В награду за подвиги

3209
Елена Брусиловская

Нынешний год проходит под знаком 75-летия Победы в Великой Отечественной войне. Для казахстанцев эта дата священна, потому что нет в нашей стране семьи, которой не коснулась бы горьким крылом война.

– Имеем ли мы право забывать о десятках миллионов советских солдат, павших на полях сражений? О тех, кто мальчишками уходили на фронт, чтобы защитить от врага родную Отчизну? С годами на полях былых сражений появились многочисленные памятники воинам-освободителям, чтобы было где склонить головы в благодарность за их подвиг. Но у нас, к сожалению, до сих пор нет памятников людям, которые являются гордостью казахского народа – дважды Герою Советского Союза Талгату Бегельдинову и Герою Советского Союза, Халық Қаһарманы, генералу армии Сагадату Нурмагамбетову, – говорит председатель Президиума РОО «Совет генералов», генерал-майор Махмут Телегусов.

Два года назад Совет генералов по своей инициативе передал бюсты этих героев в Москву, в Центральный музей Великой Отечественной войны на Поклонной горе. Причем бюсты были выполнены на деньги членов РОО «Совет генералов». Кроме того, музей получил архивные фотографии и портрет Сагадата Кожахметовича работы художника студии имени М. Грекова Павла Бойко.

Но в родном Казахстане памятники героям до сих пор не поставлены, несмотря на то что ветеранские организации не раз обращались по этому поводу в различные государственные инстанции. В то же время, что может быть важнее, чем сохранение нашей общей историчес­кой памяти? Ведь это та основа, на которой сегодня существует общество. Не случайно говорят: народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего. А еще утверждают: если выстрелить в прошлое из пистолета, будущее выстрелит в тебя из пушки.

И современность предоставляет нам немало примеров, показывая, что происходит в странах, которые забывают или переписывают свою историю. И то, что сегодня неравнодушные люди ратуют за сохранение памяти об ушедших уже героях, это, как сказал поэт, «нужно не мертвым, это надо живым».

Когда Талгат Бегельдинов и Сагадат Нурмагамбетов вчерашними мальчишками уходили на фронт, вряд ли они думали о славе. Для них, как и для миллионов их сверстников, задача была одна – освободить страну и свой народ от фашизма. Они хотели видеть своих потомков счастливыми. Во имя этого шли в бой, во имя этого были готовы победить или погибнуть.

Сагадат Нурмагамбетов

Вряд ли мог подумать сирота из крохотного аула Касым в Северном Казахстане, что судьбой ему будет уготовано защищать от врага родную землю, что за это он получит Золотую Звез­ду Героя, что грудь его украсят многочисленные награды: ордена Ленина, Октябрьской Революции, Красного Знамени, Отечественной войны I и II степени, два ордена Красной Звезды, два ордена Трудового Красного Знамени, ордена «За службу Родине в Вооруженных силах СССР» III степени и «Знак Почета». Что будет он создавать армию независимого Казахстана, став ее первым народным героем.

Он рос и мужал вместе с понятием «Родина». «Чувство Родины – это самое главное, – считал Сагадат Кожахметович. – Не случайно мы пишем это слово с заглавной буквы». Через всю войну он пронес звуки и запахи родной земли.

«Можно ли забыть самоотверженную стойкость наших воинов под Москвой? – писал он в своих воспоминаниях. – Можно ли забыть подвиг героев, раненных и обмороженных под Сталинградом, где каждый камень и каждый бугорок пропитан солдатской кровью? Можно ли забыть огонь на Курской дуге, где тысячи и тысячи танков скрежетали днем и ночью? А битву на Кавказе? На Днепре? Можно ли забыть обгоревшие развалины Белоруссии, где детишки с перебитыми ручонками рвались на фронт, просились в партизанские отряды? А бои под Варшавой? Под Берлином? Конечно же, не забыть мне и ликование наших воинов в Германии, когда после ее капитуляции строевым шагом с развернутыми полковыми знаменами шли по Берлину солдаты-победители».

