Династия Мырзахановых: два века на железной дороге

1089
Юлия Пулина
собственный корреспондент по области Ұлытау

В этом году казахстанские железные дороги отмечают 120-летие со дня основания. Юбилейную дату отмечает и Жанааркинское локомотивное депо ТЧЭ-15 – 85-летие со дня первого пуска локомотива. Первый паровоз как память о тех временах сейчас установлен рядом с депо.

фото автора

– Мой отец Муслим пришел на железную дорогу 15-летним мальчишкой, – рассказывает Бауржан Мырзаханов, машинист тепловоза ТЧЭ-15, общественный инспектор по охране труда. – Начинал кочегаром. Работа трудная, времена суровые. Представьте, чтобы довести паровоз из Жанаарки до станции Жарык, всего-то 91 километр, требовалось подать в печь до 10 тонн угля! Нас, детей, у него было шестеро: четыре сына и две дочери. Трое сыновей, я и мои братья Серикбай и Рамазан, пошли по стопам отца. Он настолько любил свое дело, так рассказывал о работе, что и мы загорелись и даже не сомневались в том, кем станем в будущем. Позже отец работал машинистом паровоза, инструктором, потом был назначен начальником восстановительного поезда. Но, знаете, как пилота тянет за штурвал, так и машиниста – в локомотив. И он вновь вернулся в машинисты. Он говорил, что в жизни самое главное – не ошибиться в двух вещах: выборе жены и профессии. Со всей ответственностью говорю, что профессию мы выбрали по душе. Железная дорога у нас в крови – это наше призвание, наша гордость.

Все Мырзахановы начинали с азов, с рабочих специальностей. Первыми за отцом в депо пришли братья Баур­жана Серикбай и Рамазан, они уже ушли из жизни. А семейное дело продолжается новыми поколениями. Общий трудовой стаж династии уже 200 лет.

– Сам я счастливый отец четырех дочек, они выбрали другую трудовую стезю, – рассказывает Бауржан Мырзаханов. – Со мной работают дети Серикбая – Нурлан, Ерлан, Мейрам Мырзахановы и Муслим Маргулан, сыновья Рамазана – Ергали и Нургали. Все начинали слесарями в ремонтном депо. Такой старт дает большие преимущества: знаешь каждый винтик, нужный звук, каждую деталь помнишь наи­зусть даже на ощупь.

Чтобы стать машинистом, требуется семь лет подготовки. Сначала присваивают третий класс, а самый высший – первый – зарабатывается большим трудом, нужно зарекомендовать себя ответственным специалистом.

Бауржан Мырзаханов вспоминает, что, когда устраивался после службы на Северном флоте, его наставником стал старший брат Серикбай.

– 1991 год. Наставления, советы брата были очень важны для меня, – отмечает он. – Брат говорил: если выбрал эту профессию, значит, не имеешь права подвести семью, отца и старших братьев, обязан планку держать. Вот я и старался изо всех сил. А потом мы так же учили своих преемников. Почти все мои племянники работают машинистами, водят грузовые, пассажирские поез­да. Только Мейрам – заместитель начальника восстановительного поезда. Хочу подчеркнуть, что мы все любим свое дело, гордимся своей профессией.

Бауржан Мырзаханов припомнил такую притчу: пастух передает посох сыновьям, чтобы они продолжили его дело. Так и отец передал им в наследство частичку своей любви к железной дороге, хотел видеть их железнодорожниками. Это было несложно. В памяти свежи яркие детские воспоминания о том, как с братьями бегал к отцу на работу, как он брал их с собой в поездки.

– Конечно, воспитание и порядок – прежде всего, – говорит Баур­жан Мырзаханов. – Отец был строг, приучал к пунктуальности, ответственности. Именно потому мы не видим каких-то трудностей в своей профессии. Мы как солдаты. У нас есть свои задачи. Первая – обеспечить безопасность движения поез­дов. Вторая – мы обязаны любой поезд довести из пункта А до пунк­та В несмотря ни на что.

