уникальный памятник средневековой индо-исламской архитектуры. Самая высокая башня в Индии, самый высокий в мире кирпичный минарет, являющийся объектом всемирного наследия ЮНЕСКО. В Средние века Кутуб Минар считался одним из чудес света.
В 1210 году Кутб уд-дин умер, упав с коня во время игры в конное поло (чоуган). К сожалению, на тот момент у султана было три дочери и только один сын по имени Арам-Шах, который был совершенно неспособен к управлению государством. Несмотря на это, знать Лахора объявляет его султаном, но он не интересуется политикой и не умеет управлять армией. В итоге он был свержен зятем (мужем своей сестры) Шамс ад-дином Илтутмишем (1210–1236).
Шамс ад-дин Илтутмиш пережил почти такую же судьбу, как и его тесть. Он так же был родом из знатного рода кипчаков, но в раннем детстве попал в рабство. Его купил Кутб уд-дин Айбек, которому он впоследствии был весьма предан и полезен. Затем он женился на одной из его дочерей Туркан Хатун, которая была высокообразована и знала персидский язык. Однако отец не нашел в себе смелости оставить управление султанатом дочери. В чем-то он, бесспорно, был прав, как султан, он сам правил только около четырех лет, и для дальнейшего укрепления страны нужна была жесткая мужская рука. Именно таким султаном и стал Илтутмиш, который стоял во главе Делийского султаната 25 лет.
Во времена его правления границы султаната были сильно расширены, более того, он был признан в качестве суверенного правителя – халифом. Во времена его правления была первая попытка проникновения на земли Индостана монголов Чингисхана, но они довольно скоро ушли обратно, оставив султанат нетронутым. В то время войны с монголами удалось избежать. Часть историков ставит это в заслугу именно Илтутмишу.
Так же, как и его тесть, Илтутмиш много занимался строительством, покровительствовал науке и искусству.
После смерти Илтутмиша власть над стабильным, процветающим и высококультурным государством должна была перейти к одному из его сыновей – старшему Рукн уд-дину Фирузу, или младшему Фирузу Бахраму.
Однако, зная недостатки обоих сыновей, Илтутмиш принял неоднозначное решение: назначил султаном дочь Разию, старшую из детей и обладавшую высокими волевыми качествами. Подобные решения были в традициях кипчаков (тюрков).
Разия с детства училась стрельбе из лука, изучала военную стратегию и часто сопровождала отца в его военных походах. Отец, проводя много времени на войне, также доверял Разие управление государством.
Несмотря на волю султана, часть знати и визири были недовольны идеей назначить женщину правительницей государства. Так, они возвели на престол сводного брата Разии Рукн уд-дина, а фактической правительницей стала его мать Туркан Хатун.
Это вызвало раскол среди представителей нобилитета и стало причиной дворцовых заговоров.
Разия понимала, что ей будет нелегко получить власть, завещанную отцом, хотя у нее были на это все права. Она призвала под свои знамена соратников отца, тех, кто желал продолжения политики покойного султана.
Спустя пять месяцев после восшествия на трон Рукн уд-дина армия начала выражать недовольство некомпетентным руководством, а население провинций протестовало против невежества правителей.
Разия решила обратиться к населению Дели во время пятничной молитвы. Она вышла перед народом и напомнила ему о воле ее отца, о ее праве управлять государством, а также, что ее может лишить права на трон только народ в том случае, если он решит, что она не способна управлять им и привести к процветанию.
Жители Дели поддержали Разию, и в ноябре 1236 года Разия была провозглашена правительницей, став первой и единственной женщиной, которая взошла на престол Делийского султаната. Свергнутый Рукн уд-дин был схвачен ее эмирами, брошен в тюрьму и убит.
Опасаясь нелояльности знати, Разия сделала ставку на лично преданных ей людей, окружив себя выходцами из мамлюков и бывшими рабами, которые всем были обязаны ей. Так, например, визирем при ней стал эфиоп Малик Джамал ад-дин Якут Хаджи.
Это вызвало недовольство выходцев из тюркской среды. Они стали обвинять Разию в нарушении законов шариата, благо она сама подавала им повод в этом: одевалась в мужскую одежду, а на голове носила тюрбан, себя приказала именовать титулом султан в мужском роде, открыто вершила государственные дела, не затворяясь на женской половине дома.
Но истинная причина недовольства тюрков была иной: тюркская знать в Делийском султанате представляла собой замкнутую олигархию и претендовала на всю полноту власти, не собираясь отказываться от своих привилегий и не желая подчиняться самодержавной власти правителя.
И хотя летописи описывают Разию как великую, проницательную правительницу, справедливую, благодетельную покровительницу ученых, творящую правосудие, заботящуюся о своих подданных, обладающую военным талантом и наделенную всеми замечательными качествами и свойствами, необходимыми правителю, ей не суждено было долго оставаться у власти.
1240 год стал роковым для Разии: восставшая знать дважды разбивала ее армию и пленяла ее, но если в первый раз ей удалось вырваться из плена и собрать новые силы, то во второй раз, 13 октября 1240 года Разия и ее муж Ихтиаруддин Альтуния были разбиты и пленены. 14 октября 1240 года они оба были казнены недалеко от города Кантхал (расположен на севере Индии).
Из всех султанов Делийского султаната имя Разии, пожалуй, наиболее часто упоминается в народной культуре даже восемь веков спустя. О ней слагали поэмы, писали пьесы и рассказы, снимали кино.
В завершение хотелось бы отметить, что контакты тюркского мира с Северной Индией и Индией существовали на протяжении ряда веков.
Эти связи берут свое начало от известного Канишки, правившего Кушанским царством в начале II века и способствовавшему усилению позиций буддизма в Индийском субконтиненте и Центральной Азии.
Одной из особенных эпох для истории индийского народа являются времена династии мамлюков и Делийского султаната в XIII–XVI веках.
Кроме того, важно упомянуть о Бабуридах, или как их еще называют, Великими Моголами – тимуридское государство, существовавшее на территории современных Индии, Пакистана, Бангладеш и юго-восточного Афганистана в 1526–1540 и 1555–1858 годах.
Великие выходцы из Центрально-Азиатского региона провели в Индии многочисленные реформы. Они коснулись налоговой системы, военного дела и административного управления. Эти изменения оказались очень полезными для развития страны. В связи с этим весьма необходимо рассказывать о деятельности этих личностей и о них самих.
Важно отметить, что соплеменники делийских султанов, такие выдающиеся личности, как султан Бейбарс и его потомки также создавали могущественные государства далеко за пределами своей родины.
В целом, согласно выводам ученых, если объединить время Делийского султаната и империи Моголов, то в истории Индии можно выделить 500 лет непрерывной тюркской эры.