В этом не только вся воинская биография самого Сагадата Нурмагамбетова, но и его отношение к страшной войне, принесшей столько горя, отнявшей столько фронтовых друзей!

27 февраля 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий во время прорыва сильно укрепленной обороны противника на территории Польши, проявленные при этом отвагу и героизм, ему было присвоено звание Героя Советского Союза. «Золотую Звезду» Сагадат Нурмагамбетов получил, когда ему был всего 21 год!

Судьба подарила ему счастливый шанс дожить до Победы. Изо дня в день постигая науку воевать, Сагадат Кожахметович старался беречь солдатские жизни, не случайно в его книге рефреном идут слова: «Тяжело, очень тяжело терять боевых друзей».

Как рассказывала его дочь Айсулу Нурмагамбетова, «до последнего дня своей жизни отец был верен фронтовому братству. При всех его заслугах, высоких званиях и высоких должностях он сохранял удивительную скромность, внимание по отношению к окружающим людям».

Для него всегда на первом месте было не личное благополучие, а благополучие его Отчизны. Как в песне «жила бы страна родная, и нету других забот». Наверное, поэтому мало кто знает, что весной 1945 года Сагадат Нурмагамбетов был представлен ко второй медали «Золотая Звезда». Причем наградной лист был уже подписан и согласован, в нем, в частности, говорилось:

«…24 апреля 1945 года батальон майора Нурмагамбетова, сломив упорное сопротивление противника, ворвался в Берлин. Мастерски управляя батальоном, в сложных уличных боях с большими группами фаустников и автоматчиков уничтожил свыше 450 и захватил в плен 1 560 гитлеровцев, ликвидировал 9 опорных пунктов. В этом бою майор Нурмагамбетов был ранен. Достоин награждения второй медалью «Золотая Звезда».

Но… по непонятным причинам вторую «Золотую Звезду» Нурмагамбетов так и не получил. При этом никогда не сетовал, что его обошли наградой: «Должен сказать, что никто из нас, фронтовиков, поднимаясь в атаки под пулями врага или до последнего сражаясь в обороне, не думал о славе, почестях, наградах. Мы знали – за нами Отчизна, наша прекрасная земля, родные. Мы до конца выполняли священную клятву, принесенную нами своему народу, и не мыслили, что можем жить и воевать иначе», – вспоминал он.

Сагадат Кожахметович считал, что надо знать историю своего народа, свой род, свои корни, но никогда не ставил во главу угла национальность. Для него важным было одно – что человек из себя представляет, чего он достиг в жизни своими усилиями, своими знаниями и талантом. Он прекрасно понимал, что если бы не было этого духа интернационализма, войну бы не выиграли. Победить можно было только сообща, только вместе.

Сагадат Кожахметович много сделал для казахстанской армии, став, по сути дела, ее творцом. По его инициативе в суверенном Казахстане начали готовить национальные военные кадры, заложили традиции нынешних Вооруженных сил. В одном из своих последних интервью Сагадат Кожахметович сказал: «Я горжусь армией суверенного Казахстана, мобильной, хорошо подготовленной, способной выполнять задания любой сложности».

Талгат Бегельдинов

Под Москвой на высоком берегу Истры воздвигнут памятник самолету ИЛ-2. Созданный в канун Второй мировой войны в Опытном конструкторском бюро Сергея Ильюшина, этот советский штурмовик стал одним из символов прошедшей войны. Таких самолетов в то время не имела ни одна армия мира, его называли «летающим танком», а фашисты еще и «черной смертью». Оснащенный скорострельными пулеметами и пушками, несущий под крыльями реактивные снаряды и бомбы, ИЛ-2 наводил ужас на гитлеровцев.

Для нашего земляка, дважды Героя Советского Союза, военного летчика Талгата Бегельдинова ИЛ-2 был «родной машиной», ведь он совершил на нем свыше 300 боевых вылетов, пробыв в воздухе без малого 500 часов! Разные приходилось выполнять задания: и в разведку летать, и эшелоны бомбить, и мосты взрывать, и с танками сражаться.