Железная дорога по праву считается самым безопасным средством передвижения, машинисты – глаза и уши всего коллектива, на их контро­ле многое. И одна из важнейших задач – безопасность людей. Маршрут и скорость расписаны по секундам. Племянник Бауржана Мырзаханова Нурлан водит «Тальго» по маршруту от Жезказгана. Дорога от города извилистая, серпантин, потому и скорость на первых километрах всего 50 км⁄час. А вообще ему нравятся новые тепловозы класса Evolution, они очень комфортные и легкие в управлении. Работать на них одно удовольствие. Еще один бонус – постоянный медицинский контроль.­ До и после 12-часовой смены измеряют давление, пульс, общее состояние.

– Правила важны, ведь как первое колесо поедет, так и второе за ним потянется. Так отец любил говаривать, – вспоминает Бауржан Мырзаханов. – Мы полувоенная организация, у нас есть свой устав, приказы, которым подчиняемся. Все для того, чтобы железная дорога работала, как часы, как единый механизм, где каждый специалист четко знает и выполняет свои обязанности.

Популярное

Все
Стена обрушилась в одной из сельских школ
Аким задержан по подозрению в коррупции
Наказали за вывоз снега
Растущее энергопотребление свидетельствует об устойчивом росте экономики
Группа общественников побывала на экскурсии в учебном центре по ядерной безопасности Института ядерной физики
На энергетической безопасности экономить... опасно
Справедливость и юстиция имеют общий смысл
К новым достижениям через реформы в образовании
Без социальной активности невозможен социальный оптимизм
Развитие сильного Казахстана – в руках молодежи
За казахским языком – будущее
Указ Главы государства
Железная ирония бумажных миров
Указ Главы государства
Указ Главы государства
Дружба начинается с музыки
Разведчик, руководитель, патриот
В селе Жанибек торжественно открыт этноаул «Жайлау»
Жечь глаголом
Целители древностей
Атомная генерация снизит зависимость от импорта энергии
Снег ожидается в некоторых регионах Казахстана на выходных
Подушевое финансирование ДЮСШ внедрят в Казахстане
В АЭС – наше развитие, наше будущее!
На церемонии открытия Всемирных игр кочевников будет аншлаг
«Астана» победила и теперь ждет в гости лондонский «Челси»
Акмолинские аграрии приступили к уборке урожая
Жителям Атбасара вручили ключи от квартир
Не нужно путать атомную бомбу и мирный атом!
Костанайская область одной из первых завершила строительство домов для пострадавших
Водоканалы соберут под одной крышей
Семьям горняков окажут помощь
Совещаются молодые атомщики
Быть первым трудно, но интересно!
Токаев принял нового министра
Более 350 тысяч первоклашек сели за парты
Задержан замглавы Нацгвардии Константин Воронкин
Онкологи нацелены повысить качество медицинской помощи
Вопросы инвестиционного сотрудничества обсудили Казахстан и Иордания
Перезагрузить систему распределения финансирования науки
Кайрату Сатыбалды смягчили приговор
Круглосуточную охрану приставили к дому девочки, попавшей в секс-рабство в Кызылорде
Премьер Индии призвал Украину и Россию к переговорам
Рыбалка закончилась трагедией
Казахстанцы собрали 140 млн тенге для впавшего в кому солдата-срочника
Автобус – не вертолет. Местные власти отстранили от работы перевозчика, обвинив его в саботаже
«Лучший педагог»: стартовал прием заявок на конкурс в столице
Тенге незначительно подешевел к доллару за неделю
Масштабный марафон «SARYARQA RUN» пройдет ко Дню Конституции в Астане
Быть или не быть АЭС – решим всей страной
Есть время и возможность подготовить атомщиков
Не использовавшийся по целевому назначению участок в Шымкенте вернули государству
В Великобритании начались испытания РНК-вакцины от рака лёгких
Посвященная наследию кочевников выставка открылась в Астане
Нарколаборатория по производству «синтетики» ликвидирована в Алматинской области
Доля дистанционно работающих казахстанцев остаётся крайне небольшой
Стали известны обладатели государственных грантов в магистратуру
Казахстан приложит все усилия для соблюдения своих обязательств перед ОПЕК
До начала ВИК-2024 остаются считанные дни
Культурная волна набирает силу

Читайте также

Пять континентов гостят в Астане
Сияет Великая степь, встречая праздник
Сербию интересует опыт Казахстана в проведении выставки EXP…
Разведчик, руководитель, патриот

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]