Летал и по переднему краю, и по тылам противника, ходил на свободную «охоту», вступал в воздушные бои, в которых лично сбил 7 вражеских самолетов. За выполнение особо важных и особо сложных заданий Талгата Бегельдинова называли человеком-легендой.

Сама судьба предопределила Талгату путь в небо, ведь его имя в переводе с арабского означает «высота», «подъем». Поэтому когда 16-летний курсант аэроклуба ДОСААФ, вчерашний деревенский мальчишка, впервые самостоятельно поднялся в небо, каждой клеточкой своего тела он понял – это его стихия. Хотя внешне Талгат никак не тянул на летчика – невысокого роста, маленький, щупленький, «в каких-то болтающихся штанишках, брюк-то не было», как он сам вспоминал. Этот мальчишеский вид сыграл с ним злую шутку, и когда после окончания аэроклуба шел отбор в летную Саратовскую авиационную спецшколу пилотов, и потом, на фронте, когда командиры эскад­рилий не спешили зачислять его в свою команду.

«Однажды вижу объявление, – вспоминал Талгат Якупбекович. – «Кто из курсантов-выпускников желает летать на самолете ИЛ-2, напишите заявление». И ниже приписка, что это новый хороший самолет-штурмовик, его можно увидеть на аэродроме. Ну я вместе с другими ребятами взял и написал, дес­кать, хочу переучиться. Это уже потом, на фронте, я понял: эх, лучше бы мне специализироваться на истребителя, ведь, как потом оказалось, на ИЛ-2 впору смертникам было летать. Во-первых, как правило, он шел на небольшой высоте, поэтому его не только с воздуха, но и с земли можно было достать. А во-вторых, когда мы посмотрели на его «начинку», ахнули – две пушки, два пулемета, бомбы, реактивные снаряды! То есть он весь был напичкан боеприпасами».

Не случайно в первые месяцы войны жизнь летчика ИЛ-2 в среднем исчислялась лишь десятком боевых вылетов. Вчерашние мальчишки, пилоты ИЛ-2, гибли чаще, чем, скажем, истребители или бомбардировщики. За 30 успешных боевых вылетов летчика-штурмовика представляли к званию Героя Советского Союза, в то время как всем остальным надо было совершить не менее 80 боевых вылетов.

Талгата Бегельдинова на фронте считали везунчиком, судьба его словно оберегала, помогая выходить невредимым из самых невероятных ситуаций. Вот один из таких примеров.

В одном из боев, когда ИЛ-2 Бегельдинова вошел в пике, сверху на него стал падать подбитый немецкий истребитель. За доли секунды Талгат сумел вынырнуть из-под падающего на него самолета, и тот врезался в землю, а вместе с ним взлетели на воздух вражеские вагоны. Наблюдавший за этим воздушным боем командир дивизии Каманин в восторге воскликнул тогда: «Блестящее боевое пике выполнил Бегельдинов! В учебники бы его занести. Бессмертное пике!»

С именем Талгата Бегельдинова связан и еще один поис­тине легендарный случай, вошедший в историю Второй мировой войны. Кстати, он до сих пор активно обсуждается на интернетовских форумах. В германской армии славился как непобедимый летчик Ганс «Асси» Ханн, кавалер Рыцарского креста с дубовыми листьями. На его счету было 560 вылетов и 108 сбитых самолетов. На Восточный фронт немецкого аса перевели осенью 1942 года. 26 января 1943 года Ганс Ханн сбил свой сотый самолет. «Асси» считался непобедимым, пока его самолет не пересекся в небе с Илом Талгата Бегельдинова.

Этот бой произошел 21 февраля 1943 года в районе Старой Руссы. Для аса такого уровня, каким был Ханн, быть сбитым каким-то мальчишкой (Талгату тогда было всего 20 лет) было позором, поэтому во время доп­росов (Ганс Ханн попал в плен и 7 лет провел в советских лагерях) он категорически отказывался признать, что его сбил молодой советский летчик, уверяя, что его самолет подбила зенитка, и из-за отказа двигателя он был вынужден приземлиться в советском тылу.

Талгату Бегельдинову было всего 22 года, когда он получил первую Звезду Героя, и 23, когда вручили вторую. В стране всего 65 военных летчиков дважды были удостоены этого высокого звания!

«Тогда мы даже не думали о наградах, – говорил Талгат Якупбекович. – Да я в жизни никогда и не помышлял, что буду Героем Советского Союза. Мысль была одна – как противника уничтожить».

Долгим и нелегким был для Бегельдинова путь к победе. Под Харьковом он был ранен, блуждал по вражеским тылам. Вернулся в свой полк, где его считали погибшим, даже китель с орденами отправили в родной аул! И когда вместе с полевым госпиталем его пытались эвакуировать в тыл, убежал из санитарного эшелона и вернулся к своим.

Освобождал Украину, Польшу, громил врага в его логове, в поверженном Берлине. Талгат Бегельдинов награжден также двумя орденами Ленина, двумя орденами Боевого Красного Знамени, орденами Отечественной войны I и II степени, Красной Звезды, Александра Невского, иностранными орденами и медалями. Кавалер орденов «Данк» I степени и «Отан».

Он был участником Парадов Победы 1945, 1985 и 1995 годов. «Заслуженный военный летчик СССР». Автор книг «Илы атакуют», «305 рейдов» и «Сражение в воздухе». Имя Талгата Бегельдинова носит Актюбинское высшее летное училище и Карагандинская спецшкола.

Героя на героя?

В память о генерале Нурмагамбетове его именем названа Республиканская школа «Жас улан» в Нур-Султане, несколько лет назад его именем назвали и одну из улиц Алматы. Но тут случился досадный казус.

– Еще несколько лет назад Совет ветеранов Алматы выступил с предложением переименовать улицу Красногорскую, что на 70-м разъезде, в улицу Нурмагамбетова. Дело в том, что эта улица примыкает к расположенному там военному институту сухопутных войск, – поясняет заместитель председателя президиума РОО «Совет генералов» генерал-майор Наиль Галимжанов. – Но тогдашнее руководство города приняло решение назвать именем генерала Нурмагамбетова улицу, уже носящую имя другого Героя Советского Союза – Зои Космодемьянской. Но как можно менять одного героя на другого! Ведь Зоя Космодемьянская – легендарная личность. Как и Сагадат Нурмагамбетов, она защищала Родину, отдав за нее жизнь.

Родные Сагадата Кожахметовича писали письма в различные инстанции, где высказали возмущение подобным решением городских властей. Ответ акимата был таким – решение уже принято и менять его нет основания.

– Но кто его принимал, почему не было принято во внимание мнение ветеранов, общественных организаций города? Ведь у нас столько еще безликих названий улиц – та же Водозаборная, например, или Вторая линия. Почему надо было принимать столь несуразное решение? – задаются вопросами руководители РОО «Совет генералов».

«Я уверена, будь жив отец, он никогда бы такого не допус­тил», – убеждена и дочь генерала ­Айсулу Нурмагамбетова.

Что же касается увековечивания памяти Талгата Бегельдинова, то Совет генералов предлагал назвать его именем улицу Бухтарминскую в районе аэро­порта, так как Бегельдинов был летчиком. Но и в этом городскими властями было отказано. Имя Героя без всякого на то основания было присвоено совсем другой улице.

– Это было сделано бездушно, для галочки. Мы считаем это неуважением к памяти героев. Ведь они – гордость нашего народа, великие люди страны! Поэтому мы считаем, что не только улицы должны носить имена героев, но и памятники Талгату Бегельдинову и Сагадату Нурмагамбетову обязательно должны быть! И стоять в мемориальном парке имени 28 гвардейцев-панфиловцев. Место для этого можно найти. Скажем, на площади перед началом мемориала «Вечный огонь» или там, где сейчас стоит пушка с корабля «Крейсер Киров», это бывший подшефный корабль ЦК комсомола Казахстана, ее можно немного сместить, и освободится место сразу для двух памятников. Причем создавать и устанавливать памятники должны не частные лица, этим должно озаботиться государство. Ведь герои совершали подвиги во имя своей страны. Поэтому и сохранение памяти о них – дело государственное, – утверждает председатель Президиума РОО «Совет генералов», генерал-майор Махмут Телегусов.

Популярное

Все
Полицейский спас жизнь ребенку
Ветераны ВОВ получат по 2 млн тенге ко Дню Победы в Алматинской области
У границы фуры ходят хмуро
Лидеры более чем 30 стран призвали к скорейшему расширению сети АЭС
Мирный атом может удовлетворить растущие потребности в электроэнергии
Приток большой воды в Атырау принесет не только беды, но и выгоды
Взрывы утихли, но надолго ли?
Центральноазиатское направление остается приоритетом
Жители Петропавловска возмущены планами точечной застройки
Свет возвращается в села СКО
Закон дает хорошие возможности — эксперт
«Второй трек» дипломатии не пострадает
Вопросы защиты авторских прав обсудили в Астане
Неприглядные врата страны
Женская сборная по стрельбе из лука впервые выиграла медаль Кубка мира
Профессор Кулян Омарова спасла тысячи детских жизней
Он шел на шаг впереди
Ветер может не только дуть, а солнце – светить
Четыре бронзовые медали из Гонконга
Неделя «Жасыл аймақ» ознаменовалась высадкой Аллеи волонтеров
Дело Бишимбаева: подборка противоречий в показаниях бывшего министра
Идея строительства метрополитена в Алма-Ате обсуждалась еще в 60-е годы
Бишимбаев объяснил в суде, зачем показывал Нукеновой скрины их переписки
«Актобе» обыграл «Кайрат» в центральном матче тура КПЛ
Вторая волна паводка ситуацию не ухудшит – ДЧС СКО
Когда в Астане отключат отопление
Врач, которому звонил Байжанов перед смертью Нукеновой, опроверг слова Бишимбаева
Премьер поручил усилить меры поддержки талантливой молодежи
Коммунальщики обратились к жителям Астаны
Студентка из ЗКО после окончания вуза планирует преподавать государственный язык иностранцам
Семья Абдраман стала пионером носочного производства в Кызылординской области
В бане мыли миллионы
Наши гребцы завоевали еще три лицензии на летние Олимпийские игры
Паводки: более 21 тыс. человек вернулись домой
Вопросы госстатистики и управления данными обсудили члены Общественной палаты
Уровень воды в реке Ишим поднялся за сутки более чем на два метра
И свой дом сберег, и соседям помог: история полицейского из Костанайской области
Баку и Ереван впервые договорились по поводу участка границы
Брату Салтанат Нукеновой показали шокирующие кадры из телефона Бишимбаева
Отчисленные студенты столичного вуза из Афганистана пытались пересечь границу с РФ
Дело Бишимбаева: хроника самого громкого судебного процесса года
Колоссальный денежный приз может завоевать скакун Кабирхан из Казахстана
Дело Бишимбаева: почему свидетель удалил видео с камер наблюдения
Урбанисты хотят изменить облик Атырау
Дело Бишимбаева: прокурор сообщила, что его телефон не удалось разблокировать
В Атырау объявлен режим ЧС. Город ждет прихода большой воды
Закон Республики Казахстан
Целина: как это было
Бишимбаев отказался признавать вину в убийстве Салтанат Нукеновой
К единственному роднику приезжают за водой со всего Усть-Каменогорска
Рыбоохранная акция «Бекіре-2024» пройдет в Казахстане
Бахытжан Байжанов опроверг в суде показания Бишимбаева
Дело Бишимбаева: защита требует учесть оценку российских судмедэкспертов
Перепись архаров началась в Казахстане
Проблемы рационального использования воды обсудили сенаторы с жителями Туркестанской области
Как минимум десятого ребенка родили 110 женщин в прошлом году в Казахстане
Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»
Для меня важно твое счастье: заметки Нукеновой озвучила гособвинитель
Суд возобновил заседание по делу Бишимбаева
На Петропавловск идет огромный поток

Читайте также

Ждут большую воду
Не укладываются в срок
Строить дороги с учетом паводков
А начинали здесь с задвижек

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]